Административное правонарушение

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

1. Деяние – акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на запрещающий сигнал светофора) или бездействием (неисполнение распоряжения судьи).

2. Общественная опасность - посягает на интересы личности, общества и государства.

3. Противоправность – лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.

4. Виновность – совершая административное правонарушение лицо, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия

5. Наказуемость – конкретное действие или бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность.

Юридический состав административного правонарушения – это совокупность четырех признаков (элементов): объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Юридический состав административного правонарушения является единственным основанием административной ответственности правонарушителя.

К объективным элементам состава правонарушения относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинная связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.

К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса – гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), и субъективную сторону, представляющую собой в первую очередь вину в форме умысла и неосторожности, а также мотив и цель административного правонарушения. Наличие вины правонарушителя (физического или юридического лица) в той или иной форме является необходимым признаком административного правонарушения. Вместе с тем КоАП РФ в ст. 2.1 дает новое довольно специфическое определение вины юридического лица: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Что касается субъекта административного правонарушения, то субъектами являются физические и юридические лица. Общим субъектом признаются вменяемые, достигшие 16 лет граждане России. Специальном субъектом выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. Например, родители и законные представители несут административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Тем не менее, здесь нет ответственности за чужую вину: родители несут ответственность не за противоправные действия детей, а за отсутствие надлежащего контроля за их поведением. Особым субъектом являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам.