ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
- Допишите имена сказочных героев:
· Иван-… (царевич);
· Иванушка-... (дурачок);
· Дед... (Мороз);
· Баба... (Яга);
· Василиса … (Премудрая);
· Марья … (Моревна);
· Царевна … (Лягушка);
· Крошечка-… (Хаврошечка).
Что вы о них можете сказать?
- Какие функции выполняют в волшебной сказке мужские образы, а какие – женские? Кто из них чаще всего является “героем-искателем”, а кто – “героем-жертвой”? Опишите понравившиеся вам образы сказочных героев и героинь.
- Приведите примеры “добрых” и “злых” сказочных героев. Из-за чего возникает конфликт между ними? Каков характер этого конфликта?
- Как представлены в русской народной волшебной сказке злые силы? Назовите персонажей, которые являются носителями злого начала. Какие функции они выполняют?
- Почему злого героя называют вредителем? Какое содержание вкладывает сказка в понятие “вред”, “вредитель”, “зло”? Все ли сказочные вредители одинаковы по характеру, поведению и функции?
- Что делают в сказках волшебные помощники? Приведите примеры из разных сказок, перескажите один из эпизодов и нарисуйте иллюстрацию.
- Какую роль в волшебных сказках выполняют дарители? Каких героев они поощряют, а каких наказывают? Вспомните соответствующие эпизоды сказок.
- Какие предметы в сказках могут быть волшебными? Какая волшебная сила в них заложена? Какие трудные задачи решает герой с помощью волшебных предметов?
- Опишите внешний вид, характер и особенности поведения “настоящего” и “ложного” героев. Сравните их и выделите главное отличие. Почему одного героя называют настоящим, а другого – ложным?