Выбор числа ступеней и определение передаточных чисел коробки передач
Передаточное число первой (низшей) ступени коробки передач, если не установлен диапазон, определяется из необходимости соблюдения трех условий:
1) возможности преодоления автомобилем заданного максимального дорожного сопротивления;
2) возможности реализации максимальной силы тяги по условиям сцепления колес с дорогой;
3) возможности движения с минимальной устойчивой скоростью.
Передаточное число первой ступени из условия обеспечения возможности движения по дороге с заданным максимальным коэффициентом общего дорожного сопротивления рассчитывают по формуле:
где ψmax – максимальный коэффициент общего дорожного сопротивления.
Полученное передаточное число необходимо проверить по условию отсутствия буксования, получаемое из уравнения возможности движения АТС.
Буксования не будет, если выполняется соотношение:
где – передаточное число первой ступени коробки передач по условиям сцепления.
Передаточное число первой ступени коробки передач по условиям сцепления определяют по формуле:
где Mвед – масса, приходящаяся на ведущие колеса, кг; φmax –максимальный коэффициент сцепления; mвед – коэффициент динамического изменения нормальных реакций на ведущих колесах.
Максимальный коэффициент сцепления φmax = 0,7 ÷ 0,8 [3].
Коэффициент динамического изменения нормальных реакций в тяговом режиме движения [2]:
- на передних ведущих колесах – mвед = 0,8 ÷ 0,9;
- на задних ведущих колесах – mвед = 1,1 ÷ 1,2.
Если условие (**) не выполняется, то следует проверить возможность увеличения нагрузки на ведущие колеса. При этом следует учитывать, что изменение распределения нагрузки может повлечь за собой необходимость применения шин другого размера.
В том случае, если увеличение нагрузки, приходящейся на ведущие колеса, невозможно, принимают меньшее из рассчитанных передаточных чисел.
Передаточные числа промежуточных ступеней коробки передач выбирают из условий обеспечения оптимальных показателей как тягово-скоростных, так и топливно-экономических свойств.
В большинстве случаев передаточные числа промежуточных ступеней рассчитывают по геометрической прогрессии, что обеспечивает возможность работы двигателя при разгоне АТС в одинаковом режиме на всех передачах с наилучшим использованием мощности.
При этом передаточные числа промежуточных ступеней iк определяют по формуле:
где к – номер промежуточной ступени; n – число ступеней.
Число ступеней коробки передач зависит от типа, удельной мощности и предполагаемых условий эксплуатации АТС. Как правило, в выполненных конструкциях [3]:
- легковых АТС – n = 5;
- грузовых АТС грузоподъемностью менее 3 т – n = 4;
- грузовых АТС грузоподъемностью 3 ÷ 10 т – n = 5;
- грузовых АТС грузоподъемностью более 10 т – n = 6.
Передаточное число ускоряющей передачи – i = 0,6 ÷ 0,8 [3].
Это передаточное число иногда не входит в геометрический ряд, и поэтому в формуле (3.15) высшей передачей следует считать прямую.
Интервал между передачами оценивают по плотности ряда передаточных чисел:
Из условия возможности переключения наибольшее значение плотности ряда передаточных чисел на высших передачах [3] qк,к+1 = 1,6 ÷ 1,7. На низших передачах возможно значение плотности ряда qк,к+1 = 2. При этом обеспечивается лучшее использование мощности двигателя при движении АТС на наиболее употребляемых высших передачах, а также улучшаются условия работы синхронизаторов.
Окончательно передаточные числа коробки передач уточняют при выборе параметров зубчатого зацепления в процессе проектирования коробки передач.