Экономическое развитие Франции до и после первой мировой войны.
Франция была аграрно-индустриальною страной: 43 % ее жителей были заняты в сельском хозяйстве. Темпы промышленного развития Франции в начале XX в. были сравнительно невысокими (2,5 % в год). На фоне общего отставания во Франции быстрыми темпами развивались авиастроение и производство автомобилей (второе место в мире после США), химическая и электротехническая промышленность. Организация французского банковского дела не уступала никакой европейской стране, государство получило славу мирового кредитора.
Франция сильно пострадала от войны. Потери убитыми составили 1,3 млн. человек. Кроме того, 750 тыс. человек остались инвалидами. Из строя было выведено 6 тыс. км железных и 52 тыс. км шоссейных дорог. Немцы разрушили и повредили 550 тыс. домов и около 23 тыс. фабрик и заводов, шахт, погибла половина торгового флота. Общие потери оценивались в 134 млрд. золотых франков. Война подорвала французские финансы. Франция из страны-кредитора превратилась в страну-должника. Ее военные и послевоенные долги США и другим странам составили 62 млрд. франков. Общий государственный долг Франции в 1920 г. достиг 300 млрд. франков.
Экономический кризис, связанный с перестройкой промышленности после окончания войны, продолжался с 1918 по 1921 г. Цены на продовольствие и товары народного потребления выросли в 5 – 7 раз по сравнению с довоенным уровнем, налоги увеличились в 4 раза, а номинальная заработная плата возросла только в 2 – 2,5 раза.
Однако в целом победа в войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.
В связи с ростом крупной промышленности увеличилась численность французского рабочего класса и, что особенно важно, возросла прослойка индустриальных рабочих. Однако и в начале 20-х гг. большинство французских рабочих было занято на мелких и средних предприятиях
В феврале 1920 г. началась забастовка железнодорожников на линии Париж – Лион – Средиземное море, которая переросла во всеобщую забастовку железнодорожников. Забастовщики требовали соблюдения 8-часового рабочего дня, признания прав профессиональных союзов, повышения заработной платы.
Левобуржуазное правительство Э.Эррио объявило политическую амнистию. Значительная часть железнодорожников, уволенных за участие в забастовке 1920 г., была восстановлена на работе. Было ассигновано 300 млн. франков на нужды жилищного строительства.
Таким образом, под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения