Особенности автоматизации вспомогательных котлов.
Судовые вспомогательные установки предназначены для снабжения паром всех судовых потребителей исключая главный двигатель.
Особенности эксплуатации:
1. Котел должен неограниченно долго находиться в состоянии горячего резерва.
2. Котел должен работать без наблюдения на посту управления и в ЦПУ.
3. Котел должен допускать автоматический пуск.
Особенностью применяемых котельных форсунок является то, что они могут обеспечить качественное распыливание топлива в диапазоне 0,15¸1,0 от номинального расхода, тогда как для поддержания котла в горячем резерве расход топлива не превышает 2¸5 %. Поэтому горячий резерв необходимо поддерживать при постоянной подаче топлива. Поэтому иногда котел снабжается стояночной форсункой. В этом случае для стояночной форсунки должна быть отдельная топливная система и вентилятор для подачи воздуха.
Процессы автоматизации топливосжигания:
1. Релейное или позиционное (для котлов производительностью 0,5¸2т пара/ч.)
2. Непрерывное для котлов более 25¸30т/ч (когда не требуется поддержание в горячем резерве)
3. Комбинированное для котлов средней производительности.
Позиционное регулирование бывает двух- и трехпозиционным. При 2-х позиционном регулировании котел может находиться в двух состояниях: полностью выведен из действия или работающий с полным расходом топлива и воздуха. Управление в этом случае производится с помощью релейного датчика давления.
Рис. 8.1 Характеристика релейного датчика давления пара.
Uд- выходной сигнал датчика
Uд= 0 – сигнал остановки котла
Uд= 1 – сигнал на работу котла
Рис. 8.2 Схема релейного двухпозиционного регулирования котла.
ТК - топливный клапан с электромагнитным приводом
ТЗ - трансформатор зажигания, подающий высокое напряжение на электроды без зажигания факела при пуске котла.
РДДП - релейный датчик давления пара.
БАУ - блок автоматического управления выполняющий алгоритм пуска и остановки котла.
ТН – топливный насос
КВ – котельный вентилятор
ВЗ – воздушная заслонка
Алгоритм пуска и остановки котла:
1. При понижении давления пара Рк˂Рмин на выходе РДДП появляется сигнал Uд=1, БАУ включает ТН, КВ, ВЗ.
2. в течение 40-50 сек идет вентиляция топки
3. после окончания вентиляции подается электропитание через ТЗ на ЭЗ и открывается ТК
в топке зажигается факел и котел переходит в рабочее состояние, появляется сигнал на детекторе пламени, если сигнала нет, то все останавливается
Работа котла при двухпозиционном регулировании состоит из интервалов времени работы котла и остановки.
Dп – фактический расход пара
Dпн – номинальная паропроизводительность
Gтн – расход топлива в котел
Тк - определяется следующими факторами:
1. Разностью давлений Ррmax-Ppmin.
2. Аккумулирующей способностью котла (объем в нем воды)
3. Величиной расхода пара на потребители сравнительно с полной паропроизводительностью котла.
При трехпозиционном регулировании котел может находиться в трех состояниях: полностью выключен, включен на номинальный расход топлива, включен на промежуточный расход топлива (20¸30%) от номинального.
Комбинированный принцип заключается в следующем. Нагрузка котла от 15¸20 % до номинальной процесс топливосжигания регулируется по непрерывному принципу, на меньших – по 2-ух позиционному.