Суд и процесс в древнем Египте.
Фараон считался верховным судьей страны и главнокомандующим армии и флота.
В Египте суд не был отделен от общего управления, поэтому судебные инстанции совпадали с инстанциями административными. Кроме того, не существовало разделения процесса на уголовный и гражданский. Но сам процесс уже подразделялся на стадии.
Фараон считался верховным судьей страны и главнокомандующим армии и флота. . Как правило, он разбирал апелляции и судил дела, которые касались лично его.
Визирь, храм нома, кенбет.
1-я стадия. Стадия возбуждения дела. Она начиналась вынесением мотивированной жалобы (иска) перед серами кенбета. Кенбет в полном составе прибывал тогда на место предполагаемого преступления и производил исследования пирамид (самого места преступления), некоторые из которых оказались нетронутыми, другие же, увы, разграбленными. На удостоверении факта совершения преступления или нарушения чьего-либо права 1-ая стадия, можно сказать, заканчивалась.
2-я стадия. Стадия рассмотрения и уяснения дела. Стороны допрашивались или расспрашивались в зависимости от характера дела. Проводились опрос свидетелей, представление доказательств. Порядок этой части процесса, по всей видимости, был состязательным. Однако речи сторон, вопросы кенбета и ответы на них тяжущихся записывались писцами.
3-я стадия. Стадия вынесения решения. По форме она повторяла предыдущую стадию. Снова зачитывалось обвинение (иск) и докладывалась суть выясненного во второй стадии процесса дела. Если дело подлежало решению судебного оракула, то божеству задавался вопрос в двух вариантах: отрицательном и утвердительном для каждой из сторон в споре. Бог уже должен был выбрать, кому он отдает предпочтение.
Использование судебного оракула было очень популярным видом разрешения дел ввиду гласности и видимого беспристрастия
4-я стадия. Стадия выполнения вынесенного решения. Решение суда излагалось в письменной форме. С него снимались копии. Процессуально четвертая стадия состояла в понуждении проигравшей стороны дать клятву в выполнении решения (приговора).
Виды доказательств.
СИСТЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
1. Клятва. Достаточно было принести клятву (произнесение сакральной формулы при поднятой правой руке), чтобы выиграть процесс. За ложную клятву – на съедение крокодилам. С течением времени суд стал требовать более сильных доказательств, т.к. клятва превратилась в обыкновенную формальность.
2. Свидетельское показание являлось вторым, а впоследствии сделалось первым видом доказательства. Свидетельства отбирались под присягой и записывались. Рабы и свободные могли равно давать показания под присягой и под пыткой.
3. Пытка со временем превратилась в доказательное средство.
4. В уголовных делах применялась и своеобразная очная ставка. Часто и она сопровождалась пыткой.
5. Процесс в качестве доказательства знал письменный акт.
6. Судебный оракул играл роль одновременно доказательного средства и стадии процесса.
Заседание суда было обставлено торжественно. Считалось, что на нем присутствуют бог Тот и богиня Маат - покровители правосудия. Стороны должны были держать свои речи, простершись ниц перед судом.
Египет не знал профессиональных адвокатов. Тем не менее представительство интересов сторон, очевидно, допускалось: опекуны и пр. лица. Обвинение поддерживалось самим судом. Процесс, таким образом, был розыскным, т.е. инквизиционным.
Основные институты частного права в древнем Египте.
Вещное право в Египте в устоявшихся формах существует уже с эпохи Древнего царства. В Египте, как нигде более, проявилась условность вещного права. перед нами собственность в ее полуфеодальном выражении. Условность владения подтверждается не общей, а особой исковой защитой, основанием которой служит целевое исполнение поминальных обрядов - ratio contractus.
Наряду с обремененной собственностью в Египте существовада и свободная частная собственность (аллод). Вывод этот мы делаем на основании документов о купле-продаже земли и кадастровых записей.
В Египте были очень развиты арендные отношения в виду ограниченности земельного фонда. Кроме того, не стоит забывать, что эмфитевзис пришел в римское право из Египта. По своей сути он представлял из себя, как известно, наследственное отчуждаемое право пользования чужой землей, владелец такой земли вносит при этом ежегодную плату собственнику и платит одновременно государственные подати, однако, статус объектов вещного права не был равным. Имущество фараона, храмов и др. привилегированных субъектов вещного права охранялось строже, чем вещные права прочих лиц. Различие в пене могло достигать стократного размера.
