ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

В соответствии со ст. 19 Закона Украины „Об охране труда" финансирование охраны труда осуществляется работодателем.Финансирование профилактических мероприятий по охране тру­да, выполнение общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, на­правленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается, наряду с другими источ­никами финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, выделяемых отдельной стро­кой.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану груда составляют не менее 0,5 процента от суммы реализованной продукции.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2 процента от фонда оплаты труда.

1.1.5.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Межгосударственные стандарты Системы стандартов безопасности труда – это (ГОСТ ССБТ) бывшего СССР, которые применяются на территории Украины до их замены другими нормативными документами, если они не противоречат действующему законодательству Украины.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области охраны труда, заключенного руководителями правительств государств СНГ в декабре 1994 года, стандарты ССБТ далее действуют в Украине как межгосударственные стандарты по согласованному перечню, который пересматривается по мере необходимости с учетом национального законодательства государств СНГ и результатов общей работы, направленной на усовершенствование Системы стандартов безопасности труда.

Эта система стандартов безопасности труда (ССБТ) разрабатывается и внедряется с 1972 г. и имеет следующее обозначение:

ГОСТ12.Х.ХХХ-ХХ ССБТ. (Например, ГОСТ12.1.005-88), где:

- 12 – шифр системы;

- .Х. – шифр подсистемы (например, 1);

- .ХХХ. – порядковый номер в подсистеме (например, 005);

- ХХ – год утверждения документа (например, 88).

Системой ССБТ установлено следующее обозначение подсистем:

- .0. – организационно-методические положения по построению системы, терминология, классификация и т.д.;

- .1. – требования и нормы по видам вредных и опасных производственных факторов;

- .2. – требования безопасности к производственному оборудованию;

- .3. – требования безопасности к производственным процессам;

- .4. – требования безопасности к средствам защиты работающих;

- .5. – требования безопасности к зданиям и сооружениям;

 

Требования по охране труда регламентируются также государственными стандартами Украины по вопросам безопасности труда, строительными и санитарными нормами и правилами, правилами устройства электроустановок (ПУЭ), нормами технического проектирования и другими нормативными актами, исходя из области их действия.

Государственные нормативные акты об охране труда (ДНАОП и НАОП) — это правила, стандарты, нормы, положения, инструкции и другие документы, которым предоставлена сила правовых норм, обязательных для исполнения. Законодательством предусмотрено, что в зависимости от сферы действия ДНАОП могут быть межотраслевыми или отраслевыми.

Государственный межотраслевой нормативный акт об охране труда — это ДНАОП общегосударственного пользования, действие которого распространяется на все предприятия, учреждения, организации народного хозяйства Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм собственности.

Условное обозначение данного документа следующее:

ДНАОП Х.ХХ–Х.ХХ – ХХ (Например, ДНАОП 0.00–3.05 – 97), где:

- ДНАОП – сокращенное название нормативного акта (Державний нормативний акт з охорони праці);

- 0.00 – группа соответственно по классификатору государственных органов (т.е. это государственный орган, который утвердил нормативный акт);

- 3 – вид нормативного документа;

- 05 – порядковый номер (в пределах данного вида);

- 97 – год утверждения документа.

 

Установлен следующий шифр государственных органов:

- 0.00 – Госнадзорохрантруда;

- 0.01 – Министерство внутренних дел (пожарная безопасность);

- 0.02 – Министерство внутренних дел (безопасность движения);

- 0.03 – Министерство здравоохранения;

- 0.04 – Госатомнадзор;

- 0.05 – Министерство труда Украины;

- 0.06 – Гостстандарт;

- 0.07 – Минстройархитектуры.

Виды государственных нормативных актов по охране труда имеют такое цифровое обозначение:

- 1 – Правила;

- 2 – Стандарты (ОСТы);

- 3 – Нормы;

- 4 – Положения, Уставы;

- 5 – Инструкции;

- 6 – Руководства, Указания, Рекомендации, Требования;

- 7 – Технические условия безопасности;

- – Перечни, другие.

