ТЕМА III. Собственность и её роль в экономике. 5 страница

 

 

II. Рынок ссудных капиталов. ***

Рынок ссудных капиталов -- рынок, где получают среднесрочные и долгосрочные ссуды (кредиты) -- кредиты на срок более 1 года.

Спрос обычный: слева-направо, сверху-вниз.

Предложение: слева-направо, снизу-вверх.

Равновесие определяется пересечением этих двух кривых.

 

Спрос на деньги возрастает (необходимо вкладывать деньги в пр-во, вывезти за рубеж),процент повышается.

Возрастает предложение (растут доходы населения, сбережния физ и юр лич, доход гос-ва), процент уменьшается.

 

 

III. Фондовый рынок. ***

Фондовый рынок -- рынок ценных бумаг, бумаг, к-ые продаются и покупаются.

Ценные бумаги -- финансовые документы, удостоверяющие имущественные права собственников и обеспечивающие получение дохода или другие возможнгости; они свидетельствуют о доли вкладчика держателя ценных бумаг); ценные бумаги -- титулы собственности.

 

Особенности ценных бумаг:

1. Рыночность -- продаются и покупаются на рынке ценных бумаг;

2. Обращаемость -- не только продаются с первого раза, но и потом неоднократно продаются (переходят от собственника к собственнику);

3. Выгодность, доходность -- обеспечивают определённые выгоды, их собственник -- собственник капитала и может участвовать в делах управления компании и получать определённый доход в прибыли фирмы, власть (контрольный пакет, например);

4. Ликвидность -- ценные бумаги всегда можно продать;

5. Доступность -- ент ограничений в покупке ценных бумаг;

6. Регулируемость со стороны гос-ва -- бумагу легко подделать, гос-во поэтому должно устанавливать определённые рамки (регистрация предприятия, лицензирование, наличие определённого капитала...);

7. Документальность -- ценная бумага имеет вид определённого документа, выпускаемого с разрешения гос-ва;

8. Стандартность и серийность -- каждая ценная бумага должна иметь реквизиты.

 

С появлением цб капитал раздваивается: завод, станки,оборудование, а с другой стороны, права на эту собственность. Эти права (акции, облигации) может быть удалён территориально от материалльного капитала.

Ценные бумаги часто наз фиктивным капиталом (сама бумага (материал) стоит копейки).

 

Виды ценных бумаг (определяются законами каждой страны):

1. Акции -- наиболее распространённый вид ценных бумаг, свидетельствует о том, что ч-к вложил деньги в корпорацию и обладает в следствие этого след правами:

а) Имущественное право -- собственник;

б) Право на доход;

в) Право на участие в делах корпорации (принимать участие в собраниях акционеров);

г) Право голоса -- одна акция один голос.

Обязанности акционера:

а) Вносить все взносы (своевременная проплата акции);

б) Сохранять конфиденциальную информацию.

 

Виды цены акции:

а) Номинальная цена -- написана на акции, соответствует доли акции в уставном капитале (УстКап поделить на кол-во акций, получим номинал каждой акции);

б) Баллансовая цена -- капитал корпорации, находящийся на баллансе, делёный на кол-во акций;

в) Ликвидационная (остаточная) цена -- стоимость акции после банкротства корпорации;

г) Рыночная цена (курс акции) -- цена, по к-ой акции продаются и покупаются на фондовом рынке; формируется в результате соотношения спроса и предложения на акцию; определяется на фондовой бирже (процесс называется котировкой).

 

Факторы, влияющие на рыночную цену акции:

а) Характер определения средней цены акции (капитализация акции) -- девидент акции умножается на 100 и делится на на величину текущего банковского процента.

Спрос растёт по мере увеличения девидента или уменьшения процента

б) Надёжность акционерного общ-ва;

в) Перспективы, поддержка гос-вом...

 

Ещё 2 вида котировки акций:

а) Лондонская биржа обеспечивает котировку по фактической цене, по которой продаются пакеты акций;

б) Самокотировка -- директор, правление само определяет цену акции.