Воровство (furtum) наказывалось в Египте достаточно строго. Уличенный вор обязан был вернуть похищенное и уплатить 2-х или 3-х кратную пеню стоимости украденного. Собственник, правда, мог отказаться от права получения пени.
Купля-продажа земли у египтян осуществлялась по более простой формуле, нежели у других семито-хамитских народов.
Купля-продажа. Обязательная письменная форма. Договор подтверждался несколькими свидетелями, количество которых зависело от предмета договора. Формула договора – 2 взаимные клятвы перед богами и свидетелями, что продавец и покупатель совершили действия, которые являются содержанием договора.
Заем. Условия заключения = купле-продаже. Основное отличие этих видов обязательств в Египте от прочих стран - отсутствие ростовщического процента. При просрочке уплачивалась пеня (замаскированный %), но только в случае небрежного исполнения должником своих обязательств.
Взыскание просроченного долга можно было обращать только на имущество, а не на личность должника. Кодекс Бокхориса (VIII в. до Р.Х.), как сообщает разрешил процент на долг, но ограничил его 100% к сумме основного обязательства вне зависимости от срока. В конце концов должник должен был выплатить долг не более чем в двукратном размере.
Наем – найм для работы и найм вещей. Документов о найме свободной рабочей силы не дошло. Но рабочих наказывали за то, что они в основное рабочее время работали на заказы посторонних лиц. Следовательно существовал свободный труд + изготовление вещей на продажу в свободное от несения гос. повинности время. Т.к. существовало гос. регулирование рабочей силы, можно предположить обязательную регистрацию таких договоров тем писцом или должностным лицом, которое составляло договор найма.
Договор дарения (в т.ч. земельные пожалования фараонов) мог быть оформлен только в письменном виде. В виде договора дарения оформлялись и поминальные вклады в храмы. Существовало также простое дарения, не обремененное какими-либо условиями, но до нас не дошли их образцы. С особенностью договора дарения как условного дарения, обремененного каким-то встречным обязательством, может быть, связана такая черта этого вида договоров на Востоке, как их срочность.
НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО ЕГИПТЯН
Развитый институт египетского частного права.
Наследование по закону: Очевидно, египтяне различали очереди наследников. Долгое господство принципа когнатского родства. Не совсем понятно, кто имеет преимущественное право наследования, агнаты или когнаты. Можно предположить, что наследниками первой очереди могли быть внуки (в эпоху Древнего царства), дети и переживший супруг. Муж не являлся наследником имущества своей умершей жены, но жена могла наследовать имущество супруга.
Лица мужского и женского пола обладали одинаковыми правами на наследство. Оно делилось между ними в равных долях. При несовершеннолетних наследниках опекуном-управителем становился совершеннолетний ближайший когнат. После возмужания наследника имущество делилось.
Завещательное наследование: требовалась письменная форма. В завещании при необходимости обозначались опекуны и душеприказчик. Наследственное право египтян знало легаты.
БРАК И СЕМЬЯ В ЕГИПТЕ
Привилегированное положение женщины в браке. Она обладала процессуальными и имущественными правами наравне с мужчиной. Обязанность заботиться о престарелых родителях лежала на ней, а не на сыновьях. Особо брачно-семейное право египтян регулирует статус имущества супруги. В брачных контрактах всегда оговаривается сумма брачного дара будущей жене, который, вместе с ее приданым переходит по наследству к детям. В случае развода, инициаторами которого могли быть как мужчина, так и женщина, женщина получала обратно свое приданое + 1/2 брачного дара, если инициатором была она; если инициатором был муж - то весь брачный дар. Имущество, приобретенное в браке, оставалось за мужем. Таким образом, в праве формулируется общее правило:
Большинство браков египтян были моногамными. Полигамия практиковалась только высшими слоями общества. Форма брачной церемонии нам не известна. Скорее всего она была домашней, а не публичной, т.е. совершалась дома, а не в храме.
Институт конкубината был известен египтянам. Дети от него должны были быть признаны отцом, тогда их право- и дееспособность не отличались от законнорожденных. Прелюбодеяние жестоко каралось.