Церковь Иль-Джезу.
Первым образцом стиля барокко считается храм, церковь Иль Джезу. Стироилась она во второй половине 16в. И была достроена к 1575г (к году смерти Тициана, 1576г). Два основных архитектора: Джакома да Виньола (ему принадлежит проект), Джакома Делла Порта (оформление фасада)
Эта церковь была построена для монашеского ордена иезуитов. По архитектурной типологии это укороченная базилика с куполом на средокрестии. Главный фасад, за ним нет купола, сам фасад никак не связан с интерьером храма и решен с максимальной торжественностью. Фасад разделен на два яруса, оформлен с помощью малого ордера (в каждом ярусе свой). Более узкий верхний ярус по бокам оформлен с помощью гибких завитков волют, которые словно стекают вниз и связывают два яруса во едино.
Какие же признаки фасада дают нам право относить эту постройку к раннему барокко? Во-первых, это перенасыщенность стены архитектурным декором. Нет пустого места. Выделяется средняя часть с главным порталом. Все архитектурные формы удваиваются. Ордер в основном пилястровый. В верхнем ярусе четырежды повторяются парные пилястры, в нижнем ярусе тоже парные пилястры, а по сторонам портала появляются колонны. Сгущение пластики к центру.
Здесь удваиваются не только пилястры, но и фронтоны. Двойной фронтон — классический треугольный вписан в полукруглый лучковый. Оба фронтона находятся не в своем ярусе, а вылезают в поле антаблемента, разделяющего яруса. То есть в центре присутствует некая насыщенность и нарушение архитектурных норм.
В архитектуре барокко нет ни гладкой плоскости стены, ни спокойной протяженности линии. Везде где только можно барокко разбивает стену выступами и нишами, и раздробляет горизонтальные пояса карнизов раскреповками.
Колонны или пилястры под раскреповкой — любимый элемент барокко. Обилие архитектурных и пластических элементов на фасаде создает сложную богатую светотеневую игру и придает фасаду живописность и динамизм. Эти качества говорят о том, что это первая постройка выполненная в стиле барокко.
Огромный вклад в архитектуру итальянского барокко внесли три архитектора: Карло Мадерна (ранний), Франческа Борромини, Лоренцо Бернини.