Возрождение

Ренессанс создал новое мировоззрение, в основе которого было стремление человеческой личности к освобождению и самоутверждению Великие географические открытия и гелиоцентрическая система мира

 

Рис. 13. Схематический план Москвы, иллюстрирующий развитие центрической композиции:

1 — Кремль; 2 — Китай-город (Великий посад) — центр общественной и экономической жизни города, был обнесен каменной стеной со рвом в 1535-1538 гг.; 3 — Белый город (Царь-город) был обнесен каменной стеной в 1486-1593 гг., на месте которой впоследствии возникло Бульварное кольцо; 4 — Земляной город — практически одновременно с каменной стеной Белого города в 1591 г. на земляном валу была возведена деревянная стена — Скородом, которая шла по линии современного Садового кольца

 

 

Рис. 14. Бад Ишл (Австрия)

Н Коперника изменили представление о Земле и Вселенной Научная разработка линейной перспективы стала одним из организующих элементов искусства. Авторитет церкви в повседневной жизни человека по сравнению со средневековьем ослабел. Стали активно изучаться античное искусство, сочинения античных философов. Сочинялись трактаты о городе, создавались просты • идеальных• городов, в которых отражались черты римских военных лагерей, регулярных городов Месо-

(рис . , и„ л.ои Баттмста Дльбер-8 своих теоретических трудах

по градостроительству (XV в.) подробно излагает методику создания городов, начиная с выбора места и кончая их внутренним устройством. Более того. Альберти считал, что деятельность архитектора должна распространяться за пределы самого города и что необходимо задуматься о благоустройстве и архитектурной организации прилегающей к городу территории в целях улучшения местного климата и создания красивого ландшафта. Леонардо да Винчи предлагал Людовику Моро, герцогу Миланскому, построить вдоль реки десять городов на 5 тысяч жителей каждый для решения проблемы скученности города, антисанитарные условия которого привели к эпидемии чумы.

В большинстве проектов «идеальные» города имеют геометрическую форму звезды или многоугольника, вписанного в круг, подчеркнутых линией укреплений (рис. 17,18) (с появлением артиллерии место крепостных стен заняли менее уязвимые широкие земляные укрепления с рвами, валами и бастионами); везде фигурирует четкая система планировки, в местах пересечения улиц расположены главные площади.

Практик и теоретик архитектур^, один из авторов -идеальных» городов, Виченцо Скамоцци построил по одному из своих проектов город-крепость Пальма Нуово близ Вене-Ции, структурную основу которого составляет система лучевых магистралей. ведущих к главной городской площади.

Рис. 16. План •идеального» города Альбрехта Дюрера (1527), созданный, судя по характерной ориентации его сторон, под некоторым влиянием планировки столицы Двуречья города Вавилона

 

Рис. 15. План города Амауротума — «идеального» города Томаса Мора (1512)

 

Рис. 17. План идеального «Города Солнца» Томмаэо Кампанеллы (1602)

 

Рис. 18. План .идеального города-

Виченцо Скамоцци а форме многоугольника, с -гипподамовой-системой планировки улиц

Архитекторы Возрождения умело подстраивались к сделанному их предшественниками. Они не только ра шивали средневековые города, но и выдвигали «иен усовершенствования отдельных элементов их внутреннего устройства Новые градостроительные идеи наиболее полно начали реали-л .вываться в Риме В начале XVI в. появились первые прямолинейные улицы вдаль правого и левого берегов Тибра — Лунгара и Виа Джулиа. Вскоре была проложена главная улица Рима — Виа Лата (совр. Корсо). соединяющая площадь дель Пополо с Капитолием. Рипетта и Бабуино. Так р аилось трехлучие главных городских улиц (ряс 19) В середине XVI в Микел-анджело спроектировал мост через Тибр, который должен был связать дворец кардинала Фарнезе с виллой Фарнезина и кварталом Трасте вере прямолинейной магистралью. Этот неосуществленный проект предвосхитил принцип осевой перспективы в планировке улиц

Италия ХУ1-ХУШ вв.