 

Черты акции как ценной бумаги:

а) Бессрочность -- действительна пока существует акционерное общ-во;

б) Безвозвратность вложенных средств -- деньги можно вернуть, только продав акции;

в) Дифференцированный доход -- не фиксированная величина дохода, а колеблющаяся: зависит от успеха д-ти орг-ции;

г) Право голоса -- выбор руководства, стратегии и проч.;

д) Капитал от продажи акций идёт в уставной фонд предприятия.

 

Виды акций:

а) Именная -- акция выдаётся конкретному лицу, указывается в реестре акционеров;

б) Винкулированные акции -- именные акции, к-ые можно продать только по спец разрешению акционерного общ-ва;

в) Акции на предъявителя -- не именна, свободно прееходит из рук в руки;

г) Простая (обыкновенная) акция -- приносит доход в виде девидента + право голоса;

д) Учредительская акция -- обыкновенная акция, к-ую получают учредители, дающая определённые права владельцу;

е) Классифицированные акции:

- класса "а" -- обыкновенные;

- класса "б" -- учредительские акции.

ж) Привиллегированные -- не более 25% от кол-ва обыкновенных акций; не дают голоса и права участия в делах корпорации, но дают фиксированный доход, выплачивающийся раньше девидендов;

- привиллегированная акция с правом голоса;

- привиллигированные акции с правом конвертации (возможностью превращения в обыкновенные акции);

- комулятивные привиллигированные акции -- невыплаченные девиденты (за бесприбыльные годы) накапливаются и выплачиваются в первый прибыльный год;

- привиллигированные акции типа "А" (выдаются, как правило, учредителям) -- при продаже становятся обыкновенными акциями и обратному возврату в привиллигированные акции не подлежат;

з) Обыкновенные безголосые (многоголосые) акции;

и) "Голубые фишки" -- акции наиболее авторитетных, прогрессирующих, доходных АО;

к) Грошёвые акции для массового потребителя;

л) "Золотая" акция -- имеет право "вета" в АО.

 

Формирование дохода на акцию:

а) Девидент -- часть прибыли, выплачивающаяся на акцию:

из всей прибыли АО вычитаются налоги, суммы, идущие в фонды (резервный, развития, оплаты долгов), зарплата правления (тонтьемы)... из оставшейся части выплачиваются девиденты сначала по привиллигированным и комулятивным привиллигированным акциям, потом уже определяется девидент обыкновенной акции.

б) Учредительская прибыль -- разница между номинальной и рыночной ценой акции, идущая учредителям (грюндерам);

в) Спекулятивная цена -- разница между ценой покупки и продажи акции.

 

2. Облигация -- ценная бумага, к-ая свидетельствует о предоставлении займа АО.

Черты облигации:

а) Носит срочный характер (краткосрочные, среднесрочные, олгосрочные);

б) Имеет возвратный характер -- по истечении оговоренного срока цена облигации возвращается;

в) Доход по облигации выплачивается в виде твёрдого процента или твёрдой разницы установленных сумм (напр. покупки и продажи -- ГКО);

г) Капитал, полученный от распространения облигаций, идёт в фонд заёмных средств АО;

д) Облигация не даёт права голоса;

е) Кол-во облигаций не должно превышать 25% от того, что дают акции.

 

Виды облигации:

государственные, муниципальные, банковские, облигации фирм, выигрышные...

 

3. Сертификат -- краткосрочная ценная бумага, свидетельствующая о предоставлении большой суммы на короткий срок;

а) Сертификат, приносящий процент;

б) Сертификат, приносящий прибыль засчёт разницы покупной и возвратной цен.

 

4. Закладной лист -- выдаются ипотечными банками под залог недвижимости (заводы, квартиры, дачи);

5. Чек;

6. Вексель;

7. Варрант -- свидетельствует о ценностях, данных на хранение;

8. Коносамент -- свидетельствует о ценностях, сданных для перевозки;

9. Ваучер.

 

Своеобразны также и субъекты фондового рынка:

1. Эмитент -- выпускает ценные бумаги;

2. Инвестор -- покупает ценные бумаги

а) Индивидуальные -- одно лицо;

б) Институциональные -- орг-ции:

- неспециализированные (пенсионный фонв, страховые компании) -- покупка ценных бумаг не является основной д-тью;

- специализированные (инвестиционные фонды и инвестиционные компании.)

