Формирование у учащихся установок толерантного сознания

Сегодня практически во всех регионах страны разрабатывают­ся и внедряются программы по формированию у учащихся средней и высшей школы установок толерантного сознания. Общее, что их объединяет, – стремление обеспечить готовность подрас­тающего поколения идти на диалог, а не на конфронтацию в си­туации конфликта, готовность к принятию взглядов, мнений и позиций, отличных от их собственных.

Диалог как приоритетная форма общения между людьми отра­батывается с учащимися преимущественно в процессе коммуни­кативных тренингов. Цели и задачи этих тренингов – развитие коммуникативных навыков, обучение конструктивным способам выхода из конфликта. Для получения планируемых результатов используются такие коммуникативные техники, как «Я-высказывание», «постановка себя на место другого», «формулировка про­блемы в ситуации межличностного конфликта», техники актив­ного и эмпатического слушания и т.д.

Формирование готовности к принятию иных логик мышления и взглядов на жизнь осуществляется в ходе знакомства на учебных занятиях с отличительными особенностями разных культур и на­ций, традициями и обычаями конкретной страны. Часто на таких занятиях учащиеся обсуждают проблемы национальных мень­шинств и вынужденных мигрантов.

Различия в проводимых мероприятиях касаются в основном тех конкретных способностей и умений, которые планируют сфор­мировать у учащихся разработчики программы, и применяемых для этого методов. К примеру, Г. В.Солдатова с сотрудниками предполагают, что результатами обучения должны стать:

- формирование умения выражать свое мнение, быть терпи­мым, сопереживающим, понимающим;

- развитие коммуникативных навыков; обучение конструктив­ным способам выхода из конфликта;

- развитие способности к самоанализу; -развитие социальной восприимчивости;

- обучение межкультурному пониманию и толерантному пове­дению в межэтнических отношениях;

- развитие эмпатических способностей у педагогов и учащихся;

- воспитание терпимости к инакомыслию;

- воспитание у учащихся неприятия к проявлению жестокости и любых форм насилия.

В средней общеобразовательной школе № 24 г. Брянска цели, которые поставили перед собой разработчики аналогичной про­граммы, таковы:

- создать условия для становления здоровой, разносторонне развитой и социально мобильной личности, готовой к самосо­вершенствованию и жизни в современных условиях;

- научить учащихся разрешать конкретную социальную про­блему за счет собственной активности и совместной деятельности со взрослыми.

Последняя цель реализуется вполне конкретно – через поста­новку задач, среди которых:

- выявление социальной проблемы;

- определение того, что учащийся может сделать сам, а что в сотрудничестве с педагогом;

- разработка и осуществление плана действий;

- оформление результатов своей деятельности в виде конечно­го продукта;

- рефлексия полученного опыта1.

Цель программы «Толерантность», реализуемой в школе № 34 г. Брянска, звучит так — формирование собственного взгляда на проблемы страны путем коллективного обсуждения следующих вопросов.

- Как общественность видит проблему?

- Что ценно для людей, а что нет, и каков конфликт между этими ценностями?

- Что люди желают (не желают) делать для решения проблемы?

- Какие затраты и последствия приемлемы?

Пример формирования установок толерантного сознания опи­сала московский психолог М. Битянова.

«Два преподавателя 9-го "Б" класса нашей школы – истории и гео­графии – одновременно забили тревогу: на их уроках в течение по­следней недели несколько раз поднимались неприятные, агрессивные, в "черносотенском" духе разговоры на тему чеченцев, лиц "кавказской национальности" и евреев. Все попытки убедить подростков, словесно воздействовать на них не привели к успеху: ребята еще больше распа­лялись, их высказывания становились крайне экстремистскими. Для школы это ситуация чрезвычайная, неприемлемая. Что делать? Были, конечно, предложения о принятии всяческих административных мер: разговоров, приглашения родителей. Но, к чести педагогов, они пошли по другому пути, к ним присоединились и мы, психологи.

Мы написали открытое письмо всем ''гражданам" Экономической школы-лицея (ЭШЛ), в котором достаточно эмоционально высказали свою позицию по этому вопросу и прописали шаги, которые мы соби­раемся предпринять. А именно: обратиться в совет школы с просьбой провести опрос всех граждан ЭШЛ по данному поводу, организовать публичные дебаты и посвятить теме национализма несколько публика­ций в школьной газете. Письмо было подписано, размножено и разве­шано по всей школе.

Через день социологическая группа совета школы провела опрос. Выявилась небольшая группа ребят, заявивших о своей готовности при­нять участие в дебатах и отстаивать националистические взгляды, и очень большая группа, готовая активно составить им оппозицию. Пси­хологи предложили обеим сторонам помощь в подготовке (в обучении навыкам ведения спора). Но это внешняя канва. Важнее другое. Класс­ные руководители рассказывали, что письмо и опрос потрясли ребят. Во всех классах было много внутренних разговоров и споров на эту тему. В каждом классе есть нерусские дети. Выяснилось, что многие из них втайне беспокоились о том, что думают о них одноклассники. Они по­лучили поддержку от своих ребят, и это для большинства из них было важно.

Дебаты были подготовлены, но не состоялись. Одна из групп (думаю, вы догадались, какая) отказалась от участия». Думаем, такой путь ре­шения сложных проблем вызывает только уважение.

Пример организации межэтнического взаимодействия школь­ников приведен в учебнике «Социальная психология» Р.Чалдини, Д. Кенрика и С. Нейберга. Авторы описывают американский опыт работы мозаичных классов, в которых было организовано сотрудничество между детьми разной расовой принадлежности.

Каждый школьник становился членом команды из шести уче­ников разных пола и расовой принадлежности. Материалы урока специально разделялись на шесть частей. Сначала каждому учени­ку давалась одна часть материала; он встречался с экспертной груп­пой, которая состояла из членов других команд, получивших то же задание. Затем ученики возвращались в свои команды и пере­давали товарищам приобретенные ими знания. Поскольку ин­формация, которая была у каждого из учеников, представляла собой только часть материала (по терминологии разработчиков проекта – мозаики), чтобы выучить весь урок, каждый ученик должен был полагаться на других членов команды.

При такой организации занятий учитывалось следующее:

-разделяясь на экспертные группы, все школьники могут луч­ше подготовиться к тому, чтобы успешно преподать материал сво­им командам;

- поскольку по командам учеников распределяет педагог, кон­такт между преподавателями разных национальностей и полов по­лучает поддержку и одобрение старшего;

- ученики имеют одинаковый статус в классе – они не разде­лены по национальному или половому признаку и исполняют одинаковые обязанности;

- контакт происходит на индивидуальном уровне, что позво­ляет школьникам увидеть положительные качества друг друга;

- ученики сотрудничают друг с другом, работая над общей задачей: выучить сегодняшний урок;

- так как результаты обучения у школьников, работающих в таких группах, обычно бывают лучше (особенно у тех, кто прежде учился плохо), всем членам команды выгодны успехи своих това­рищей.

В результате эксперимента было выявлено, что школьники, ко­торые учатся в классах, построенных на сотрудничестве, чаще дружат с детьми другой этнической принадлежности и успева­емость школьников в таких классах повышается.

Таким образом, классы, построенные на сотрудничестве, мо­гут стать мощным оружием в борьбе против негативных пред­убеждений, стереотипов и дискриминации.

Для педагога чрезвычайно важно быть толерантным в ситуа­циях, когда ученик своим поведением вызывает у него антипа­тию, недоумение, а иногда злость и раздражение. Отвечая терпе­нием и пониманием на провокацию учащегося, воспитатель де­монстрирует всем членам группы, что такое уважение к челове­ку и выдержка.