Вопрос 84. Развитие и образование детей со сложным дефектом
Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность данной категории детей.
Наличие нескольких первичных нарушений - причина недоразвития отдельных функций (предметные действия, формирование
образов предметов, пространственная ориентировка, моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми, общение), а также общей вдержки психического развития.
В.Н. Чулков отмечает, что задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нарушения, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями ранней компенсации дефекта. Необходимо — выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, реальные и перспективные направления компенсации сложного дефекта; вывести ребенка из культурного тупика, из ситуации изолированности от окружающего мира (материально-предметного и социального). Принципиально важным является вопрос о степени сохранности интеллектуального развития,
2. Условия, обеспечивающие усвоение слепоглухонемым ребенком знаний и формирование у него специфически человеческого поведения (проф. А.И. Мещеряков, 1974):
• практические действия с предметами (в том числе орудийные);
• использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека; %
• направленность действий на удовлетворение потребностей ребенка.
3. Данные условия — основа психолого-педагогической организации жизни ребенка со сложным дефектом.
Первые средства общения с ребенком — жесты, обозначающие предметы и действия. В последующем от отдельных жестов переходят к тактильным словам, воспринимаемым посредством осязания. На базе дактилологии при помощи специальных приемов слепоглухонемых обучают рельефно-точечному шрифту Брайля и, если позволяет остаточное зрение, плоскопечатному шрифту.
Формирование устной речи ведется главным образом с использованием осязания.
Для обучения детей школьного возраста применяют специальные технические средства обучения — для детей, с остаточным зрением - визуальные дисплеи.
Специальное образование — решающий фактор социально?
реабилитации учащихся со сложными нарушениями развития.
Содержательные области специального образования, имеющие наиболее существенное значение:
• трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство); I/ профессионально-трудовое обучение;
• социально-бытовая ориентировка.
3. Система помощи детям со сложными нарушениями в нашей
стране находится в стадии становления.
Специальную помощь некоторым категориям детей со сложными нарушениями оказывают отдельные учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития России.
В детском доме для слепоглухих (г. Сергиев Посад Московской области) воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха, а также с множественными нарушениями.
Возраст воспитанников - от 3 до 18 лет. Учреждение рассчитано на 100 детей. Специфика работы детского дома:
• осуществляется общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие;
• решаются специальные задачи - формирование познавательной и практической деятельности воспитанников;
• развитие их пространственной ориентировки;
• обучение словесной речи в ее различных формах;
• включение слепоглухонемых подростков в социально-бытовое окружение;
• освоение доступной профессии.
Обучение и воспитание проводится по специальным учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекционной педагогики РАО (учебные занятия в классе — 30 часов в неделю; внеклассные занятия).
Широко используются специальные технические средства (звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих).
В детском доме функционируют:
• дошкольное и школьное отделения;
• учебно-трудовые группы;
• группы для детей с множественными нарушениями.
После окончания школы выпускники могут продолжить свое образование в специальных вечерних школах.
Трудоустройство слепоглухих выпускников - острая проблема сегодняшнего дня.
Организуются новые перспективные профили трудового обучения:
• изготовление мягкой игрушки;
• керамика;
• декоративное творчество и др.
Наряду с государственными специализированными учреждениями, оказывающими помощь детям со сложным дефектом, в нашей стране создаются частные организации, занимающиеся проблемами обучения и воспитания данной категории детей:
• Ассоциация "Даун-синдром" (Москва);
• Центр лечебной педагогики (Москва);
• Центр психолого-педагогической реабилитации "Родник" (Москва);
• Школа святого Георгия (Москва);
• Лечебно-педагогический центр (Псков) и др.
Дети со сложным дефектом развития чаще всего получают ограниченное по времени надомное образование или находятся в обычных классах специального образовательного учреждения.