3. Посредник.

 

Структура рынка ценных бумаг:

1. Биржа -- специализированный фондовый рынок, созданный для купли-продажи цб (XV в Италии, 1531 Амстердам, Росиия -- 1703 год).

Всего в мире порядка 160 бирж.

 

Биржевой оборот знаменателен:

1. Купля-продажа осуществляется через зарегистрированных участников биржи;

Участники биржи:

а) Диллеры (в Англии -- Джобберы) -- совершают операции за собственный счет; доход из-зи покупной и продажной цены акций;

б) Брокеры -- оперируют засчёт чужих ресурсов, получая доход (куртаж) -- процент от продавцов и покупателей;

в) Специалисты -- специализируются на особых видах ценных бумаг;

г) Руководство биржи, консультанты, эксперты, консалтинговые компании + дипозитарий.

 

2. На бирже продаются-покупаются бумаги, допущенные к продаже-покупке -- прошедшие листинг бумаги надёжных компаний;

3. Купля-продажа осуществляется крупными партиями.

 

Внебиржевой оборот -- купля-продажа ценных бумаг вне биржи.

Виды внебиржевого оборота:

1. Зарегистрированные бумаги продаются через членов бирж;

2. Незарегистрированные ценные бумаги продаются через членов биржи;

3. Незарегистрированные ценные бумаги не через членов бирж.

 

Виды действий на рынке ценных бумаг:

1. Операции -- продажа (осуществляется на первичном рынке), покупка, перепродажа (на вторичном рынке);

2. Сделки -- кассовы (оплата сразу), сделки в кредит, сделки на срок.

 

Спекулятивная игра: на понижение или повышение.

Участники спекулятивной игры:

1. "Олени" -- привиллигированные участники рынка, скупают наиболее надёжные бумаги, играют на повышение курса;

2. "Медведи" -- играют на понижение курса;

3. "Быки" -- играют на повышение курса.

 

Смысл игры на повышение:

Источник дохода: разница мд ценой покупки и продажи акций.

1. Покупаются дешевые акции, потом проводится кампания по поднятию престижа, авторитета, уверенности обывателей в надёжности этих конкретно акций. Цены растут, достигаю пика, в этот момент акции продаются.

2. Момент оплаты стоимости акций предшествует моменту передачи акций из рук в руки. В этот промежуток умещается игра на повышение, акции стоят дороже, чем при покупке.

 

Игра на понижение:

Выбирается объект, проводится игра на понижение (различная информация негативного св-ва о АО). Когда акции стоят дёшево, они покупаются. Потом выясняется, что информация действительности не соответствовала, цены акций опять поднимаются. Осуществляется продажа акций.

 

Тема 11: Издержки производства.

1. Сущность и структура издержек производства;

2. Виды издержек пр-ва

3. Значение издержек производста и пути из снижения;

4. Издержки производства и внешние эффекты.

 

 

I. Сущность и структура издержек производства.

Каждый из товаров на рынке что-то стоит. Затраты делятся на 2 пласта:

1. Поверхностный -- затраты в сфере обмена (издержки обращения, или транзакционные издержки);

2. Издержки пр-ва -- основная часть затрат.

 

!Издержки пр-ва -- то, что затрачивает фирма на пр-во товара, то, во что обходится фирме выпск товара;

!Издержки пр-ва -- совокупность расходов фирмы и др производителей на приобретение ресурсов, факторов пр-ва и их использование для создания продуктов, товаров.

 

Экономические характеристики издержек пр-ва:

1. Бухглалтерские -- денежные затраты фирмы-производителя на создание товара, к-ые фиксируются на бухгалтерских счетах (в бухгалтерских книгах) (наиболее частовстречающиеся);

2. Экономические -- бехгалтерские + все остальные затраты фирмы (скрываемые, неуказываемые в бухгалтерии), общие затраты на пр-во товара всего общ-ва;

3. Альтернативные -- возможные издержки при ином использовании ресурсов, может быть других ресурсов. Обуславливается возможностью выбора со стороны производителя;

4. Вменённые -- связаны с приобретением каждого конкретного фактора пр-ва (напр, труда); ресурс вменяет необходимость опред затрат;

5. Индивидуальные -- у конкретного производителя (фермера, холдинга); Общественные (общие) -- имеет место при выпуске подавляющей массы товаров, обеспечивают выпуск данного товара вообще.