Государственный отраслевой нормативный акт об охране труда — это ДНАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые относятся к определенной отрасли.

Отраслевой нормативный акт об охране труда — это НАОП, действие которого распространяется на предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, которые относятся к определенной отрасли.

Условное обозначение данного документа следующее:

ДНАОП Х.Х.ХХ–Х.ХХ – ХХ (Например, ДНАОП 1.1.10–1.01 – 97)

или НАОП Х.Х.ХХ–Х.ХХ – ХХ (Например, НАОП 1.1.10–1.02 – 83),

где:

- ДНАОП – сокращенное название нормативного акта (Державний нормативний акт з охорони праці);

- НАОП – сокращенное название нормативного акта (нормативний акт з охорони праці);

- 1.1.10 – группа соответственно по классификатору отраслей народного хозяйства;

- 1 – вид нормативного документа;

- 01 – порядковый номер (в пределах данного вида);

- 97 – год утверждения документа.

 

Группа для отраслевых нормативных актов имеет цифровое обозначение в соответствии с классификатором, сложенным на основании „Общего классификатора отраслей народного хозяйства" Минстата Украины:

- 1.0.00 – Промышленность;

- 1.1.00 – Энергетика;

- 1.1.10 – Электроэнергетика;

- 1.1.20 – Топливная;

- 1.1.21 – Нефтедобывающая;

- 1.1.30 – Угольная и сланцевая промышленность;

- 1.2.00 – Металлургия;

- 1.2.10 – Черная металлургия;

- 1.2.20 – Цветная металлургия;

- 1.3.00 – Химия и нефтехимия;

- 1.3.10 – Химическая промышленность;

- 1.4.00 – Машиностроение и металлообработка;

- 1.4.10 – Машиностроение;

- 1.5.00 – Деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность;

- 1.7.00 – Легкая промышленность;

- 2.0.00 – Сельское хозяйство;

- 6.0.00 – Строительство;

- 7.0.00 – Торговля и общественное питание;

- 8.0.00 – Материально-техническое обеспечение и сбыт;

- 9.0.00 – Жилищно-коммунальное и бытовое хозяйство и др.

 

Государственные нормативные акты (ДНАОП) необходимо отличать от ведомственных документов об охране труда (ВДОП), которые могут разрабатываться на их основе и утверждаться министерствами, ведомствами Украины или ассоциациями, концернами и другими объединениями предприятий с целью конкретизации требований ДНАОП в зависимости от специфики отрасли.

Необходимо отметить, что Госнадзорохрантруда подготовил и издал отдельной книгой государственный реестр нормативных актов об охране труда (Реестр ДНАОП), который содержит перечень правил, норм, стандартов и других документов по вопросам охраны труда. Изменения в Реестре ДНАОП публикуются в журнале „Охрана труда". Одновременно они вносятся в банк данных автоматизированного информационного фонда ДНАОП, созданного Госнадзорохрантруда.

1.1.6.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

В соответствии со ст. 44 Закона Украины „Об охране труда" за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда, создание, препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда и представителей профессиональных союзов виновные лица притягиваются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно законодательству.

Дисциплинарная ответственность возникает в том случае, если нарушение не повлекло и не могло повлечь тяжелый несчастный случай. Эта ответственность накладывается администрацией предприятия на своих работников.

Дисциплинарная ответственность состоит в наложении дисциплинарных взысканий. В соответствии со ст. 147 КЗоТ установлены такие дисциплинарные взыскания: выговор, увольнение с работы. Право накладывать дисциплинарные взыскания на работников имеет орган,который пользуется правом принятия на работу этого работника. Дисциплинарное взыскание может быть наложено по инициативе органов, которые осуществляют государственный и общественный контроль за охраной труда. За каждое нарушение может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. При выборе дисциплинарного взыскания необходимо учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им ущерб, обстоятельства, при которых совершен проступок, предыдущая работа работника.

