Марксизм

Марксизм представляет собой экономическую, соци­альную и политическую теорию и практику, основные поло­жения которых впервые были сформулированы в работах германских ученых и мыслителей XIX в. К. Маркса и Ф. Эн­гельса. Их идеи были развиты многочисленными последова­телями, такими как Э. Бернштейн, Г.В. Плеханов, В.И. Ле­нин, К. Каутский и др.

Существует ряд положений, идей и установок, которые позволяют говорить о марксизме как об одном из главных идейно-политических течений XX в. Прежде всего необхо­димо отметить, что в марксизме выделяются две части — ди­алектический материализм и исторический материализм. Общим для них обоих является признание первичности ма­терии и вторичности духа. Однако если диалектический ма­териализм изучает законы развития физического мира, то исторический материализм претендует на познание законов развития общества. Поэтому в данном разделе внимание концентрируется именно на историческом материализме, особенно на той его части, которая затрагивает проблемы политики, власти и государства.


Одно из центральных мест в марксизме занимает крити­ческий анализ существующей капиталистической системы. При этом определяющее значение придается экономическо­му фактору. К. Маркс исходил из тезиса о том, что для правильного понимания современного ему общества необхо­димо прежде всего выявить и проанализировать закономер­ности и механизмы функционирования и развития эконо­мической системы. Совокупность производительных сил и производственных отношений, писал Маркс, составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на ко­тором возвышается политико-идеологическая надстройка, в которую входят юридические и политические институты, философия, идеология, религиозные верования.

Основное внимание Маркс уделял обоснованию мысли о том, что экономический базис определяет структуру и харак­тер политической и идеологической надстройки. Именно противоречие между производительными силами и производ­ственными отношениями, по мысли марксистов, служит главным движущим фактором общественно-исторических изменений.

Центральное место в марксизме занимала теория классов и классовой борьбы. По словам Маркса, в каждой из следо­вавших друг за другом формаций производительные силы контролировались незначительным меньшинством власть имущих, которые использовали свою экономическую волю для эксплуатации подавляющего большинства народа, при­сваивая себе производимый им прибавочный продукт. По­этому, утверждали К. Маркс и Ф. Энгельс, в каждой фор­мации существовали класс эксплуататоров и класс эксплуа­тируемых. При рабовладельческой формации это были ра­бовладельцы и рабы, при феодальной — феодалы и крестья­не, при капиталистической — буржуазия и рабочий класс.

Неотъемлемой чертой общества, построенного на эксп­луатации человека человеком, является классовая борьба, которая разворачивается вокруг вопроса о собственности и контроле над средствами производства. На протяжении всей истории именно эта борьба, полагали марксисты, определя­ла характер и направления общественного развития. Все по­литические институты, духовные ценности, правовые нор­мы вторичны по отношению к экономическим отношениям и формируются правящим классом, в руках которого сосре­доточена экономическая власть.


 




Важное место в марксизме занимает концепция обще­ства, сформулированная в качестве ачьтернативы строю част­ной собственности, эксплуатации и классового противос­тояния. Схематично, но красочно и эмоционально К. Маркс рисовал картину будущего, которое несет коллективную собственность на средства производства, социальное равен­ство, свободу от классового разделения.

Необходимость перехода к коммунистическому обществу возникает, когда производительные силы при капитализме достигают такой высокой степени развития, что существу­ющие производственные отношения становятся главным тормозом экономического прогресса. Наступает эпоха соци­алистической или коммунистической революции, призван­ной ликвидировать все формы классового угнетения и пост­роить бесклассовое общество на принципах социальной справедливости и всеобщего равенства.

В основе изложенной схемы лежало убеждение марксис­тов в том, что капитализм в силу его классовой и антагонис­тической сущности носит преходящий характер и обречен на исчезновение. Капитализм создает собственного могиль­щика в лице рабочего класса, который неизбежно, в силу присущего капитализму закона абсолютного и относитель­ного обнищания масс, становится на путь революционной борьбы за свержение власти буржуазии. В результате побе­доносной социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, имеющая целью уничтожение всех враждебных классов и построение социализма как первой стадии на пути перехода к коммунизму.

Таким образом, суть социальной теории марксизма можно свести к следующим основным положениям: экономический базис общества определяет его политико-идеологическую над­стройку; противоречие между производительными силами и производственными отношениями и классовая борьба обус­ловливают основные направления общественно-историческо­го развития; капитализм в силу своей классовой эксплуататор­ской сущности носит преходящий характер; капитализм порождает своего могильщика в лице рабочего класса, который в ходе социальной революции свергает власть буржуазии и ус­танавливает диктатуру пролетариата как переходный этап к бесклассовому обществу. Однако в работах классиков марксиз­ма мы не найдем сколько-нибудь подробного разговора о конк­ретных социально-экономических и политических характерис­тиках социалистического и коммунистического общества.


Необходимо отметить, что в марксизме весьма слабо раз­работана теория государства. По сути дела, основатели уче­ния сосредоточились не столько на общей теории, сколько на критике существующего буржуазного государства. Независи­мо от формы государственно-политического устройства, будь то античные демократии, древнеримская империя, восточные деспотии, абсолютизм средневековой Европы или парламен­тские представительные демократии XIX в., утверждали осно­воположники марксизма, содержание и смысл господства в эксплуататорском обществе остаются одинаковыми — это диктатура эксплуататорского меньшинства над эксплуатируе­мым большинством. Что касается буржуазного государства, то Маркс называл его «комитетом, управляющим общими де­лами всего класса буржуазии».

Поскольку, с точки зрения марксизма, любое государство представляет собой орудие господства одного класса над другими классами, сторонники К. Маркса были убеждены, что с исчезновением классовых различий и сосредоточением всех средств производства в руках рабочего класса сама по­требность в «публичной власти», т.е. государстве, потеряет всякий смысл.