Индивидуальные и общ-венные издержки часто не совпадают: у кого индивидуальные ниже, тот получает прибыль; у кого выше -- терпит убытки.

 

Структура издержек пр-ва:

1. Внутренние;

2. Внешние.

3. Фактические -- совокупность первых двух.

 

Внешние издержки -- явные, ясны всем, связаны с расходами, выплачиваемыми производителем вне фирмы:

а) Затраты на сырьё, вспомогательные и основные материалы (напр, автомобильный завод покупает металл, покрышки);

б) Оплата топлива -- угля, дров, нефти, электроэнергии;

в) Инструменты, оборудование, закупаемое фирмы;

г) Оплата рабочих и служащих (в том числе наёмных менеджеров -- не собственников предприятия);

д) Транспортные услуги (Ж/Д, автомобильный транспорт);

е) Юридические услуги;

ж) Оплата земли (если не принадлежит самой фирме);

з) Выплата налогов гос-ву (на добавленную стоимость, на прибыль);

и) Выплата штрафов, пенни (за загрязнение окружающей среды);

к) Оплата капитала (кредитов, выплата процентов) и т.д.

 

Внутренние издержки -- оплата внутрефирменных услуг, ресурсов; не уходят "на сторону", но их приходится расходовать для пр-ва; скрытые, "замаскированные", не отражаются на бухгалтерских счетах:

а) Проценты на собственный капитал (экономически невыгодно за чужой капитал платить, а на свой проценты не начислять);

б) Использование собственных зданий, сооружений -- капитала, принадлежащего фирме;

в) Оплата (начисление ренты) на собственную землю фирмы;

г) Выплата премий собственным менеджерам (собственникам фирмы) и т.д.

 

В фактических издержках большую часть занимают затраты на материальные ресурсы ифакторы пр-ва (56-58% по России в целом, 62-64% в промышленности); затем затраты на труд (14-15% по России, 11-12% в промышленности); амортизация -- затраты на основной капитал (машины, здания, заводы, оборудование) (5.5% по стране).

 

 

II. Виды издержек производства.

{Техническое Примечание:

на всех графиках по вертикали откладывается величина издержек (C большое от Cost), по горизонтали -- объём выпускаемой продукции (Q большое от Quantity).}

 

Затраты можно рассматривать с двух сторон:

1. Общие издержки пр-ва -- применительно ко всей массе выпускаемой продукции за определённое время (TC -- Total Cost). Они делятся на:

а) постоянные издержки (TFT -- Total Fixed Cost) -- размер их не зависит от объёма выпускаемой продукции:

(На графике -- горизонтальная прямая, параллельная оси абсцисс)

- Затраты на содержание зданий;

- Расходы на землю, как на территориальный базис пр-ва;

- Выплата основному собственнику и основным менеджерам фирмы;

- Оплата долгов, выплата процентов по долгам;

- Затраты на выплату налогов на имущество -- которые на зависят от объёмов пр-ва;

- Затраты на обучение персонала (оплачивать учёбу сотрудников).

 

б) Переменные издержки (TVC -- Total Variable Cost) -- зависят от кол-ва произведённой продукции (чем больше, тем больше, чем меньше, тем меньше). Эти издержки включают в себя всё, что не входит в постоянные издержки (материальные факторы пр-ва, затраты на труд и проч).

(На графике -- из нуля идёт снизу вверх, слева направо).

 

График общих издержек пр-ва:

TVC параллельным переносом поднимается вверх до уровня TFC.

 

2. Издержки, приходящиеся на единицу продукции (AC -- Average Cost).

AC = TC/Q (общие издержки, делёные на кол-во выпущенной продукции).

AC = AFC (fixed) + AVC (Variable)

AC = TFC/Q + TVC/Q

 

Графики:

AFC (Fixed) -- постоянно убывают: TFC постоянно, а Q увеличивается;

AVC (Variable) -- Сначала убывают, потом возрастаю;

AC --убывают до точки минимума AVC, потом возрастают.

Товар выгодно пр-ить до точки Q1 (абсцисса точки минимума AVC): минимальные затраты.

 

3. Предельные (маржинальные, дополнительные) издержки пр-ва (MC -- Maximum Cost) -- средняя стоимость единицы товара из последней произведённой партии.

MC = DeltaC (прибавка общих издержек) / DeltaQ (дополнительная продукция)

MC (1 штука товара -- ВудефЙ = 1) = DeltaTC

MC = MFC + MVC = DeltaTFC/DeltaQ + DeltaTVC/DeltaQ

Поскольку величина постоянных издержек от кол-ва товара не зависит, следовательно DeltaTFC/DeltaQ = 0. Тогда

MC = DeltaTVC/DeltaQ

График:

Сначала график убывает, пересекая кривую FC в нижней, самой благприятной точке. Пока предельные издержки маленькие, они тянут за собой уменьшение средних издержек пр-ва. Как только начинают превышать их, тоже тянуть за собой средние издержки.

 

 

III. Значение издержек производства и пути их снижения.

Экономическая роль изд пр-ва:

1. Основа цены -- постоянная ориентация на издержки пр-ва (в частности отпускные цены);

2. Являются одним из ориентиров "Что производить, как" -- если изд пр-ва ниже цены, вкладывать деньги выгодно; если выше цены -- невыгодно;

3. Источник дополнительных доходов -- позволяет обогащаться или, наоборот, терять позиции на рынке (разница между ценой и изд пр-ва);

4. Диффиринциируют производителей -- выбраковывают неспособных, неэкономичных. "Волк" экономического "леса";

5. Инструмент конкурентной борьбы -- если изд пр-ва снижаются, то оппоненты экономической борьбы попадают в трудное положение;

6. Инструмент эконом экспансии -- позволяет завоевать чужие рынки, установить эконом господство;

7. Обеспечивают благосостояние людей, уровень жизни -- когда они снижаются, то цивилизованные предприниматели снижают цены на товары, возрастает покупательная способность населения;

8. Являются инструментом, стимулирующим рынок -- подталкивают участников эконом жизни к совершенствованию пр-ва, более эффективному использованию ресурсов.

 

Снижение издержек идёт след путями:

1. Экономия материальных ресурсов;

2. Повышение производительности труда;

3. Поиск деш вых факторов пр-ва;

4. Борьба с потерями, хищениями, всем, что увеличивает расходы;

5. Улучшение орг-ции (управления) пр-ва;

6. Повышение квалификации всех работников;

7. Использование национального опыта;

9. Борьба с недисциплинированностью, разгильдяйством и проч.

 

А для этого нужно совершенствовать технику, технологию; в целом быть на уровне тех прогресса. Нужно быть ч-ком широких взглядов и достаточной эрудиции.

Отсюда важна роль управления в этой сфере:

1. Управленческая д-ть предполагает регулирование, координацию д-ти, связанной с издержками пр-ва;

2. Управление предполагает постоянный мониторинг (отслеживание) изменений издержек у себя и конкурентов;

3. Управление -- важный инструмен обеспечение снижения издержек.

 

 

IV. Bplth;rb ghjbpdjlcndf b dytiybt 'aatrns/

Издержки фирмы зависят от 2 групп факторов:

1. Эффективности самой фирмы;

2. Взаимодействия фирмы с внешней средой:

а) Иногда издержки вызваны активным взаимодействием со стороны самой фирмы ("Хочу разорить конкурента, придётся потерпеть кое-какие убытки");

б) Издержки от фирмы не зависят -- Внешние эффекты (экстерналии).

 

Впервые проблемы экстерналий поднял Маршал. В результате сформировалось следующее:

Экстерналии могут быть положительными или отрицательными.

Иллюстрация: два соседа-фермера: один выращивает пшеницу, другой -- овец. Фермер (пш) стал вынужден охранять свои поля от овец -- купить проволоку, столбы, нанять рабочих... его издержки пр-ва в результате выросли.

