Автомобильная шкатулка от Рено

 

Семья торговца сукном Рено жила недалеко от Парижа, сразу за Булонским лесом, в местечке Байянкур. У торговца было три сына – старшим был Марсель, средним Фернан, а младший – Луи. Он и будет героем нашего рассказа.

Отпетый сорванец, предводитель местных озорников, часто случалось, что из школы Луи приносил плохие отметки. Но если он брался что-то мастерить, то делал это на отлично. В 11 лет он устроил в своей комнате автономное электрическое освещение от аккумулятора, который сам же и смастерил.

Автомобиль «Де Дион-Бутон», Франция. 1900 г. На автомобиле установлен одноцилиндровый двигатель объемом 498 см3, имеющий систему водяного охлаждения. Модель автомобиля называется Vis-a-Vis Type G («Виз-а-Виз»), так как седоки сидят друг против друга. Коробка передач имеет две скорости вперед и задний ход.

Когда Луи было 13 лет, его покатали на дядиной трехколеске и даже дали порулить. Полученные впечатления определили дальнейшую жизнь юноши. В 1898 году Луи (ему уже исполнилось 19), купил подержанный трехколесный автомобиль «Де Дион-Бутон» и полностью переделал его – заменил цепную передачу карданным валом, поставил вместо конусного дисковое сцепление, сделал новый рулевой механизм.

Где показать новый автомобиль новой марки «Рено»? Конечно же, в Париже. На демонстрацию возможностей машины собралась толпа. Луи по крутой улочке Лепик въехал на Монмартр. И сразу же 12 человек сделали заказы, которые и были исполнены до конца 1898 года. А в 1900 году было юридически оформлено «Акционерное общество братьев Рено», которое сделало 179 автомобилей.

Марсель и Луи Рено, кроме изготовления автомобилей, участвовали в автогонках и не раз побеждали или становились призерами. Но 24 мая 1903 года на гонке Париж – Мадрид Марсель разбился насмерть. И Луи принял решение больше в гонках не участвовать. Однако гоночные автомобили продолжал делать. В 1906 году его 13-литровая 100-сильная машина завоевала Гран-при в Ле-Мане.

Во Франции в начале XX века, как и в любой другой стране Европы, вряд ли кого-то могли удивить конные экипажи с закрытым кузовом. Творчество каретных дел мастеров к этому времени достигло своих вершин конструирования и отделки. Однако маленькому экипажу, появившемуся весной 1900 года на улицах парижского пригорода Бьянкур, вскоре суждено было стать мировой сенсацией.

В то утро из ворот дома № 8 по улице Эмиля Золя, сверкая черными лакированными боками и хрустальными стеклами фонарей, выехала небольшая двухместная карета. Собственно, назвать этим словом тележку длиной менее двух метров было бы не совсем правильно. При всей своей несерьезности и небольших размеров, она приковывала к себе пристальное внимание редких прохожих. Они замирали, удивленно глядя на красивую, миниатюрную «шкатулочку» на колесах, уверенно передвигавшуюся по улице, несмотря на отсутствие на привычном месте тяговой лошади.

Примерно так выглядел первый выезд первого в мире автомобиля с закрытым кузовом. История его появления на свет одновременно проста и интересна. Как это часто случалось на заре автомобилестроения, основными помощниками, а зачастую и испытателями творений изобретателей, становились их жены. Так произошло с трехколесным экипажем Карла Бенца. То же самое происходило и в семье Луи Рено. С самых первых шагов, а точнее говоря, километров, создателя компании «Рено» сопровождала его жена.

Однако одно дело – семейные выезды на прогулку в легком двухместном экипаже, и совсем другое – длительные поездки, например, на рождественские ярмарки. Да что там ярмарки, даже от простого летнего дождика или сильного ветра во время путешествия в таком экипаже не спрячешься. Вероятно, после очередной поездки решил Луи Рено проявить внимание и заботу о своей супруге. Сразу после первых выездов на своем автомобиле типа «А» в 1899 году он приступил к проектированию закрытой версии под индексом «В». Уже к концу года работа была завершена.