Административная ответственность накладывается на должностных лиц предприятий, виновных в нарушениях законодательства об охране труда в виде денежного штрафа. Право накладывать административные взыскания по причинам, отмеченным в ст. 44 Закона Украины „Об охране труда" имеют служебные лица Госнадзорохрантруда. Административной ответственности подлежат лица, которые на момент совершения административного правонарушения достигли шестнадцатилетнего возраста.

Материальная ответственность включает ответственность как работника, так и работодателя (предприятия). В ст. 130 КЗоТ указывается, что работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию (учреждению) из-за нарушения возложенных на них обязанностей, в том числе, и вследствие нарушения правил охраны труда. Материальная ответственность устанавливается только через прямой действительный ущерб и при условии, когда такой ущерб причинен предприятию (учреждению) виновными противоправными действиями (бездеятельностью) работника. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полного размера причиненного ущерба. Материальная ответственность может быть наложена независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Собственник предприятия (учреждения) или уполномоченное им лицо (орган) несет материальную ответственность за причиненный ущерб работнику независимо от наличия вины, если не докажет, что ущерб причинен вследствие непреодолимой силы или умысла пострадавшего. Убытки в связи с нарушениями законодательства об охране труда могут включать возмещение пострадавшему потерянного заработка, одноразовую помощь, дополнительные расходы на лечение, протезирование, если пострадавший остался живым, а также расходы на погребение в случае смерти пострадавшего, одноразовую помощь на семью и на иждивенцев.

Уголовная ответственность наступает, если нарушение требований законодательства и других нормативных актов об охране труда создало опасность для жизни или здоровья граждан. Субъектом уголовной ответственности по вопросам охраны труда может быть любо служебное лицо предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, а также гражданин – собственник предприятий или уполномоченное им лицо. Уголовная ответственность определяете в судебном порядке.

Эту ответственность несут те должностные лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на их участке. Эта ответственность по обеспечению безопасности работ зафиксирована в следующих документах: должностная инструкция или специальное распоряжение по предприятию, цеху, участку.

 

1.1.7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА, ИХ ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ПРАВА

В соответствии с Законом Украины „Об охране труда" (ст. 38) государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов об охране труда осуществляют:

- специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;

- специально уполномоченный государственный орган по вопро­сам радиационной безопасности;

- специально уполномоченный государственный орган по вопро­сам пожарной безопасности;

- специально уполномоченный государственный орган по вопро­сам гигиены труда.

Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от каких бы то ни было хозяйственных органов, субъектов пред­принимательства, объединений граждан, политических формирова­ний, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны.

Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется настоящим Законом, законами Украины «Об исполь­зовании ядерной энергии и радиационной безопасности», «О по­жарной безопасности», «Об обеспечении санитарного и эпидемиологи­ческого благополучия населения», иными нормативно-правовыми актами и положениями об этих органах, утверждаемыми Президен­том Украины или Кабинетом Министров Украины.

Должностные лица специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда име­ют право:

- беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объек­ты), производства физических лиц, в соответствии с зако­нодательством использующих наемный труд, и осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку соб­людения законодательства по вопросам, отнесенным к их компе­тенции;

- получать от работодателя и должностных лиц письменные или устные объяснения, заключения экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по соответствующим вопросам, отчеты об уровне и состоянии профилактической работы, причинах нару­шений законодательства и принятых мерах по их устранению;

- выдавать в установленном порядке работодателям, руководите­лям и другим должностным лицам юридических и физических лиц, в соответствии с законодательством использующих наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям и органам местного самоуправ­ления обязательные для исполнения предписания (распоряжения) об устранении нарушений и недостатков в области охраны труда, охраны недр, безопасной эксплуатации объектов повышенной опас­ности;

- запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эк­сплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплу­атацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение но­вых опасных веществ, реализацию продукции, а также упразднять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, создающих угрозу жизни работающих;

- привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;

- направлять работодателям представления о несоответствии от­дельных должностных лиц занимаемой должности, передавать ма­териалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к от­ветственности согласно закону.

 

 

1.1.8. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

В соответствии с Законом Украины „Об охране труда" (ст. 41) общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют: профессиональные союзы в лице своих выборных органов и представителей; уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда.