Автотранспорт для пехоты

 

Понятие «пехота» в период до 40-х годов ассоциировалось с небольшими, «пешими» скоростями передвижения войсковых соединений. И когда долговременные позиционные затишья вдруг сменялись атаками, то максимальная скорость «царицы полей» (народное название сухопутных войск) едва-едва превышала десять километров в час.

Необходимость резко увеличить мобильность пехотинца возникла с появлением танков, выполнявших на первых порах функции огневой поддержки. И если колоннам бойцов было совсем нетрудно догонять первые танки, то в дальнейшем взаимодействовать с пехотинцами достаточно скоростным машинам оказалось очень сложно.

Опыт боевых действий показывал, что даже крупные танковые соединения не могут успешно выполнять задачу изолированно от пехоты. Однако попытки создать транспорт, соизмеримый по скорости и проходимости с танками и обладающий к тому же хотя бы минимальной бронезащитой экипажа и пассажиров-пехотинцев, к успеху не привели. Во всяком случае, к началу Второй мировой войны в армиях воюющих стран, кроме Англии и Германии, специализированного транспорта для пехоты не было. В Англии в 1938 году был принят на вооружение гусеничный бронетранспортер (БТР) «Универсал», представлявший собой легкую, открытую сверху машину с броней толщиной 6-11 мм, рассчитанную на перевозку 9 пехотинцев. В Германии с 1940 года выпускался средний полугусеничный БТР (спецмашина 251) для перевозки 12 человек. Он был защищен 12-мм броней и мог нести различное вооружение.

В настоящее время, по мнению зарубежных военных специалистов, существенно расширились и усложнились боевые задачи, возлагаемые на пехоту. Считается, что они состоят не только в захвате объектов или территории и их удержании, но и в обеспечении защиты танков путем поражения противотанковых средств противника.

В Советском Союзе перед 40-х годов был принят на вооружение полугусеничный БТР «Б-3», но по ряду причин в серийное производство он не пошел. В годы воины участь советских мотострелковых подразделений имела на вооружении американские колесные и полугусеничные бронетранспортеры, поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу. Основная же масса пехоты и Красной армии, и армий других воюющих стран (бронетранспортеров не хватало, и боевые качества их были невысоки) могла рассчитывать только на грузовики и собственные ноги.

Армии требовалась для транспортировки пехоты и сражений совместно с танками специализированная боевая машина - мощная, вездеходная, скоростная, оснащенная сильным вооружением и обладающая надежной бронезащитой. Вот почему в послевоенные годы в войска стали поступать колесные бронетранспортеры «БТР-152» и «БТР-40» и гусеничный бронетранспортер «БТР-50».

«БТР-40» выпускался с 1950 года на базе грузового двухосного автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63 со всеми ведущими мостами. Широко применялся для разведки, связи и охранения.

Бронетранспортер «БТР-40». Боевая масса – 5,3 т. Экипаж – 8 человек. Вооружение: пулемет 7,62 мм (БТР-40А – 14,5 мм 2 шт.). Максимальная скорость: 80 км/час. Двигатель: карбюраторный, шестицилиндровый, мощностью 81 л.с.

На основе «БТР-40» был создан «БТР-40А» – со спаренными крупнокалиберными «КПВ» (крупнокалиберный пулемет Владимирова) на турельной установке. В 1957 году появился «БТР-40Б» с закрытым сверху десантным отделением. От этого вместимость десантного отделения уменьшилось до 6 человек.

Несущий корпус «БТР-40» был открыт сверху. В передней части машины расположено силовое отделение, в котором размещался двигатель «ГАЗ-40». Перед двигателем устанавливалась лебедка, доступ к которой обеспечивался через бронелюк. В средней части бронетранспортера располагалось отделение управления, где устанавливались сидения командира и водителя, а также радиостанция. В задней части машины располагалось десантное отделение.

Бронетранспортер вооружался пулеметом «СГМБ» (станковый Горюнова, модернизированный, бронетранспортерный), который мог устанавливаться на бортовых кронштейнах. Выпуск «БТР-40» всех модификаций был окончен в 1960 году.