Проблема встала особенно остро в связи с загрязнением окружающей среды: владелец завода: "Вам дым не нравится -- ваши проблемы. Платите за очистку воздуха, воды и проч".

Происходит перелив издержке на население.

 

Рынок самостоятельно не в силах оградить себя от подобного. Нужно вмешательство гос-ва:

1. Полное заперещение д-ти тех, кто порождает проблемы (закрыть заводы, запретить овцеводу выгонять стада)... На это идут редко, чаще используют

2. Штрафы и пенни, часть к-ых поступает пострадавшей стороне;

3. Введение налогов, уменьшающие выгоды тех, кто порождает отрицательные эффекты и компенсируются потери несущих убытки.

4. Гос-вом предлагаются квоты, идущие на очистку внешней среды и проч.

 

Существуют также и положительные экстерналии (пример с рыболовными судами).

 

Тема 12: ДОХОД.

1. Сущность дохода;

2. Заработная плата;

3. Рента;

4. Процент;

6. Прибыль.

 

I. Сущность дохода.

То, что для одного субъекта рыночной д-ти расход, -- доход для другого.

!Доходы:

-- средства, к-ые получают собственники ресурсов при передаче их другим для пр-ва;

-- поступления от ресурсов их собственникам;

-- натуральные (денежные) средства, к-ые получают собственники за ресурсы.

 

Доход -- поступления, к-ыми располагает каждый участник эконом жизни. (В России за 2002 год 6.7 трлн руб).

Все доходы "растекаются" по 4 ручейкам:

1. Труд -- доход от труда -- заработная плата, в цивилизованных странах основная часть дохода;

2. Рента -- доход от земли (поступает собственникам земли);

3. Процент -- доход, приносимый капиталом (поступает собственникам капитала);

4. Прибыль -- доход от предпринимательской д-ти.

 

Функции (эконом задачи) дохода:

1. Обеспечивают средствами к существованию собственников ресурсов (рабочие -- труд, собственники -- рента, процент и проч);

2. Обеспечивает пр-во необходимыми ресурсами -- нет дохода, нет и стимула передать ресурс производителю; (доход -- эконом форма вовлечения ресурсов пр-ва в эконом д-ть);

3. Являются стимулом для сохранения ресурса (пока земля плодородна за неё платят, пока ч-к может трудиться, за него платят и проч);

4. Заставляют умножать ресурсы -- собственник стремится к увеличению дохода, для этого нужно увеличить кол-во ресурсов;

5. Доход -- источник увеличения ресурсов: капитал можно умножить за счёт превращения части проыента, ренты -- дохода в новый капитал;

6. Стимулируется совершенствование ресурсов -- чем качественнее ресурс предоставляется для пр-ва, тем больше за него доход.

 

По каким принципам доходы делятся на те 4 части?

 

II. Заработная плата.

В совр условиях доход, приносимый трудом, имеет форму заработной платы.

В начале труд д-ти ч-ка существовало уравнительное распределение дохода: все получ поровну;

в рабовлад общ-ве -- рабовладелец кормил и одевал раба;

в феод общ-ве -- характер вознаграждения меняется: крестьянин создавал продукт, ренту отдавал феодалу, остальное себе (т.е. сам создавал продукт, сам его распределял, сам получал доход);

в капиталистическом общ-ве -- труд преобретает наёмный характер: не сам ч-к создаёт продукт, а он продаёт свою раб силу (труд) капиталисту, а от него получ вознагр за свой труд.

Особенности зарплаты:

она следует за трудом (после совершения работы).

 

Этот вид дохода В совр странах преобладает (в США в начале 20 века -- 56%, в начале 21 века -- 70-80%).

Отсюда уважительное отношение к труду. При Сов власти на ЗП приходилось около 70-80% всего дохода. В ельцинское время доля ЗП снизилась примерно до 50%.

 

Отчего зависит величина ЗП?

1. Экстенсивная характеристика труда (длительность раб времени);

2. Интенсивная характеристика труда (кол-во сделанной работы);

3. Качество труда -- оч важно, тк возможности количественного увеличения труда ограничены (раб день не больше 8 часов), есть ограничения кол-ва сделанной работы, а вот ка-во можно наращивать беспрепятственно.

