Эллинизма искусство


АНТИЧНОСТЬ


 


Голова сатира. II в. до н. э.

чально ансамбевый подход к застройке, согласо­ванность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом.

Большую популярность получает идея симмет­рии и фронтальности архитектурных композиций. Архитектурные типы общественных, культовых и жилых зданий восходят к эпохам греческой класси­ки и даже архаики, но их черты были трактованы в духе времени. Появились новые виды зданий: мусейоны, библиотеки. Синкретизм эллинистичес­ких религий повлиял на развитие культовых и ме­мориальных строений, в которых сильнее, чем прежде, проявлялось взаимодействие с архитек­турой Востока.

В строительстве храмов, наряду с периптером, широкое распространение получил более торже­ственный и нарядный диптер. Вместо строгого до­рического чаще применялся ионический ордер. Элли­нистическая трактовка ордера отличается свободным отношением к традиционной схеме и усилением де­коративного начала за счет конструктивного. Ордера подвергались местной интерпретации (псевдоко-


ринфские капители колонн в городише Ай-Ханум. свободный стиль святилища Асклепия на острове Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии). Если в сооружениях V в. до н. э. двухъярусная ко­лоннада использовалась только внутри храмовых святилищ (см. Парфенон), то в эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире. Так, например, святилище Афины в Пергаме окружено снаружи двухъярусным портиком.

Колонны ставились в несколько рядов и в святи­лищах, и в библиотеках, и на агорах; нередко пе­ред фасадом здания устанавливались дополнитель­ные колонны с пролетами для входа. Во всяком случае, первоначальное их назначение перестало учитываться.

Самым крупным сооружением эллинистических Афин был храм Зевса Олимпийского (т. н. Олим-пейон). Начатый еще в VI в. до к э. храм был закончен только при римском императоре Адриане во II в. н. э. Он представлял собой диптер длиной ок. 100 м, с двадцатью колоннами на продольных сторонах и восемью — на торцевых. Впервые в греческой архитектуре коринфский ордер, ис­пользовавшийся чаще во внутренних помещениях, был применен в наружной колоннаде. Другая извест­ная афинская постройка этой эпохи — Башня вет­ров, возведенная в середине I в. до н. э. Это восьми­гранное сооружение высотой ок. 12 м, поставленное на трехъярусное основание.

Снаружи на башне находились солнечные часы, внутри — механизм для водяных часов (клепсидры). Перед дверьми, ведущими в башню, с двух сторон находились коринфские портики. Башня была укра­шена фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров — сюжет, очень популярный в Э. и. и в искусстве Древнего Рима. К числу характерных построек эллинистической эпохи относится также т. н. Арсинойон — храм великих богов на острове Самофраке — и многие жилые постройки остро­ва Делос.

Первые по времени произведения эллинистичес­кой скульптуры были созданы мастерами матери­ковой Греции и островов Эгейского архипелага. Однако здесь Э. и. не получило такого заостренно­го, отчетливого выражения, как, например, в Пер­гаме. Необычный характер эллинистического зодче­ства нашел отражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии. В изобрази­тельном искусстве, наряду с творческим и продук­тивным развитием классического наследия, суще­ствовала тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внут­ренне холодные, излишне патетические произведе­ния (статуя Аполлона Мусагета, начало III в. до :-: ? Ватикан). Один из редких примеров подлин:-: ;':