Изменение геометрических размеров деталей СТС.
Анализ приведенной зависимости (см. рис. 2.21) показывает, что при изменении температуры объем и размерь! твердых тел также меняются. Интенсивность этих изменений можно описать с помощью КТР - коэффициента термического расширения , представляющего собой величину, обратную наклону кривой, соответствующей среднему положению колеблющегося атома. Его числовые значения хорошо кореллируют с другими характеристиками материала. Чем меньше значение , тем выше температура плавления материала, его прочность и твердость (табл. 2.11).
Следует отметить, что для поликристаллических твердых тел при симметричном строении кристаллической решетки (ОЦК, ГЦК) значения КТР для всех измерений равны - т.е. деталь изменяет свои размеры пропорционально исходным:
(2.16)
где - изменение температуры (может быть как положительным при нагреве, так и отрицательном (при охлаждении).
Таблица 2.11— Значения КТР и его связь с другими свойствами основных материалов для судостроения и судоремонта
Материал | Свойства материалов | ||
КТР 10-61/град | Температура плавления Тпл, | Твердость НВ, МПА | |
Вольфрам | 4,4 | ||
Титан | 8,2 | 140…220 | |
Железо | 14,0 | ||
Медь | 16,5 | 37…42 | |
Алюминий | 24,3 | 16…19 | |
Магний | 26,0 | 30…40 | |
Цинк | 39,5 |
Для монокристаллов и кристаллов с несимметричной решеткой значения КТР, в зависимости от направления, могут заметно отличаться не только по величине, но и по знаку. Так, при нагреве кальцита СаСО3 по одному из направлений 001 = 25 -10-6, а по перпендикулярному к указанному = -6 10-6 . Это означает, что такой кристалл при нагревании расширяется по одной из осей координат и сжимается по 2-м другим.
Практическое значение теплового расширения материалов в судовой технике чрезвычайно велико. Его наличие позволяет создавать компактные регуляторы температуры с датчиками из биметалла (две пластинки из материала с отличающимся КТР). Учет КТР необходим при создании подвижных сопряжений - в противном случае вместо ожидаемого зазора получится схватывание деталей (т.н. "задир") по трущимся поверхностям и внезапный отказ СТС. Особенно важно это для топливной аппаратуры дизелей, в которой зазоры часто находятся в пределах всего 0,006...0,015 мм.