«БТР-152» был разработан в конце 1940-х годов, и выпускался серийно с 1950 года на базе грузового трехосного автомобиля «ЗИС-151» со всеми ведущими мостами. Машина имела несущий открытый сверху бронекорпус из катанных листов с двумя боковыми и задней дверцей. В отделении управления размещалась радиостанция «Р-113».

Машина вооружалась пулеметом «СГ-43» (станковый, Горюнова, образца 1943 года), позже «СГМБ», устанавливавшемся на одном из четырех штырей по бортам корпуса. Силовая передача состояла из двухдискового сцепления сухого трения, пятискоростной коробки передач, двухступенчатой раздаточной коробки, карданной передачи и трех ведущих мостов с независимым карданным приводом.

Броневой автомобиль «БТР-152». Боевая масса: 8,7 т. Экипаж: 17 человек. Броневая защита: 6-13 мм. Вооружение: пулемет 7,62 мм. Максимальная скорость: 75 км/час. Двигатель: карбюраторный, шестицилиндровый, мощностью 110 л.с.

На базе «БТР-152» в 1952 году была создана зенитная установка «ЗПТУ-2» («БТР-152А»). Она оснащалась двумя пулеметами «КПВ» (крупнокалиберный пулемет Владимирова) установленными в десантном отделении на специальном постаменте. В состав ее расчета входят наводчик и два заряжающих. Средняя боевая скорострельность составляла 70 выстр./мин. Установка обеспечивала эффективный огонь по воздушным целям, летящим со скоростью до 800 км/ч на высоте 500-1000 м.

В 1955 году был выпущен «БТР-152В», созданный на база агрегатов автомобиля «ЗИЛ-157». Корпус и вооружение новой машины были аналогичны «БТР-152». Значительным изменениям подверглась ходовая часть. В частности, установлены шины большого размера, впервые введена централизованная система регулирования давления воздуха в них. Увеличено передаточное отношение в главных передачах ведущих мостов, изменена подвеска передних колес. Благодаря этому улучшились проходимость и маневренность.

Результатом дальнейшего совершенствования этой машины стал «БТР-152К» созданный в 1959 году. На нем установили нагнетающий вентилятор и новый смотровой прибор водителя. Основное его отличие от базовой модели, состоящее в наличии крыши над корпусом, привело к уменьшению посадочных мест десанта на 4 человека, однако боевые качества машины значительно повысились.

Платформа «БТР-152» послужила для проверки теоретических изысканий. В 1957 году был построен бронетранспортер «БТР-Э152В», отличавшийся равноудаленными друг от друга осями. Прототип уверенно проходил окопы и легко передвигался по снежной целине, не боялся выступов, на которые обычные машины «садились на брюхо». В серию этот бронетранспортер не пошел видимо по причине сложности и ненадежности ходовой части.

Бронетранспортеры «БТР-152» и «БТР-40» по тем временам были хорошие, надежные машины. Но к концу 50-х годов их характеристики уже не отвечали возросшим требованиям современного боя. Несколько дольше «продержался» легкий бронетранспортер «БА-64».

В довоенный период Горьковский автомобильный завод был основным поставщиком шасси для легких пулеметных бронеавтомобилей «ФАИ», «ФАИ-М», «БА-20» и их модификаций. Основным недостатком этих машин была их низкая проходимость по пересеченной местности, а их бронекорпуса не отличались высокими защитными свойствами.

Начало Великой Отечественной войны застало сотрудников Горьковского автозавода за освоением производства «ГАЗ-64» – легкового армейского автомобиля повышенной проходимости, разработанного под руководством ведущего конструктора Грачева еще в начале 1941 года.

Учитывая накопленный в 30-х годах опыт создания двухосных и трехосных шасси для бронемашин, горьковчане решили изготовить для действующей армии легкий пулеметный бронеавтомобиль на базе «ГАЗ-64».

