Вопрос 61. Характеристики детей с нарушениями слуха

 

1. Глухие дети — с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха:

• не могут самостоятельно овладеть речью;

• без специального образования становятся глухонемыми;

• большинство обладает остаточным слухом (восприятие очень громких звуков — силой более 80 дБ в диапазоне до 1000— 2000 Гц);

• недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир ребенка;

• наибольший ущерб развитию приносят создаваемые глухотой препятствия к овладению словесной речью как средством общения и познания окружающего мира;

• ограниченные возможности овладения речью негативно влияют на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др.;

• средство общения со слышащими — естественные жесты, между собой — мимико-жестикуляторная речь (отличается от словесной по своей лексике, грамматике, способам высказывания, значительно беднее словесной, используется в общении с ограниченным кругом людей);

• понимание речи опережает формирование возможности собственного высказывания в устной, тактильной или письменной форме;

• специальное обучение позволяет овладеть словесной речью, часто расширяет возможности общения со слышащими и способствует развитию личности.

Раннее начало специального обучения ребенка словесной речи

(с использованием и развитием остаточного слуха) способствует меньшему отклонению от нормы психического развития.

Развитие словесной речи в условиях специального обучения имеет особенности:

при овладении фразовой речью — в построении фраз наблюдается аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка);

при усвоении звуко-буквенного состава слов - наблюдается расширение или сужение представлений о значении слов: дети легче овладевают словами, обозначающими конкретные пред-1 меты, труднее - обозначающими действия, качества, признаки. Наибольшую трудность вызывают слова с абстрактным и переносным смыслом.

2. Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) имеют следующие особенности. Сохранность их речи зависит:

• от возраста ребенка в момент наступления глухоты;

• наличия остатков слуха;

• умения их использовать;

• владения грамотностью к моменту потери слуха;

• условий развития;

• индивидуальных особенностей;

• коррекционно-педагогических воздействий. I

Важное значение имеет раннее начало коррекционной работы;

по сохранению речи и формированию на ее базе навыков восприятия устной речи окружающих. При этом играют особую роль;

зрительное восприятие (чтение с лица);

параллельное обучение чтению.

Осторожное использование сохранившихся слуховых ощущений — в зависимости от медицинских показаний. Одно из основных условий полноценного развития — пребывание в говорящей среде. Необходимо проведение индивидуальных занятий под руководством и контролем специалистов.

3. Слабослышащие дети'.

• отклонение от нормы развития психики;

• нарушение многих функций и сторон психики, определяющих' ход развития личности ребенка.

Неполноценный слух обусловливает речевое недоразвитие, изменяющее ход общего развития, и осложнение социального взаимодействия ребенка.

Развитие речи имеет замедленный поступательный характер и подчинено особым закономерностям. Нарушения речи:

недостатки произношения;

ограниченный запас слов;

недостаточное усвоение звукового состава слова;

неточное понимание и неправильное употребление слов;

аграмматизм;

ограниченное понимание устной речи;

ограниченное понимание читаемого текста.

Специальное обучение способствует овладению языком и развитию речевого мышления.