ТЕМА III. Собственность и её роль в экономике. 1 страница
1. Сущность собственности.
2. Структура эконом отнгошений собственности.
3. Формы собственности и их развитие.
4. Роль и значение собственности в экономике.
I. Сущность собственности. ***
Экономика формирует хозяев (собственников) факторов производства.
Собственность -- определённая система отношений, к-ые формируются в обществе по поводу имущества, ресурсов, результатов их использования.
Собственность объединяет в себе 2 группы отношений:
1. Экономические отношения: собственность формируется в сфере экономики;
2. Собственность в юридической сфере.
Собственность -- экономические отношения между людьми и их юридическое оформление.
Объектом собственности являются ограниченные, редкие ресурсы и ограниченные, редкие результаты этих ресурсов.
Собственность -- система отношений между людьми по поводу редких ресурсов и результатов их использования, к-ая определяет их принадлежность, устанавливает хозяина и предоставляет ему неограниченную власть над этим имуществом.
Собственность -- отношения по поводу монополизации редких ресурсов.
Элементы собственности:
1. Субъект собственности -- хозяин имущества (один, семья, страна);
2. Объект собственности -- то, по поводу чего возникают отношения, над чем властвует хозяин;
3. Отношения субъекта к объекту собственности -- человек устанавливает господство над вещью;
4. Отношения объекта к субъекту.
5. ! Отношения между людьми -- собственность признаётся другими людьми.
Задача управления:
1. Быть качественными субъектами собственности;
2. Постоянно умножать объект собственности;
3. Поддерживать рационально все эконом и юрид отношения собственности.
26 сентября.
II. Структура экономических отношений собственности. ***
Структура с-ти в зависимости от её элементов:
1. Субъект с-ти:
а) индивидуальная с-ть -- один субъект;
б) групповая с-ть -- группа людей;
в) гос с-ть -- субъект с-ти гос-во.
2. Объект с-ти:
а) земельная -- объект земля;
б) интеллектуальная -- объект знания, программы и проч.
Самое важное значение для определения характера с-ти имеют экономические отношения с-ти.
Структура экономических отношений с-ти:
замечания:
1. Они постоянно развиваются, изменяются, совершенствуются;
2. нет точного кол-ва компонентов с-ти (называют до 60).
3. Маркс выделял 1 элемент: с-ть -- общественная форма присвоения.
4. Римское право: трёхчленка -- владение, пользование, распоряжение.
5. Неоконституционалисты (Аррер) выделяли 11 элементов с-ти.
Основные компоненты (элементы) отношений с-ти:
1. присвоение -- Установление отношений, обеспечивающих монопольный доступ собственника к редким ресурсам и их результатам; обеспечивают присоединение объекта с-ти к субъекту с-ти (захват объекта с-ти);
Формы, в к-ых осуществляется присвоение:
а) пр-во;
б) строительство;
в) покупка;
г) получение наследства;
д) дарение.
е) национализация, экспроприация;
ж) Одна страна захватывает другую и получает таким образом с-ть.
2. Отчуждение -- отделение участников эконом жизни от объекта с-ти.
3. Владение -- обеспечивают фактический монопольный доступ к редкому ресурсу (его результатам); абсолютный контроль (фактическая власть) со стороны владельца (арендатора, вора и проч.).
примечание:
право виндикации -- возможность возбуждения дела о возврате имущества.
4. Распоряжение -- фактическое осуществление доступа (ч-к определяет фактическую судьбу имущества);
5. Управление -- организация фактического монопольного доступа к объекту с-ти;
6. Пользование -- извлечение полезного эффекта (извлечение выгоды, дохода, удовольствия) от монопольного доступа к объекту;
7. Бессрочность -- отсутствие временного фактора: с-ть не имеет срока; Обеспечивают бессрочность след компоненты:
8. Иммунитет от захвата -- гарантия защиты отношений собственника к объекту с-ти (от иноземного захвата -- гос-во с помощью военных сил, от вора -- гос-во с помощью МВД, от недобросоветсных конкурентов -- орбитражный суд и проч.);
9. Наследование -- возможность передачи объекта своим наследникам;
10. Дарение (необязательный компонент).