Проектируемый бронеавтомобиль и внешне, и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин этого класса. Конструкторам пришлось принять во внимание новые тактико-технические требования к броневикам, возникшие на основе анализа боевого опыта. Машины предстояло применять для разведки, для управления войсками во время боя, в борьбе с авиадесантом, для сопровождении автоколонн, а также для противовоздушной обороны танков на марше. Также определенное влияние на конструкцию новой машины оказало знакомство заводчан с немецким трофейным бронеавтомобилем «Sd Kfz 221», который был доставлен на ГАЗ для детального изучения.

Несмотря на то, что конструкторам ГАЗа впервые пришлось проектировать бронекорпус, они, учтя опыт предшественников, успешно справились с заданием. Все бронелисты (разной толщины) были расположены с наклоном, что существенно повышало стойкость сварного корпуса при попаданиях в него бронебойных пуль и крупных осколков.

Некоторой доработке подвергли системы охлаждения, вентиляции картера, питания, электрооборудования (включив фильтры радиопомех), усилили заднюю подвеску. Очень важным для фронтовых условий было то, что несколько измененный стандартный двигатель работал на низкосортных маслах и бензинах.

Работа над «изделием 64-125» шла быстро: уже в конце ноября закончили сварку бронекорпуса, а 9 января 1942 года бронеавтомобиль, получивший обозначение «БА-64», опробовали на ходу. Поскольку башню смонтировать не успели, пулемет «ДТ» разместили на открытой турели в верхнем люке.

Бронеавтомобиль «БА-64». 1942 г. Экипаж – 2 человека. Масса – 2,4 т. Бронирование – 4-15 мм. Двигатель «ГАЗ-64» 4-цилиндровый, мощностью 50 л.с. Максимальная скорость – 80 км/ч.

Бронекорпуса для серийных машин первое время делали на Выксунском заводе, а потом и на ГАЗе, используя его мощные штамповочную и прессовую базы. К маю 1942 года первые три «БА-64» вышли на государственные испытания, а уже летом серийные броневики приняли участие в боевых действиях на Брянском, Воронежском фронтах и позднее - под Сталинградом.

«БА-64» был первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, благодаря чему он успешно преодолевал на твердом грунте подъемы свыше 30°, броды глубиной до 0,9 м и скользкие косогоры с уклоном до 18°.

Машина не только хорошо ходила по пашне и песку, но и уверенно трогалась с таких грунтов после остановки. Характерная особенность корпуса – большие свесы впереди и сзади облегчали «БА-64» преодоление канав, ям и воронок. Живучесть броневика увеличивали пулестойкие шины «ГК» (губчатая камера).

Уже после выпуска первых серийных машин конструкторы занялись улучшением боковой устойчивости «БА-64». С этой целью колея броневика была расширена до 1446 мм, в переднюю подвеску добавили два амортизатора, внесен еще целый ряд изменений. В конце октября 1942 года «ширококолейный» «БА-64Б» успешно прошел испытательный пробег, подтвердив целесообразность нововведения – допустимый крен составлял уже 25°.

Особенно удачным оказалось применение «БА-64» в уличных боях, где важным фактором была возможность весть стрельбу по верхним этажам зданий. «БА-64» и «БА-64Б» принимали участие во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских городов, в штурме Берлина. Всего, по данным военных, ими было принято 8174 бронеавтомобиля «БА-64» и «БА-64Б». Последние 62 машины заводы изготовили в 1946 году.

В послевоенной Советской Армии бронеавтомобили «БА-64Б» использовались как учебно-боевые, примерно до 1953 года. В других странах их использовали гораздо дольше. Польша получила 81 машину, Чехословакия – 10, в ГДР они хорошо зарекомендовали себя как полицейские машины. Много машин было отправлено в Югославию, КНДР и Китай.

В середине 60-х годов советскими конструкторами впервые в мире была разработана принципиально новая машина – боевая машины пехоты – «БМП-1». Отметим, что в ФРГ аналогичный транспортер был создан лишь в 1975 году, во Франции – в 1978 году, в Англии в 1982 году и в США в 1983 году.

До начала 60-х годов подвижность и защищенность пехотных подразделений обеспечивались за счет использования бронетранспортеров. Однако в дальнейшем широкое распространение переносного противотанкового оружия, а также рост его количества и повышение эффективности, сделавшие действия пехоты в пешем строю практически трудно осуществимыми, привели к созданию нового типа бронированной машины - боевой машины пехоты (БМП).