Этот параметр выражается в:

а) Росте предельной производительности труда (увеличении стоимости предельного продукта);

б) Возможности создавать более совершенные (красивые, надёжные) изделия;

в) Возможности создания принципиально нового вида продукции.

 

Факторы обеспечения качества труда:

а) Уровень образования;

б) Квалификация -- получ проф образования (профессии, специальности);

в) Опыт работы -- стаж, по мере роста, возрастает ЗП;

г) Дисциплинированность, творческие возможности, таланты и способности, здоровье работника...

 

4. Условия труда -- затраты раб силы, но не на создание самого продукта (интенсивная и экстенсивная характеристики), а на преодоление сложности условий труда (вредное пр-во, тяжёлый и лёгкий труд, труд вэколог неблагоприятных условиях и проч);

5. Издержки пр-ва раб силы -- затраты на содержание работника: ЗП должна восполнить след затраты:

а) поддержание жизне и трудоспособности ч-ка;

б) Затраты на обучение;

в) на содержание семьи;

г) Социально-культурный элемент (театры, кино, книжки и проч).

 

6. Соотношение спроса и предложения на конкретный вид труда;

7. Соотношение сил, борьба между предпринимателями и наёмными работниками (профсоюзами);

8. Роль гос-ва -- (особ в гос секторе) устанавливается минимум ЗП, налоги;

9. Роль профсоюзов -- должны выражать интересы наёмных работников;

10. Международные обязательства (нормы права) -- "Декларация о правах человека": Работники должны иметь достойный уровень ЗП для себя и своей семьи...

 

Роль заработной платы:

1. Источник средств существования наёмного работника;

2. Обеспечивает фирмам трудовые ресурсы;

3. Стимулирует работника к повышению квалификации, творческого потенциала;

4. Стремление к дисциплинированности, "закреплению" на фирме;

6. Влияет на кач-во труда не только через стимулирование, но и за счёт хороших условий жизни рабочего (сытый трудится лучше голодного).

 

Формы ЗП:

1. Повременная:

основа -- кол-во времени.

а) Простая Повремённая -- пропорционально отработанному времени: (стоимость часа, дня, недели, полумесяца);

б) Штрафная система повремённой ЗП -- за плохую работу накладывались штрафы и суммарная ЗП оказывалась меньше;

в) Современная модификация повремённой ЗП (на тех пр-вах, где невозможно оценить личный вклда работника -- автомат пр-ва и проч); в некотор сранах до 60% всей ЗП.

2 существенных изменения:

- Учитывается квалификация работника (тарифно-квалификационные справочники); Квалификационные требования к каждому работнику.

В результате возникает квалификационная сетка -- в России 18 разрядов (ректор -- 18-ый, Волков -- 17, лаборант -- 4-ый и тд). Зарплата умножается на тарифный коэффициент.

б) Введение системы премий -- премиальная ЗП. -

 

2. Сдельная ЗП:

основа расчёта -- кол-во изготовленной продукции, объем выполненной работы.

1. Поштучная;

б) Поурочная -- устанавливается норма выработки, за неё ЗП. Сколько от нормы выполнил, столько и получаешь;

Разновидности:

- Прямая простая сдельщина -- рост заработка пропорционален выполненной работе;

- Сдельно-прогрессивная -- чем больше изделий, тем больше стоит штука;

- Сдельно-регрессивная -- каждое сверх нормы стоит дешевле.

- Сдельно-премиальная -- за экономию, рационализаторство и проч.

- Индивидуальная сдельщина -- на каждого работника;

- Бригадная сдельщина -- на бригаду, а внутри бригады происходит распределения;

- Аккордная -- "Постройте дачу -- 100 тыс рублей". Чем быстрее, тем тебе же лучше.

 

3. Жалованья -- повремённая ЗП;

4. Гонорары -- разовые выплаты по договору;

5. Комиссионные -- оплата в зависимости от размеров сделок;

6. Призовая система оплаты труда -- у спортсменов;

7. Дополнение к ЗП: участие в прибылях компании, раздача рабочим акций;

8. "Невидимая" ЗП -- соц выплаты (путёвки в дома отдыха, оплата детских садов, талоны в столовую и проч).