Обязанности собственника по отношению к объекту ("Бремя с-ти"):
1. поддержка с-ти в таком состоянии, чтобы она не ущемляля интересы других людей;
2. Организовывать защиту своей с-ти (так, чтобы не наносить ущерба другим людям);
3. Выполнять все обязательства, возникающие по поводу и в процессе отношений с-ти (платить по долгам, выполнять контракты);
4. Не допускать нанесения ущерба (возмещать, если ущерб нанесён) с-тью (прим.: фермер, колодец и любители ресторанов);
5. Собственник не всевластен по отношению к с-ти (запрещение незаконного использования с-ти).
В мире существует 2 подхода к компоновке элементов отношений с-ти:
1. Континентальная традиция -- сложилась в континентальной Европе (Римское право, кодекс Наполеона): с-ть настоящая только тогда, когда есть все её компоненты, они должны быть неразделимы;
2. Англо-Саксонская традиция -- сложилась в Англии (США, Канада): каждый элемент эконом отношений может существовать отдельно, т.е. возможно расщепление с-ти. Этот подход приводит к размыванию понятия с-ть.
Отношения с-ти закрепляются в праве (в Конституции).
III. Формы собственности. ***
Совокупность различных компонентов даёт разные виды (формы) с-ти.
Можно рассматривать по вертикали (исторически) или по горизонтали (в одно время в одном общ-ве существуют разные формы с-ти).
Сначала появилась общественная с-ть (род, племя, община); потом было наложено табу на личную с-ть; наряду с этим появляется частная с-ть -- формы: мелкая, индивидуальная, трудовая с-ть;
наряду с трудовой появляется нетрудовая с-ть (доступ к с-ти осуществляется не трудом, а другими фактораи);
возникает рабовладельческая форма частной с-ти; наряду с ней -- государственная и церковная (храмовая) формы с-ти.
рабовладельческая форма перерождается в феодальную, а затем в капиталистическую (буржуазную, предпринимательскую) форму частной с-ти (объект -- деньги, финансовые ресурсы, вещественные факторы пр-ва).
Виды (формы) капиталистической с-ти:
индивидуальная частная с-ть -- один субъект;
групповая предпринимательская с-ть -- субъект: группа лиц (товарищество, партнёрство, корпорация или с-ть акционерных обществ); примечание: корпоративная с-ть впервые возникла в 1407 году: с-ть Генуэсского банка (Ост-Индская компания с XVI в).
кооперативная с-ть -- добровольное объединение мелких собственников для совместного пользования объектом с-ти. Возникли в Америке в конце XVIII в.
трастовая (доверительнаая) с-ть.
Возникают ещё две формы с-ти: муниципальная (с-ть муниципальных организаций, муниципальных объединений людей) и с-ть общественных организаций (партий, профсоюзов, благотворительных организаций).
Каккая форма с-ти лучше?
Та, к-ая обеспечивает наиболее эффективное развитие экономики и самый высокий уровень жизни.
IV. Роль и значение собственности в экономике. ***
С-ть -- важнейший эконом институт (феномен), к-ый играет огромную роль в жизни общества.
1. С-ть лежит в основе эконом строя общества, определяющий характер для эконом отношений; все остальные отношения складываются по поводу вещей, ресурсов, продуктов, результатов использования ресурсов.
2. Сохранение факторов пр-ва, поддержание их в рабочем состоянии;
3. Обеспечивает устойчивость хозяйствующих субъектов, поддерживает работоспособность (если бы не было с-ти, банки, компании и проч. растащили бы);
4. Обеспечивает доходы (существование) собственника: чем больше с-ть, тем больше доходов;
5. обеспечивает эконом власть и, как следствие, власть в обществе;
6. Обеспечивает эконом рост и развитие экономики:
а) позволяет накапливать дополнительные средсва для приобретения новых ресурсов, обеспечивает исследования и проч.
б) стимулирует (мотивирует) дальнейший рост пр-ва (эконом прогресс).
7. Развивает творческие начала (инициативу, активность) в экономике;
8. Обеспечивает эффективность (рациональность) эконом развития: максимум результата, минимум затрат; с-ть заставляет быть экономным, расточительным;
9. Развивает риск и в то же время ограничивает негативные результаты риска: риск -- двигатель эконом прогресса, но риск -- потери, и если бы риск предпринимался в мастшабах всего общества, это привело бы к неустойчивости эконом ситуации. Рискуют только в тех областях, где недостаточно качественно используются ресурсы;
10. С-ть лежит в основе соц дифференциации общества: делит общество на богатых, средний класс и бедных. Первооснова революций -- разность в собственности у богатых и бедных.
Задачи управления:
1. Поддержать все позитивные качества с-ти;
2. Сохранить, защитить, обеспечить с-ть и создать условия для её сохранения и закрепления (сформулирована в Конституции);
3. Умножение с-ти;
4. Бороться с негативными процессами в области с-ти, недопускать изъятие с-ти, обеспечить охрану, к-ая бы не нанесла вреда с-ти; не дать возможность невыгодной обществу дифференциации с-ти, недопустить расхищение с-ти.
1. Возникновение товарного хозяйства и его отличия от натурального хозяйства.
2. Сущность товара и его виды.
3. Свойства товара.
4. Цена товара, её типы и роль в экономике.
5. Величина цены и её экономические основы.
6. Закон стоимости и цен.
I. Возникновение товарного пр-ва и его отличие от натурального хоз-ва.***
Отличия натурального итоварного хоз-ва:
1. НатХоз -- замкнутая система, существует само для себя; ТоварХоз -- открыто для других, для получения сырья, продукции, для того, чб продавать собственную продукцию;
2. НатХоз -- пр-во продукции для себя (крестьянин, поместье, феодальное хоз-во); ТоварХоз пр-ит продукцию для продажи;
3. НатХоз само себя обеспечивает необходимыми предметами потребления; ТоварХоз получает предметы потребления из вне и само себя не обеспечивает всем необходимым;
4. НатХоз находится на самообеспечении ресурсами; ТоварХоз получают ресурсы из вне, преобретают на рынке;
5. НатХоз не имеет специализации; ТоварХоз имеет специализацию (автомобили, хлеб и проч.);
6. НатХоз существует вне пределов общественного разделения труда; ТоварХоз существует разделение труда, каждая хоз единица занимается своим видом труда;
7. НатХоз связывает свои цели с удовлетворением своих потребностей, нет необходимости пр-ить больше; ТоварХоз не имеет таких ограничений: пр-ит как можно больше, тк работает на получение денег. Таким образом, цели ТоварХоз чрезвычайно широки;
8. НатХоз развивается медленно, не возможно достигнуть выдающихся результатов, нет разделения труда, есть ограничение кол-ва произведённой продукции; ТоварХоз имеет разделение труда, отсюда в каждом виде труда можно достигнуть совершенства (профессионального, технического,научного), также имеются стимулы;
9. в НатХоз сбыт продуктов гарантирован; ТоварХоз работает на рынок, поэтому возможен вариант неполной продажи произведённой продукции;
10. НатХоз не предполагает обмен (есть пр-во, есть распределение, есть потребление); а в ТоварХоз-ве есть ещё обмен как необходимый элемент пр-ственного процесса.
Предпосылки замены НатХоз-ва ТоварХоз-вом:
1. Возникновение общественного разделения труда;
2. Экономическое обособление хозяйств друг от друга, обеспечивающееся появлением частной с-ти (каждая хоз единица имеет свой бюджет и должно обеспечивать свои расходы своими доходами, отсюда оно должно продавать производимую продукцию).
Этапы развития ТоварХоз-ва:
1. Простое ТоварХоз-во (мелкое ТоварХоз, опирающееся на труд товаропроизводителя -- мелкое трудовое товарное хоз-во);
2. Крупное товарное пр-во -- основано не на личном труде товаропроизводителя, а на концентрации факторов пр-ва (возникают в эпоху рабовладения,феодализма);
3. Развитое ТоварХоз-во -- носит всеобъемлющий характер, охватывает всю экономическую жизнь -- всеохватывающее крупное ТоварХоз, характеризующееся наличием рыночных свобод (свобода цен, конкуренции, предпринимательства, рыночного выбора). Такое ТоварХоз обеспечивает высокие темпы эконом прогресса и достойный, цивилизованный образ жизни людей.
II. Сущность товара и его виды. ***
Товар -- продукт товарного пр-ва, то, что создано товарным хоз-вом.
Товар -- продукт пр-ва, предназначенный для продажи, обмена -- объект рыночных отношений, то, что продаётся и покупается на рынке. Товарная форма выходит за пределы продуктов пр-ва -- не только продукты, но и другие объекты купли-продажи (продукт, созданный природой, -- земля; рабочая сила; совесть, чиновники, депутаты, избирательные комиссии).
Виды товара:
1. Потребительские товары -- то, что удовлетворяет личные потребности людей (ручки, хлеб, стиральные машинки);
2. Товары производственного назначения (факторные товары) -- удовлетворяют не личные, а пр-ственные потребности (станки, оборудование, молотки, гвозди);
3.Товары текущего спроса -- товары, к-ые покупаются каждый день (предметы питания);
4. Товары краткосрочного пользования -- покупают не на один день, а на некоторое время (рубашка, костюм, авторучка);
5. Товары длительного пользования -- автомашины, холодильники, телевизоры;
6. предметы роскоши (элитные товары) -- товары, к-ые удовлетворяют далеко не первостепенные жизненные потребности;
7. Товары внутреннего пользования -- товары, к-ые могут быть проданы и потреблены только в стране-производителе (дача, дом);
8. Экспортные товары -- производятся для прождажи в других странах (нефть, газ, аллюминий);
9. Импортный товар -- привозится из-за рубежа и, как правило, в стране не производится (бананы);
10. Дефицитные товары -- кол-во невелико, а спрос большой;
11. Уценённые товары -- предложение на них превышает спрос (чб их продать, снижают цену);
12. товары низкого качества -- товары, спрос на к-ые уменьшается по мере роста дохода;
13. Товары высокого качества (нормальные товары) -- по мере роста дохода спрос на эти товары растёт (большинство товаров);
14. Товар Гиффина -- спрос на этот товар растёт по мере роста цены
15. Биржевый товар -- товар, продающийся на биржах (массовый товар, и его продажа осуществляется по образцам: образцы зерна, сырья; предполагается, что весь остальной товар такого же качества);
16. Аукционный товар -- как правило, единичные товары, выдающегося качества, к-ые продаются на аукционах (картины, драгоценности);
17. Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) -- товары, к-ые удовлетворяют одну и ту же ч-ческую потребность (спички и зажигалка, масло и маргарин);
Норма замещения -- кол-во одного взаимозаменяемого товара, на к-ое можно преобрести единицу другого взаимозаменяемого товара.
18. Взаимодополняющие товары (ковары-комплиментарии) -- товары, к-ые совместно удовлетворяют одну и ту же потребность (сигареты и спички или зажигалка, автомобиль и бензин);
19. Частные и общественные товары (блага) -- особые виды товаров.
Отличия частных от общественных товаров:
а) Частные товары производятся для удовлетворения частных потребностей (хлеб), общественные -- для удовлетворения совместных потребностей (уличное освещение, маяк при входе в бухту)
б) частные товары потребляются индивидуально, общественные -- сообща;
в) Частные товары потребляются после того, как они куплены, а общественный товар потребляется независимо от того, куплен он или нет;
г) для частных товаров действует принцып исключительности: из потребления этого товара исключаются все члены общества, к-ые не купили этот товар, а те, кто не заплатил за свет фонарей, всё равно этим товаром пользуется;
д) частные товары делимы, а общественный товар неделим: часть, к-ая достаётся покупателю, неопределена;
е) частный товар после купли и потребления уменьшается (20 или 100 ч-к купило по батону хлеба), а общественное освещение от кол-ва проходящих под ним не уменьшается;
ж) при преобретении частных товаров возможна конкуренция и соперничество покупателей,а в случае с общественными товарами -- нет;
з) частные товаропроизводители конкурируют между собой за возможность пр-ства частных товаров, а пр-во общественных товаров вынуждено оплачивать гос-во.
20. Квазиобщественные товары -- товары, к-ые имеют свойства и частного и общественного товара (образование: одним ни во что не обходится, а другие за него платят). Они бывают федеральные, муниципальные и проч. Общая тенденция такова, чб передать выпуск общественных товаров на определённых условиях частным товаропроизводителям.
III. Свойства товара. ***
Товар продаётся и покупается из-за его полезных свойств:
Объективные:
1. потребительная стоимость -- способность товара удовлетворять ч-ческие потребности (этим св-вом обладают также и продукты природы -- не товары: солнце нас греет,птички радуют слух). Говоря о товаре, имеем в виду св-во удовлетворять потребности посредством купли-продажи.
Потребительная стоимость зависит от:
а) от природных качеств товара;
б) от той формы (вида), к-ая ему в процессе труда придана.
Труд, создающий потребительную стоимость, наз конкретным трудом.
2. Меновая стоимость -- способность товара обмениваться на определённое кол-во других товаров; покупательная сила товара.
Виды меновой стоимости:
а) простая форма (пример: рыбак и садовод с яблоками):
относительная форма стоимости -- один товар выражает свою стоимость в потребительной стоимости другого товара (рыба меняется на яблоки);
эквивалентная форма стоимости -- садовод яблоками создаёт эквивалент рыбе.
б) Полная (развёрнутая) форма стоимости;
в) всеобщая форма стоимости -- разнообразные товары выражают свою стоимость во всеобщем эквиваленте (деньгах).
3. Цена -- способность товара приносить определённое кол-во денег, выручка, покупательная сила товара в деньгах;
4. Редкость -- степень ограниченности распространения товара, выражает соотношение между тем кол-вом товара, к-ое есть, и тем, к-ое необходимо;
5. Ликвидность товара -- способность товара сменить свою форму (внешний вид);
6. Стоимость товара -- воплощённый в товаре абстрактный труд (общее св-во всех товаров);
Абстрактный труд:
а) затрата сил и энерги ч-ка;
б) выражение того, что всякий наш труд -- частица общественного труда (при общественном разделении труда);
в) наличие или отсутствие этого труда устанавливается в обмене: купили -- признали, что труд общественный (на пользу общ-ву), не купили -- не признали общественную полезность данного конкретного труда.
Субъектиные:
7. Полезность -- признание товара нужным (необходимым). Для разных людей нужность товара разная (пример: сигареты).
Виды полезности:
а) индивидуальная;
б) общая;
в) предельная полезность товара -- полезность последнего товара, на к-ый существует спрос.
Подходы к измерению полезности:
а) координалистский -- полезность можно исчислить в Ютелях;
б) Ординалистский -- определить полезность можно только сопоставлением (ботинки полезней, чем носки, зубная паста полезней, чем зубная щётка и проч.).
8. Ценность -- определение Ч-ком степени нужности товара, знаЧение, к-ое придаЁт Ч-к товару.
IV. Цена товара, её типы и роль в экономике. ***
Цена -- денежное выражение св-в тоара, способность товарар приносить его собственнику приносить некоторое кол-во денег, сумма денег, за к-ую продаётся и покупается товар.
Цена -- инструмент, с помощью к-ого рынок решает свои задачи.
Роли цены:
1. Цена даёт информацию о товаре -- дорогой-дешёвый, подходящий-неподходящий и проч.;
2. Цена обеспечивает возможность повторения пр-ства, позволяет пр-ству функционировать непрерывно (произвёл, продал, получил деньги, опять произвёл);
3. Цена -- ориентир (компас, сигнализатор) рынка: отвечает на вопрос "Что пр-ить";
4. Цена -- регулятор распределения ресурса, регулятор отраслевой и территориальной структуры экономики и рынка; подсказывает, куда вкладывать средства (Хайек сравнивал цену с прицелом на оптической винтовке);
5. Цена -- мотиватор (стимулятор) развития, кол-венного расширения,качественного совершенствования товара: тот, кто этого не делает, стоит на месте (получает ту же/падающую прибыль), остальные -- большую;
6. Цена способствует обновлению пр-ства; стимул к инновациям;
7. Цена способствует дефференциации пр-ителей (экономики): тот, кто осуществляет тех прогр, выпускает товар большими партиями, -- получает большую прибыль, чем тот, кто продаёт поштучно, не использует достиж НТР. Отсюда первые богатеют, вторые -- беднеют.