Однако оказалось, что просто оснастить экипаж крышей недостаточно. Возникла проблема – новая машина стала на 80 килограмм тяжелее предшественницы. Поэтому первым делом потребовалось увеличить мощность двигателя. Им стал популярный во Франции одноцилиндровый «Де Дион-Бутон» с воздушных охлаждением, но его объем пришлось увеличить почти в полтора раза, что позволило ему развивать мощность – до 3 лошадиных сил. Трансмиссия состояла из настоящей автомобильной трехскоростной коробки передач и карданного вала.

Трансмиссия (образовано от латинского слова «transmissio» – передача, переход) – устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим машинам (станкам, мельницам, дробилкам). Трансмиссией называют также всю совокупность передач в тракторах, автомобилях и других самоходных машинах.

Большая часть узлов и элементов рамы и подвески были заимствованы от автомобиля типа «А». Рама была собрана из труб, удивительно напоминающих нынешние водопроводные. Даже соединялись они между собой тройниками и муфтами, очень похожими на современные водные соединения. Подвеска состояла из четырех рессор.

Естественно, что самым оригинальным в конструкции нового автомобиля был кузов, чей каркас изготовили по старинным технологиям из дерева прочных пород – бука, дуба, клена. Снаружи его обтянули кожей, которую пропитали несколькими слоями водостойкой краски и лака. Внутренняя отделка салона состояла из панелей, обтянутых кожей, плюшем и шелком. И хотя в салоне отсутствовало освещение и отопление, а стеклоочистители («дворники») в те годы еще не устанавливались, это был настоящий закрытый кузов автомобильного типа, который получил название «купе». Двери, навешенные на задние стойки и открывавшиеся против хода движения, позволяли войти в непропорционально высокий салон, почти не сгибаясь. Даже в этом Луи Рено оставался воплощением галантности и джентльменского отношения к своей жене. В самом деле, не мог же он заставить ее снимать шляпку перед посадкой в свой автомобиль.

1 июля 1899 года в Турине была зарегистрирована одна из первых автомобильных фирм Италии. Она получила название «ФИАТ». Одним из основателей новой фирмы стал Джованни Аньелли. Аббревиатура из четырех заглавных букв расшифровывалась как «Фабрика Итальяна ди Аутомобили Торино». По другой версии фирма «ФИАТ» обязана своим началом инженеру Джованни Баттиста Чейрано, заключившему договор с группой туринских предпринимателей и финансистов (среди которых был Аньелли) о разработке нового автомобиля на создаваемом предприятии фирме. Так или иначе, прототип первого «ФИАТа» появился в марте 1899 года.

Следует отметить еще одно новшество, внесенное изобретателем – управление коробкой передач находилось внутри салона, тогда как у большинства закрытых автомобилей того времени эта педаль еще долго красовалась на правой подножке.

Поражали и габариты нового автомобиля. Его длина составляла 1,9 метров, а ширина 1,2 метра. При этом он имел массу 360 килограмм. Форсированного двигателя «Де Дион-Бутон» хватало на то, чтобы разогнать машину до 45 километров в час.

Появление автомобиля с закрытым кузовом как бы подводило черту под 15-летним «детством» самоходного экипажа. Наступала пора зрелости. Из игрушки для увеселительных прогулок автомобиль превращался в механизм, обязанный служить круглый год.

Естественно, что в то время ни о каком серийном производстве купе не могло быть и речи. Однако в том же 1900 году Луи Рено строит еще один автомобиль с закрытым кузовом. Увеличив его длину, он снабжает машину съемным задним двухместным сиденьем. Спустя два года фирма «Рено» начинает выпуск автомобилей типа «L» и «N» с закрытыми салонами и открытым местом водителя.

Однако модель автомобиля типа «В» навсегда останется для нас примером, как благодаря трепетному отношению Луи Рено к жене появился на свет автомобиль с принципиально новым типом кузова – «купе».