Технология производства шатунов

В процессе работы шатуны испытывают циклические на­грузки, воспринимаемые ими от поршней, вследствие дей­ствия газов и сил инерции.

Это предопределяет высокие требования к материалу шатунов.

Для шатунов малооборотных двигателей используют, в основном, углеродистые стали: для стержней - сталь 35, для го­ловок - сталь 25, 35, для шатунных болтов - сталь 30.

В многооборотных двигателях в зависимости от степени напряженности для стержней и крышек применяют углеродистую сталь 45, легированные стали 40Х, 45Х, ЗОХНМА, 1ЯХ2Н4ВА (последняя имеет высокую прочность и ударную вязкость). Для шатунных болтов используют ст. 20ХНЗА и 18Х2Н4ВА.

Заготовки шатунов штампуют, при этом форма стержня шатуна, как правило, двутаврового сечения. Отъемные головки шату­нов и крышки нижних головок - литые и штампованные.

Штамповка производится, главным образом, в закрытых штампах, при этом заготовки шатунов могут быть отштампо­ваны вместе с крышкой или раздельно.

Заготовки шатунов небольших размеров чеканят по торцам головок на прессе. В результате этого повышается точность высоты головок, что важно для последующей механи­ческой обработки.

Материал для шатунов тщательно проверяют. Механи­ческим испытаниям подвергают образцы, взятые от каждой детали, для чего у заготовки с одного конца предусматри­вают пробный брусок.

Требования к механической обработке заготовок шатунов следующие:

1) допуск параллельности осей отверстий верхней и ниж­ней головок (а также оси отверстия под палец прицепного шатуна) на 100 мм длины не должен превышать 0,03 мм - при межцентровом расстоянии до 350 мм; 0,02 мм - при межцентровом расстоянии свыше 350 мм.

Допуск пересечения осей (перекрещивание) на 100 мм длины не должен превышать 0,05 мм - при межцентровом расстоянии до 350 мм; 0,03 мм - при межцентровом расстоя­нии свыше 350 мм;

2) оси отверстий головок должны быть перпендикулярны к оси стержня и пересекать ее. Допуск перпендикулярности на 100 мм длины - 0,05 мм, допуск смещения осей - до 0,5 мм;

3) допуск параллельности плоскостей разъема нижней головки шатуна относительно оси отверстия не должен превышать 0,2 мм на 100 мм длины;

4) допуск круглости и цилиндричности отверстий верхней и нижней головок не должен превышать 2/3 допуска на диаметр соответствующего отверстия;

5) допуск торцевого биения нижней головки шатуна относительно оси этой головки должен быть не более 0,1 мм на диаметр 100 мм. Допуск торцевого биения верхней го­ловки указывается в технической документации;

6) допуск параллельности опорных поверхностей под головку и гайку шатунного болта относительно оси отверстия под болт на 100 мм длины не должен превышать 0,1 мм - для болтов с диаметром опорной поверхности до 25 мм; 0,07 мм - для болтов с диаметром опорной поверхности свыше 25 мм;

7) допускаемая разность масс шатунов в пределах одной массовой группы или на один двигатель не должна превы­шать 1,5 % - для двигателей с n = 500 об/мин; 0,8 % - для двигателей с n = 500…1000 об/мин.

Для двигателей с n ³ 1000 об/мин: 0,2 % - с удельной массой двигателя до 2,2 кг/кВт; 0,3 % - с удельной массой двигателя от 2,2 до 7,3 кг/кВт; 0,4 % - с удельной массой двигателя свыше 7,3 кг/кВт;

8) обработка по размерам (рис. 8) производится с точ­ностью, указанной в табл. 2;

Рис. 8. Шатун

 

Таблица 2

Точность обработки шатунов

Размер Поле допуска Примечание
d1 H6…H7 Отверстие под цельную втулку
d2 H6…H7 Для крупных двигателей H9
L ± 0,1…0,05 мм Для шатунов без компрессионных прокладок
d3 H7…H9 Отверстие для центрирующей бобышки
d3 f7…h6 Диаметр центрирующей бобышки
d4 H9 Отверстия под шатунные болты
d4 f7…e8 Шейки шатунных болтов
l ± 0,03 мм Для взаимозаменяемых отъемных головок

 

9) шероховатость поверхностей указана на рис. 8. Ша­туны многооборотных двигателей, изготовленные из легированных сталей, полируются кругом до Ra = 0,4…0,2 мкм;

10) окончательная расточка отверстия под вкладыши в нижней головке шатуна должна производиться на собран­ном шатуне с затяжкой болтов рабочим усилием.

