ТИПЫ ПРОДУВОК 2-Х ТАКТНЫХ ДВС
Условия газообмена в 2-х тактных ДВС значительно хуже, чем в 4-х тактных т.к. отработавшие газы выталкиваются не поршнем, а продувочным воздухом. На процессы наполнения и выпуска отводится лишь небольшая часть угла п.к.в. Часть свежего заряда воздуха перемешивается с продуктами сгорания, а это ухудшает качество поступившего воздушного заряда.
Качество очистки цилиндров и наполнения зависят от системы продувки, которая должна обеспечивать наибольшую мощность и экономичность двигателя. В современных 2-х тактных дизелях цилиндровые втулки имеют: радиальное, лучевое, эксцентричное и тангенциальное расположение окон, которое влияет на процессы продувки и выпуска.
В зависимости от характера движения потоков продувочного воздуха схемы продувки цилиндров 2-х тактных ДВС подразделяются на контурные, прямоточные и кривошипно-камерные.
К О Н Т У Р Н А Я. По взаимному расположению окон контурные схемы делятся на: поперечные - продувочные окна расположены напротив выпускных;
односторонние - продувочные и выпускные окна расположены по одну сторону цилиндра.
Поток продувочного воздуха, поступая через окна, описывает внутренний контур цилиндра. Затем, поднимаясь вверх, у крышки цилиндра он совершает петлю и движется вниз к выпускным окнам.
П Р Я М О Т О Ч Н А Я. По расположению окон они также делятся на:
прямоточно-клапанные - продувка производится через окна, а выпуск газов идет через выпускной клапан в крышке цилиндра;
прямоточно-щелевые - выпуск и продувка осуществляется через окна, открывающиеся противоположно движущимися поршнями.
Воздух движется только в одном направлении - вдоль оси цилиндра. Путь воздуха и отработавших газов здесь примерно в два раза короче, чем в контурных.
К Р И В О Ш И П Н О - К А М Е Р Н А Я. Применяется в малогабаритных карбюраторных двигателях мотоциклов, мопедов, подвесных лодочных моторов и др.
Преимущество такой системы заключается в компактности, простоте устройства и отсутствия дополнительных продувочных насосов. При этом очистка цилиндров также мало эффективна, т.к. через выпускные окна теряется часть горючей смеси.