Примерно в то же время Микел-анджело из хаоса средневековых руин создал в Риме очень большой в пространственном отношении ансамбль. единое целое, решенное в высшей степени пластически Это был ансамбль площади Капитолия, который произвел стилистический перелом .(ознаменовал утверждение искусства барокко. Осуществление проект, началось I» со строительства здаж*. .с устали статуи римского императора Марка Аврелия Этот памятник, закрепивший середину площади, организовал пространство вокруг себя, стал первым самостоятельным элементом архитектурной композиции площади. Ученик Микел-анджело Доменико Фонтана в конце XVI в. подхватил и развил идеи своего учителя. Архитектору Фонтана папой Сикстом V были поручены работы по упорядочению планировки Рима для удобства посещения храмов верующими. Главной целью являлось объединение в единую систему сети улиц как за счет расширения и удлинения существующих дорог, так и за счет создания новых магистралей. По словам 3. Гидиона, Фонтана принадлежал к «поколению посредственных архитекторов... Но сотрудничество с папой Сикстом V привело к такому решению градостроительных проблем, какое в то время не имело себе равных ••'. Он пробивает и выпрямляет пять радиальных улиц, сходящихся к базилике Санта-Мария Маджоре и соединяющих основные центры города, которые обозначает установкой монументов. Древнеегипетский обелиск у ворот дель Пополо закрепляет осевую перспективу главной улицы Рима — Корсо. В последующие столетия в местах установки монументов сформировались красивые площади. Фонтана создал в натуре целое градостроительное направление. Благодаря ему улицы перестали быть только утилитарными, а стали объектами искусства.

' ГиОион 3. Пространство, время архитектура М. 1975. С. 76 Вь Р

Архитекторы барокко — стиля с богатой пластикой форм, сложной символической образностью, игрой светотени и обилием роскошного архитектурного декора — создавали крупномасштабные, торжественные городские ансамбли, в которых стремились к пространственному объединению интерьеров зданий, улиц и площадей. Ярким примером является колоннада Джованни Ло-ренцо Бернини на площади св. Петра в Риме (XVII в.) (рис. 20). Площадь принадлежит к числу крупнейших площадей мира (3,5 га), представляет собой характерную для барокко открытую композицию, сложный план сочетает в себе трапецию и большой овал, в центре которого располагается обелиск (уже существовавший к началу проектирования площади!. фр анкированный роскошными фонтанами Ансамбль площади со-1дава.кл несколькими поколениями итальянских зодчих Бернини про-»»лжил традиции Микеланджело, придав ансамблю аллегорическое содержание грандиозная овальная кол.,.,н,да. исходящая и.т собора св. Петра, «как бы приглашает в свои объятья весь католический мир Западной Европы»1.

Рис. 19. Фрагмент плана г. Рима (нач. ХУ1-ХУИ в.) с впервые образованным трехлучием главных городских улиц — Корсо, Рипетта и Бабуино:

1 — пл. дель Пополо; 2 — Капитолий; 3 — Испанская лестница: 4 — пл. Санта-Мария Маджоре 5 — пл. Квиринала; 6 — воротаПиа; 7 — Латеранская пл.; 8-8 — ул. Корсо; 8-9 — ул Рипетта 8-10 — ул. Бабуино: 11-11 — ул. Систина; 12-12 —ул. Номентана; 13-13 — ул. Карло Аль-берто; 14-14 — ул. Мерулана; 15-15 — ул. Сан-Джованни ин Латерана

 

Большое влияние итальянского барокко испытала на себе Австрия. В городе Зальцбурге — центре архиепископства Зальцбургского, находившегося под покровительством Ватикана, начиная с XVII в. перестраивались средневековые соборы, строились новые здания в стиле барокко. А после возведения университетской церкви по проекту австрийского зодчего Иоганна Берн-гарда Фишера фон Эрлаха город стал ярким примером органически-

 

Рис. 20. Рим. Площадь перед собором се. Петра (гравюра Пиранези)

ГО слияния средневекового города с архитектурой барокко.

В XVIII в. барочные фасады изменили средневековый облик центрального ядра города Вены, сохраняя, однако, уютную камерность городских пространств.