«БМП-1» – это скоростная (скорость до 65 км/ч), высокоманевренная машина, способная не только двигаться по суше, но и преодолевать водные преграды. Экипаж – три человека: командир, механик-водитель и наводчик-оператор. В состав вооружения «БМП» входит 73-мм гладкоствольная пушка, спаренный с ней пулемет «ПКТ» и пусковая установка противотанковых реактивных управляемых снарядов («ПТУРС»). Все это вооружение установлено во вращающейся башне.

В десантном отделении размещаются 8 пехотинцев, которые могут вести огонь из личного оружия. Дополнительно на вооружении десанта есть противотанковый гранатомет «РПГ-7» и переносный зенитный комплекс «Стрела-2» для борьбы с низколетящими целями.

Дальнейшим развитием боевой машины пехоты стала «БМП-2». Машина получила более просторную башню с новой 30-мм скорострельной пушкой, способной вести огонь, как по наземным, так и по воздушным целям. Пушка стабилизирована в двух плоскостях наведения, поэтому прицельный огонь можно вести на ходу.

Двухленточная система питания орудия «БМП-2» позволяет быстро менять тип снаряда – бронебойный или осколочный – в зависимости от цели. Пушка может вести автоматический огонь в двух режимах: малым темпом – 200-300 выстрелов в минуту, или большим – 550 выстрелов в минуту. Дальность прямого выстрела пушки - 1000 м, прицельная дальность стрельбы по наземным целям – 4000 м. Стрельба по зенитным целям может вестись на высотах до 2000 м. Боекомплект – 500 снарядов. С орудием спарен пулемет «ПКТ» калибра 7,62 мм со скорострельностью 250 выстрелов в минуту и прицельной дальностью стрельбы до 2000 м.

По общей компоновке корпуса БМП-2 сходна со своей предшественницей. В носовой части корпуса справа находится моторно-трансмиссионное отделение с установленным в нем V-образным шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 300 л. с. со связанными в едином агрегате главным фрикционом, коробкой передач и планетарными механизмами поворота. Здесь же находятся системы, обслуживающие работу двигателя и трансмиссии.

Десантное отделение занимает кормовую часть машины. По сравнению с «БМП-1» оно уменьшено и рассчитано на 8 человек. Для посадки и высадки десанта служат два люка в крыше и две двери в корме корпуса.

Боевой вес «БМП-2» составляет 14 т, однако удельное давление на грунт – всего 0,62 кг/см2 что при наличии мощного двигателя позволяет машине уверенно двигаться по песку, заболоченной местности, глубокому снегу и в других тяжелых дорожных условиях. А на хорошей дороге «БМП» может поспорить в скорости с автомобилем.

В 90-х годах конструкторами ГАЗа разработан новый колесный бронетранспортер «БТР-90», который по своим характеристикам существенно превосходит широко известные в мире «БТР-60ПБ», «БТР-70», «БТР-80», а также выпускаемые в настоящее время зарубежные бронетранспортеры аналогичного класса. Не случайно его поэтому называют – бронированной машиной XXI века.

Как известно, вооружение бронетранспортеров состоит из крупнокалиберного 12,7 или 14,5-мм пулемета и спаренного с ним 7,62-мм пулемета. В последнее время вместо крупнокалиберного пулемета стали устанавливать малокалиберные пушки калибром 25 или 30 мм. Однако боевая эффективность этих установок явно недостаточна.

На «БТР-90» установлено четыре типа оружия. Это 30-мм автоматическая пушка «2А42», 7,62-мм пулемет «ПКТ», 30-мм гранатомет «АГ-17» и противотанковый ракетный комплекс («ПТРК») «Конкурс».

Боевое отделение «БТР-90» имеет стабилизацию в двух плоскостях. Это позволяет как с места, так и в движении в дневных и ночных условиях вести борьбу с различными целями, в том числе с танками, на дальностях свыше 4 км.

