НЕОПОЗИТИВИЗМ

 

Неопозитивизм задачу философии изначально видел в деятельности, направленной на анализ языковых форм сознания. В значительной мере становлению и развитию неопозитивизма способствовал Бертран Рассел /1872-1970/, который заявил, что "подлинно философские" проблемы сводится к проблемам логики. Задача философии не в том, чтобы откры­вать факты или строить обобщения о фактах, а в том, чтобы подверг­нуть логическому анализу высказывания науки, тем самым обеспечивая прояснение знаний. При этом нужно на основе логики создать искусст­венный язык.

В неопозитивизме сложились два главных варианта: логический позитивизм и лингвистическая философия.

Лидер первого, Рудольф Карнап /1891-1970/ выступает против традиционной философии, утверждая что предложения /суждения/, из кото­рых состоят философские учения, не являются подлинными предложения­ми. Они лишены научного смысла, поскольку в них, в частности, вхо­дят "псевдопонятия"/например, "дух", "вещь в себе" и т.п./, которым ничто не соответствует в реальности.

В ходе эволюции логического позитивизма на первый план выдвига­лись концепции верификации, физикализма и конвенционализма. Верификация - это метод, позволяющий установить осмысленность, истинность или ложность предложений на основе сопоставления их с чувственным опытом субъекта. В 30-е годы была выдвинута идея объединения всех наук на основе универсального языка / языка математическое физики/. При построении аксиоматических теорий был выдвинут тезис о том, что аксиомы, а также используемые логические нормативы - предмет соглашения /конвенции/. Однако при реализации этих концепций выявились трудности: оказалось, что не все научные утверждения могут быть сведе­ны к чувственным данным, что невозможно исключить из научного поз­нания философские положения и т.д. Этап логического позитивизма исчерпал себя.

Если логический позитивисты занимались анализом языка науки, обращая особое внимание на формализованные языки, то лингвистические философы обратились к обыденному, естественному языку, делая упор на прагматический аспект языка. Людвиг Витгенштейн /1889-1951/ срав­нивает язык с играми, которые происходят по определенным правилам. Языковые игры /употребление языка/ устанавливается и изменяются людьми; при этом одно и то же слово в разных языковых играх может иметь различный смысл. Люди могут играть в различные языковые игры, думая, что "игра" у них общая. Отсюда важная задача - выяснение значений, способов употребления слов. Задача философии - прояснение употребления слов и выражении в различных контекстах.

В лингвистической философии предлагалась идея о том, что язык определяет образ мыслей, что люди, говорящие на разных языках, с разной грамматической структурой, по-разному воспринимают и пости­гают мир /гипотеза лингвистической относительности/. Были предложе­ния о реформе языка / например, об ограничении использования общих понятии/.

В 60-е годы формируется новый комплекс концепций, получивший название постпозитивизма. Здесь на первый план выходят проблемы раз­вития научного знания. Карл Раймунд Поппер /1902-1994/ показывает позитивную роль философии для развития науки. Он по-новому ставит проблему разграничения научного и ненаучного знания. Вводит принцип фальсификации, который говорит о том, что теория является научной только тогда, когда она в принципе допускает фальсификацию / опро­вержение/. Томас Сэмуэл Кун /1922-1986/ вводит понятие "парадигма", означающее способ деятельности, стиль мышления, критерии научности и рациональности определенного научного сообщества, Кун предложил концепцию истории науки, которая включает этапы: "нормальная наука" /период господства определенной парадигмы/,"научная революция" /рас­пад данной парадигмы, конкуренция между новыми парадигмами, победа одной из них/ и снова "нормальная наука". Имре Лакатос /1922-1974/ предложил концепцию науки, основанную на идее научно-исследователь­ских программ. Историю науки он понимает как смену этих программ.