8. Цена -- важный инструмент в конкурентной борьбе: метод подавления конкурентов (Форд: "Подлинным хозяином индустрии может статьь только тот, кто снижает цены и повышает заработную плату").
Чтобы выполнять эти св-ва, цена принимает след виды (формы):
1. Номинальная -- цена, с к-ой мы имеем дело, в денежных единицах;
2. Текущая -- сегодня (сейчас) на рынке (в магазине, киоске);
3. Стабильная (неизменная) -- используется, чтобы представить изменение состояния экономики: увеличилось пр-ство, уменьшилось и проч.;
4. Предложения -- цена, по к-ой предлагается товар;
5. Спроса (покупателя) -- цена, к-ую предлагает покупатель;
6. Равновесия -- спрос равен предложению и устанавливается единая для продавца и покупателя цена;
7. Гибкая -- быстро меняется под влиянием спроса и предложения и др. факторов;
8. Жёсткая -- изменяются, но медленно (в США);
9. Демпинговая -- заниженная цена, по к-ой одна страна продаёт товар другой:
а) цена, к-ая ниже национальной: зарубежом дешевле, чем в стране-производителе;
б) товар продаётся в убыток пр-ителю, цены за рубежом ниже издержек пр-ства:
в случаях, когда 1 -нужна валюта, 2- нужно захватить рынок (Цена проникновения.
10. закупочная -- цена, по к-ой пр-итель закупает продукцию у мелких пр-ителей;
11. Контрактная -- цена, оговоренная в контракте ранее;
12. Биржевая -- цена, установленная в результате торгов на бирже;
13. Аукционная -- цена на индивидуальный товар (зависит не только от качеств товара, но и от авторитета аукциона/аукциониста);
Цены по цепочке реализации:
14. отпускная -- цена, по к-ой пр-итель продаёт товар оптовикам:
а) базисная - цена, учитывающая издержки, прибыль, субсидии (дотации), но не учитывающая налоги;
б) производителя -- базисная-субсидии+налог.
15. Оптовая -- цена продажи оптовиками товара в розничную сеть (Отпускная цена+Оптовая наценка);
16. Цена Франко -- учитывает повышенные расходы на транспортировку:
а) Франко "Склад поставщика" -- всё, что дальше, оплачивает покупатель;
б) Франко "Станция (порт) отгрузки" -- учитывается перевоз к станции отгрузки;
в) Франко "Станция или порт доставки" -- учитывается перевоз до станции покупателя;
г) Франко "Склад покупателя" -- учитывается доставка до склада покупателя.
17. Розничная -- цена покупки товара в розницу (Оптовая цена+Розничная накидка);
В зависимости от порядка установления различают цены:
18. Рыночная -- регулируется рынком;
а) свободная -- формируется под воздействием спроса и предложения, окончательный размер устанавливается при переходе товара от продавца к покупателю;
б) Префикс -- окончательная цена;
в) назначаемая -- хозяин покупает по рыночной цене, но продавцам снижать цену не разрешает;
19. Государственная -- назначаются государством:
а) фиксированная -- как правило, написанная на товаре
б) Поясная -- фиксированная цена, но по поясам: чем дальше от пр-ва, тем дороже;
в) сезонная -- по времени года;
г) Предельная -- высокие или низкие;
д) регулируемая -- регулируется компонент цены (напр. издержки+прибыль, а прибыль не больше 15% или наценка не больше ...%);
е) Дотационная -- часть расходов по цене гос-во берёт на себя (в СССР хлеб - 20%, молоко - 60%, мясо - 70%).
20. Монопольная -- ценаа, установленная монополией, опираясь на монопольную власть:
а) высокие -- цены, по к-ым монополии продают товар на рынке;
б) низкие -- монополии покупают товар у пр-ителей.
