Внешняя информация, необходимая для оценки недвижимости.
Сбор и анализ внешней информации проводится в следующей по-
следовательности: общая, специальная.
Общая информация необходима для изучения состояния и общих
тенденций функционирования экономики и рынка недвижимости. Это
информация описательного характера, которая используется непосред-
ственно для определения величины рыночной стоимости.
Пример общей информации:
«Гостиничный рынок Москвы поляризован между высококласс-
ными отелями и стандартными гостиницами, построенными в советские
времена. Количество гостиниц среднего уровня комфортности очень ог-
раничено. Большинство высококлассных отелей было построено или от-
ремонтировано в течение последних 6 лет, уровень их отделки и удобств
очень высок».
Специальная информация представлена, как правило, в виде цифр,
используемых для расчетов в том или ином методе.
Пример специальной информации:
«Спрос на услуги гостиниц, выражаемый в количестве проданных
номеров, растет параллельно росту предложения и увеличивается в
среднем на 5% в год. Усредненная цена номера снизилась со 150 долл.
США и составила на дату проведения оценки 130 долл. США».
Формирование массива внешней информации начинается со сбора
макроэкономических данных и исследования общего состояния нацио-
нальной экономики.
На макроэкономическом уровне исследуются:
1. Экономические показатели:
• темпы экономического роста;
• уровень инфляции;
• индекс деловой активности;
• инвестиционный климат в стране, уровень национальных и за-
рубежных капиталовложений;
• изменение ставок процента и кросс-курса национальной валю-
ты;
• уровень доходов населения и другие факторы.
2. Политические и социальные факторы:
• стабильность и прогнозируемость политической ситуации;
• доверие правительству;
• приближение выборов и прогнозируемость их результата, и др.
Основные источники внешней информации:
1. Программы Правительства и прогнозы.
2. Данные государственных организаций (например, Государст-
венного комитета по статистике).
3. Исследования международных финансовых организаций (таких
как Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд).
4. Аналитические обзоры информационных агентств (информаци-
онное агентство АК&М, РосБизнесКонсалтинг, Финмаркет).
5. Электронные информационно-поисковые системы.
6. Периодическая экономическая печать.
Анализ конъюнктуры рынка недвижимости. После проведения
анализа макроэкономической информации оценщику предстоит проана-
лизировать конъюнктуру и перспективы развития рынка недвижимости.
Исследование конъюнктуры и перспектив развития рынка недвижимости – это процесс сбора внешней информации (общей информации о
рынке недвижимости) и внутренней информации (непосредственно име-
ющей отношение к объекту оценки).
Необходимая информация. Для комплексного информационного
обеспечения процесса оценки и проведения расчетов необходимо со-
брать и проанализировать данные по конкретному сегменту рынка не-
движимости и смежных рынков:
1. Общее состояние и динамика цен на рынке недвижимости.
2. Динамика коэффициента загрузки;
3. Нормативно-правовая база, регулирующая отношения земель-
ной собственности, состояние рынка земельных участков, цена приобре-
тения прав собственности (прав аренды) на земельные участки, размер
арендной платы за землю.
4. Рыночная ситуация на определенном сегменте рынка:
• состояние и перспективы развития сегмента рынка;
• цены и условия осуществления сделки аренды/купли-продажи
сопоставимых объектов, их подробное описание;
• уровень эксплуатационных затрат;
• среднерыночный уровень занятости недвижимости;
• уровень возможных прочих доходов;
• налоговое окружение.
5. Затраты на воспроизводство/замещение объекта оценки:
• укрупненные показатели восстановительной стоимости зданий и
сооружений, укрупненные показатели стоимости строительства;
• сметы, прейскуранты и строительные нормативы проектных и
строительных организаций;
• индексы цен в строительстве;
• удельные среднерыночные показатели стоимости строительства;
• стоимость инженерных систем на единицу площади зданий, ук-
рупненные показатели стоимости систем водоснабжения, кана-
лизации, пожаротушения, отопления, вентиляции и кондицио-
нирования воздуха, электроснабжения;
• прочая информация.
Основные источники информации.
1. Специализированные справочники и программные комплексы
(Сборники: Укрупненные показатели восстановительной стоимости; Ук-
рупненные показатели стоимости строительства; Справочник оценщика:
«Промышленные здания», «Жилые дома» и Справочник «Современные
инженерные системы зданий» компании КО-ИНВЕСТ).
2. Информация специалистов рынка недвижимости – риэлтеров,
девелоперов, строителей, консультантов, компаний по управлению не-
движимостью (например, информационно-справочный бюллетень рынка
недвижимости R-WAY и другие).
3. Профессиональное сотрудничество, участие в выставках, кон-
ференциях, семинарах.
4. Интервью с собственником и управляющим объекта.
Использование электронных средств коммуникации в поиске ин-
формации возможно по прямым (оn-line) каналам информационных
агентств REUTERS, АК&М, РосБизнесКонсалтинг и др.
Информационные агентства, специализирующиеся на предостав-
лении ценовой информации о рынке недвижимости, предоставляют по-
средством каналов INTERNET электронные версии своих изданий (на-
пример, ТРИГОН).
С помощью различных поисковых систем, например, RAMBLER.,
можно просмотреть электронные странички (сайты) ведущих риэлтор-
ских компаний, содержащих информацию о ценах спроса и предложения
различных сегментов рынка недвижимости.
В интернете есть информация, предоставляемая оценочными и ри-
элторскими компаниями. Преимущество риэлторских компаний заклю-
чается в наличии сформированной обширной информационной базы. В
этой связи возникает объективная необходимость оценочных компаний
в сотрудничестве как с риэлторскими, так и с другими компаниями, ге-
нерирующими информацию о сделках купли-продажи и аренды недви-
жимости. Формирование, постоянное пополнение и обновление собст-
венной архивной информации оценщика облегчает процесс сбора необ-
ходимых данных.
В России разработаны программные продукты, например, про-
граммный комплекс «VALMASTER.» фирмы «Исследовательский центр
оценки активов» для оценки сравнительным, доходным, затратным под-
ходами. Однако использование таких программ затруднено из-за отсут-
ствия доступных статистических массивов ценовой формации.
Автоматизация затратного подхода реализована в программных
продуктах компаний КО-ИНВЕСТ, Багира. Наибольшее распростране-
ние получили программные продукты компании КО-ИНВЕСТ. Про-
граммный комплекс «Оценка промышленных зданий» разработан в
1997 г. компанией «КО-ИНВЕСТ» на базе издания «Справочник оцен-
щика: Промышленные здания».
Программный комплекс «Справочник оценщика: Жилые дома»
содержит информацию в одинаковом формате не только по зданиям-
представителям, но и по отдельным видам блок-секций и элементов
блокировки, что позволяет учитывать архитектурно-планировочные осо-
бенности оцениваемых объектов.