В качестве примера рассмотрим типовой порядок обра­ботки шатуна с неотъемной нижней головкой (наиболее часто применяемой в двигателях с диаметром цилиндра до 300…350 мм) в условиях мелкосерийного производства.

Заготовка - поковка совместно с крышкой нижней го­ловки, стержень круглого сечения.

Механическая обработка такого шатуна состоит из пяти технологических этапов:

1) обработка до отрезки крышки нижней головки;

2) обработка крышки нижней головки;

3) обработка шатуна без крышки нижней головки;

4) сборка шатуна с крышкой и частичная механическая обработка;

5) обработка шатуна с крышкой в сборе. Применяется следующий технологический процесс изготовления шатуна:

операция 05 - проверка заготовки. Разметка центровых от­верстий, отверстий в верхней и нижней головках шатуна;

операция 10 - зацентровка головок (сверление центровых от­верстий) — производится на горизонтально-расточном станке обычным сверлом и зенковкой;

операция 15 - черновая обточка стержня и головки на токар­ном станке. В случае штампованной заготовки обработка стержня шатуна не производится;

операция 20 - черновое подрезание торцов верхней и нижней головок, вырезание перемычек в отверстиях головок с помощью резцовой головки производится на горизонтально-расточном станке (рис 9, а) на чистовую обработку оставляется припуск 1,5...2,0 мм на сторону;

 

 

Рис. 9. Черновая обработка шатуна:

а) вырезка перемычек в отверстии головки;

б ) сверление отверстия в стержне шатуна для масла

операция 25 - термообработка для снятия напряжений (для легированной стали - закалка и высокий отпуск с получе­нием сорбитной структуры). После термообработки производят все испытания пробных брусков, которые отрезаются круглой пилой. Для шатунов из углеродистой стали после операции 20 термообработки нет: она была сделана до начала механической обработки в виде нормализации;

операция 30 - перецентровка головок шатуна и чистовая об­точка шатуна по калибру на токарном станке;

операция 35 - отрезка крышки нижней головки на горизон­тально-фрезерном станке. При этом необходимо, чтобы ши­рина разреза была меньше толщины будущего набора про­кладок; кроме того, оставляется небольшой припуск (не­сколько десятых миллиметра) для зачистки плоскостей разъема;

операция 40 - сверление центрального отверстия в стержне шатуна и подрезка плоскости разъема с крышкой на токар­ном станке. Для сверления отверстия вдоль ша­туна его закрепляют верхней головкой непосредственно в па­трон токарного станка или используют специальное приспо­собление (рис. 9, б), а под цилиндрическую поверхность нижней головки подводят люнет или используют кондук­тор 1, шейка 2которого поддерживается люнетом 3. Отвер­стия сверлят сперва коротким, а потом удлиненным сверлом, закрепленным в суппорте. Через сверло подается от насоса жидкость для охлаждения и вымывания стружки. Отвер­стия диаметром свыше 40...50 мм сверлят перовым сверлом;

операция 45 - фрезерование площадок под головки шатунных болтов на вертикально-фрезерном станке;

операция 50 - предварительное сверление отверстий под шатунные болты в стержне на радиально-сверлильном станке в кондукторе. Крышки нижней головки к этому вре­мени обработаны с припуском в гнезде для вкладыша, на боковых плоскостях и отверстиях для шатунных болтов;

операция 55 - пригонка и сборка стержня с крышкой на временных болтах и на прокладках (если они предусмо­трены конструкцией);

операция 60 - окончательная обработка отверстий под шатунные болты. Зенкерование и развертывание отверстий (временные болты вынимают по одному) под шатунные бол­ты на радиально-сверлильном станке. Постановка калибро­ванных болтов;

операция 65 -чистовая расточка отверстий в головках и шлифование.

При обработке шатунов со стержнями двутаврового про­филя стремятся обеспечить постоянство установочной базы (обычно это боковые плоскости головки шатуна и отверстия в головках). Поэтому обработка этих поверхностей предшествует обработке стержня как при чер­новых, так и чистовых операциях. Обработка двутавра про­изводится на горизонтально- или вертикально-фрезерных станках, а также на копировальных.