Гегелевская, марксистская и экзистенциально-персоналистская концепции философии

Гегель связал многообразие фи­лософии с многообразием действительности, одной из форм пости­жения которой и выступает философия. Поскольку действитель­ность многообразна, постольку и философия многообразна. Однако, по мнению Гегеля, это многообразие не исключает, а, напротив, предполагает единство. Таким образом, признается ценность каждой фило­софской системы, но в то же время подчеркивается ее относитель­ность. Абсолютным, непреходящим в философских системах, по Ге­гелю, является ее принцип, представляющий собой момент разворачивания «Абсолютной идеи», а временным, преходящим — абсолютизация этого принципа, которая неправомерно противопос­тавляет данную систему всем другим философским системам.

Существенной особенностью учения Гегеля является стремление увязать развитие философии с конкретным историческим процессом, с его религиозными, экономическими и иными характеристиками. При таком подходе развитие философии объяснялось не только внутренней логикой развития «Абсолютной идеи», но и влия­нием социальной реальности. Философские системы характеризу­ются Гегелем как исторические образования, «духовные квинтэс­сенции эпохи». Но если каждая эпоха порождает свой тип философии, то, учитывая качественное различие исторических эпох, цивилиза­ций, культур, национальных особенностей, естественно, возникает вывод о неизбежности философского плюрализма не только для прошлой истории человечества, но и для настоящего и будущего. Сам Гегель такого вывода не делает.

Гегелевское учение об исторической обусловленности философии восприняли и развили, в соответствии со своими взглядами, К. Маркс и Ф. Энгельс, а также их последователи — марксисты. В марксизме проблема философского плюрализма приобрела историко-материалистическое решение. Философия рассматривается в марксизме как одна из форм общественного сознания, специфически, под своим углом зрения, отражающая общественное бытие. Сле­довательно, философия, как духовное образование, находится в оп­ределенной зависимости от особенностей общественного бытия, раз­личных факторов общественной жизни. При этом в марксизме большое значение придается социально-классовой обусловленности философских учений, подчеркивается идеологическая функция философии. Предполагается, что каждый крупный философ сознательно или бессознательно отражает наиболее важные моменты сво­ей эпохи, своего народа и при этом он выражает интересы тех или иных социальных классов или слоев общества.

Однако марксизм не ставит развитие философии в жесткую, однозначную зависимость от развития общественного бытия. Он признает относительно самостоятельное развитие философии от развития форм общественной жизни или же опере­жение философией непосредственных задач общественной жизни. В марксизме признается также зависимость философских учений и от личности создающих их мыслителей.

Гегелевской и марксистской концепции в определении сущности и предназначения философии противостоит экзистенциально-персоналистский подход. Представители этого направления высту­пают против истолкования философии как отражения и выражения каких-либо сторон абсолютной идеи или общественного бытия. Фи­лософия, по их мнению, специфична не своим предметом, а способом отношения человека к бытию. Следовательно, сущность философии образует не какой-то особый специфический предмет рассмотрения, а само философское мышление, философствование.

В экзистенциально-персоналистской интерпретации подчеркивается, что философия — это не наука, а духовно-практическая форма освоения действительности. В отличие от науки, она пред­ставляет собой не просто теоретическое знание, интеллектуальную конструкцию, а является выражением основных убеждений челове­ка, его нравственной позиции. Философствование — это духовный акт, в котором действует не только интеллект, но вся совокупность духовных сил человека. Это значит, что в основе философии лежит опыт человеческого существования во всей его полноте.

Сторонники этого направления настаивают на личном, субъективном характере философии, на присутствии личности филосо­фа во всем его учении. Философия — это стремление личности уста­новить согласие с самим собой и с окружающим миром, это форма ре­ализации его собственной сущности. Она рождается из чувства неудовлетворенности и беспокойства и является результатом усилий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая личность со­здает свою философскую систему. Сколько личностей, столько мо­жет быть и философских систем. На каждой значительной философ­ской системе лежит печать личности философа. Это проявляется и в выборе проблематики исследования, и через идеи, выражающие в абстрактных терминах внутреннее состояние личности философа, и в стиле (способе изложения материала). В связи с этим делается вывод, что каждая философская система обладает ценностью только для ее создателя и она не может претендовать на значимость для всех. Поэтому не следует сталкивать философские системы друг с другом, объявлять, что одна из них истинна, другая — ложна. Каж­дая из них представляет ценность сама по себе.

Очевидно, что такой подход приводит философию в тупики субъективизма. Она теряет общественную значимость, какое-либо духовно-нравственное значение для других людей. Поэтому представители экзистенциально-персоналистского подхода стремятся найти какие-то общезначимые характеристики философствования. Представители религиоз­ного направления такую возможность связывают с тем, что духовная жизнь людей имеет одну общую основу — Бога. Сторонники нерели­гиозного экзистенциализма пытаются вывести общезначимость из тождества иррационально-волевого начала личности.