В истории также были:
21. Справедливые цены (Фома Аквинский) -- выгодны и пр-ителю и покупателю;
22. Естественные (Адам Смит) -- около них колеблются рыночные цены.
Виды скидки с цен:
1. Скидка Рабак -- скидка на большее кол-во товара;
б) Рефакция -- скидка на товар, несоответствующий условиям первоначального договора (прим. бананы).
V. Величина цены и её основания. ***
Основные компоненты цены:
1. Издержки (затраты) -- пр-ственные, торговые;
2. Прибыль;
3. Налоги и субсидии.
"Почему цены на разные товары различаются?"
Концепции:
1. Полезности -- начал развивать Ксенофонт, Кондильяк, Галиани (XVIII в.)
"Чем полезнее товар, тем он дешевле" -- парадокс Смита.
2. Потребность -- Аристотель "Чем больше потребность в товаре, тем выше его цена".
3. Спроса и предложения -- меркантилисты "Цена -- это спрос поделённый на предложение".
4. Издержки производства -- "Цена основана на издержках производителя" Фома Аквинский, Мальтус; Но получается, что цена хлеба определяется ценой муки, воды и проч. А чем определяется цена муки, воды и проч.?
5. Трудовая теория -- "В основе цены лежит стоимость товара, т.е. воплощённый в товаре общественный труд" Петти.
6. Предельной полезности -- Бенбаверг, тюннинг...
7. Джон Бейс Кларк Теория предельной полезности -- в основе цены лежат инкременты. В каждом товаре можно выделить определённые части, к-ые определяют полезность (нужность) товара. Стоимость этих частей и составляет стоимость товара. Он рассматривал лодку: она сделана из сухого дерева -- держит ч-ка на воде; св-во бревна: за него можно уцепиться, и оно по воде вас передвигает; св-во быстрого передвижения...
VI. Закон стоимости и закон цен.***
Закон цен:
Товары реализуются не по индивидуальной стоимости (цене, ценности), а по общественной. (Одинаковые товары на рынке продаются почти по одинаковой цене).
Функции данного закона:
1. Измерительная -- ч-к (производитель, продавец) примерно знает, по какой цене покупать (продавать) товар; он подстраивается под рынок;
2. Регулирующая -- регулирует аллокацию (распределение ресурсов), отраслевую структуру, структуру пр-ства товаров: если индивидуальная цена пр-ителя меньше общественной, то в эту отрасль пр-ства вкладывают ресурсы и извлекают прибыль;
3. Стимулирующая -- чтобы добиться разницы между общественной и индивидуальной ценой, нужно осуществлять технический прогресс, нанимать специалистов, экономить ресурсы и проч.
4. Дифференцирующая -- когда пр-итель не выдерживает этой разницы, то он разоряется, и наоборот. (Ленин: "...Мелкое товарное пр-во рождает капитализм ежечасно, потому что в результате разорения выделяются богатые люди, к-ые становятся капиталистами").
1. Необходимость и сущность денег.
2. Функции и роль денег.
3. Виды денег.
4. Масса денег.
5. Денежное обращение и денежные системы (кратко).
6. Денежные системы и их реформирование (на семинаре).
I. Необходимость и сущность денег. ***
Без денег рынок не может функционировать: никто не может покупать и продавать, очень медленный бартерный обмен.
Без денег нельзя разрешить противоречие товара и рынка:
товар создан для других. Продавец его другим отдал, а что он может получить взамен, чтобы продолжить пр-во? Только деньги.
"Что такое деньги?"
1. За сущность денег принимается их видимость: то, что они делают, их функции, те операции, к-ые можно с помощью денег осуществлять (мера стоимости, средство обращения и тд) (Макконер и Брю). Вопрос "Почему они это делают?" не рассматривается;
2. Выявление того общего, что присуще всем функциям денег, т.е. поиск общей основы (содержания), к-ое позволяет осуществлять деньгам их функции.
Гладстон (младший): "Даже любовь не сделала стольких людей дураками, сколько рассуждения по поводу сущьности денег".