К шасси «БТР-90» были предъявлены более высокие требования по подвижности, проходимости, маневренности. Высокая подвижность обеспечивается мощным (510 л.с.) многотопливным дизельным двигателем с турбонаддувом, автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач, независимой подвеской всех колес, их полным приводом.

Несмотря на относительно большой вес (около 21 т), машина может без предварительной подготовки преодолевать водные преграды благодаря установке двух водометных движителей. Как показали испытания в морских условиях, при волнении до трех баллов машина способна плавать, а также уверенно с воды входить на десантный корабль и выходить из него.

«БТР-90» – первый из бронетранспортеров, который может оснащаться бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), позволяющей осуществлять эффективное автоматизированное управление трансмиссией и двигателем, контроль и диагностику жизненно важных систем машины.

Высокая подвижность и маневренность в сочетании с большими огневыми возможностями, комфортабельным расположением экипажа и десанта делают «БТР-90» незаменимым при выполнении боевых задач любой армии мира.

В 1972 году началось создание новой американской боевой машины пехоты «ХМ723», которая, после соответствующей доработки, была названа «М2» («Брэдли») и стала самым известным бронированным автомобилем армии США.

Компоновка «Брэдли» выполнена по ставшей уже традиционной для «БМП» схеме: с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения и размещением пехотинцев в кормовой части корпуса. Командир и наводчик находятся в двухместной бронированной башне, а механик-водитель – в отделении управления, расположенном впереди слева. Доступ в десантное отделение осуществляется через откидывающуюся в корме аппарель, в которой, в свою очередь, имеется бронированная дверь. Боевой вес машины 21,3 т.

Важной особенностью американской «БМП» является ее повышенный по сравнению с предыдущими образцами уровень защиты. Корпус и башня выполнены из алюминиевой брони. Впереди и по бортам корпуса применено разнесенное комбинированное (сталь-алюминий) бронирование с заполнением внутреннего пространства между листами полиуретановой пеной. Днище корпуса усилено противоминным стальным листом. Дополнительную защиту верхней лобовой части корпуса обеспечивает волноотражательный щит.

Большое внимание при создании «БМП» американские специалисты уделили выбору основного вооружения. В конечном итоге было решено использовать автоматическую пушку в сочетании с противотанковой ракетной системой «Toy», что, по их мнению, повысило мощь машины.

Установленная в башне 25-мм автоматическая пушка «М242» имеет систему стабилизации в двух плоскостях наведения. Из пушки можно вести огонь одиночными выстрелами и очередями с темпом стрельбы 100 или 200 выстр./мин. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет «М240».

Для борьбы с бронированными целями, и, прежде всего с танками, «Брэдли» оснащен противотанковой ракетной системой «Toy». Пусковая установка, смонтированная на левом борту башни, имеет механизм с электрическим приводом перевода ее в горизонтальное положение перед пуском ракеты. Все время полета ракеты (на дальность 3000 м оно занимает около 15 с) наводчик из неподвижной машины управляет ею путем удержания перекрестия прицела на цели.

Одно из основных требований, предъявлявшихся к американской «БМП» – это высокая подвижность, которая позволила бы ей успешно взаимодействовать с танками, и прежде всего с «M1» («Абрамс»). Для этого на ней был установлен восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель «VTA-903T» мощностью 500 л.с. В одном блоке с ним смонтирована гидромеханическая трансмиссия, которая осуществляет автоматический выбор передаточного числа и мощности двигателя в зависимости от положения педали подачи топлива и сопротивления движению машины.

Согласно принятым в настоящее время в армии США взглядам, мотопехота на «БМП» в бою может действовать либо с машин, либо спешившись. Пехотные подразделения при любом способе должны обладать достаточными огневой мощью и подвижностью, для чего следует наилучшим образом использовать боевые возможности машины.

Зарубежные специалисты отмечают, что многие конструктивные решения, отработанные при создании «М2» – «Брэдли», могут быть перенесены на другие легкие бронированные машины. В частности, разнесенная броня, запатентованная фирмой «Фуд машинэри энд кемикл корпорейшн», устанавливается также на другие «БМП», что существенно повысит их защищенность при незначительном возрастании веса.