Марксизм
Марксизм представляет собой экономическую, социальную и политическую теорию и практику, основные положения которых впервые были сформулированы в работах германских ученых и мыслителей XIX в. К. Маркса и Ф. Энгельса. Их идеи были развиты многочисленными последователями, такими как Э. Бернштейн, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, К. Каутский и др.
Существует ряд положений, идей и установок, которые позволяют говорить о марксизме как об одном из главных идейно-политических течений XX в. Прежде всего необходимо отметить, что в марксизме выделяются две части — диалектический материализм и исторический материализм. Общим для них обоих является признание первичности материи и вторичности духа. Однако если диалектический материализм изучает законы развития физического мира, то исторический материализм претендует на познание законов развития общества. Поэтому в данном разделе внимание концентрируется именно на историческом материализме, особенно на той его части, которая затрагивает проблемы политики, власти и государства.
Одно из центральных мест в марксизме занимает критический анализ существующей капиталистической системы. При этом определяющее значение придается экономическому фактору. К. Маркс исходил из тезиса о том, что для правильного понимания современного ему общества необходимо прежде всего выявить и проанализировать закономерности и механизмы функционирования и развития экономической системы. Совокупность производительных сил и производственных отношений, писал Маркс, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается политико-идеологическая надстройка, в которую входят юридические и политические институты, философия, идеология, религиозные верования.
Основное внимание Маркс уделял обоснованию мысли о том, что экономический базис определяет структуру и характер политической и идеологической надстройки. Именно противоречие между производительными силами и производственными отношениями, по мысли марксистов, служит главным движущим фактором общественно-исторических изменений.
Центральное место в марксизме занимала теория классов и классовой борьбы. По словам Маркса, в каждой из следовавших друг за другом формаций производительные силы контролировались незначительным меньшинством власть имущих, которые использовали свою экономическую волю для эксплуатации подавляющего большинства народа, присваивая себе производимый им прибавочный продукт. Поэтому, утверждали К. Маркс и Ф. Энгельс, в каждой формации существовали класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. При рабовладельческой формации это были рабовладельцы и рабы, при феодальной — феодалы и крестьяне, при капиталистической — буржуазия и рабочий класс.
Неотъемлемой чертой общества, построенного на эксплуатации человека человеком, является классовая борьба, которая разворачивается вокруг вопроса о собственности и контроле над средствами производства. На протяжении всей истории именно эта борьба, полагали марксисты, определяла характер и направления общественного развития. Все политические институты, духовные ценности, правовые нормы вторичны по отношению к экономическим отношениям и формируются правящим классом, в руках которого сосредоточена экономическая власть.
Важное место в марксизме занимает концепция общества, сформулированная в качестве ачьтернативы строю частной собственности, эксплуатации и классового противостояния. Схематично, но красочно и эмоционально К. Маркс рисовал картину будущего, которое несет коллективную собственность на средства производства, социальное равенство, свободу от классового разделения.
Необходимость перехода к коммунистическому обществу возникает, когда производительные силы при капитализме достигают такой высокой степени развития, что существующие производственные отношения становятся главным тормозом экономического прогресса. Наступает эпоха социалистической или коммунистической революции, призванной ликвидировать все формы классового угнетения и построить бесклассовое общество на принципах социальной справедливости и всеобщего равенства.
В основе изложенной схемы лежало убеждение марксистов в том, что капитализм в силу его классовой и антагонистической сущности носит преходящий характер и обречен на исчезновение. Капитализм создает собственного могильщика в лице рабочего класса, который неизбежно, в силу присущего капитализму закона абсолютного и относительного обнищания масс, становится на путь революционной борьбы за свержение власти буржуазии. В результате победоносной социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, имеющая целью уничтожение всех враждебных классов и построение социализма как первой стадии на пути перехода к коммунизму.
Таким образом, суть социальной теории марксизма можно свести к следующим основным положениям: экономический базис общества определяет его политико-идеологическую надстройку; противоречие между производительными силами и производственными отношениями и классовая борьба обусловливают основные направления общественно-исторического развития; капитализм в силу своей классовой эксплуататорской сущности носит преходящий характер; капитализм порождает своего могильщика в лице рабочего класса, который в ходе социальной революции свергает власть буржуазии и устанавливает диктатуру пролетариата как переходный этап к бесклассовому обществу. Однако в работах классиков марксизма мы не найдем сколько-нибудь подробного разговора о конкретных социально-экономических и политических характеристиках социалистического и коммунистического общества.
Необходимо отметить, что в марксизме весьма слабо разработана теория государства. По сути дела, основатели учения сосредоточились не столько на общей теории, сколько на критике существующего буржуазного государства. Независимо от формы государственно-политического устройства, будь то античные демократии, древнеримская империя, восточные деспотии, абсолютизм средневековой Европы или парламентские представительные демократии XIX в., утверждали основоположники марксизма, содержание и смысл господства в эксплуататорском обществе остаются одинаковыми — это диктатура эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством. Что касается буржуазного государства, то Маркс называл его «комитетом, управляющим общими делами всего класса буржуазии».
Поскольку, с точки зрения марксизма, любое государство представляет собой орудие господства одного класса над другими классами, сторонники К. Маркса были убеждены, что с исчезновением классовых различий и сосредоточением всех средств производства в руках рабочего класса сама потребность в «публичной власти», т.е. государстве, потеряет всякий смысл.