Законодательные нормативные правовые и организационные аспекты обеспечения санитарной охраны территории страны
Комплекс мероприятий по СОТ осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами предприятий и учреждений независимо от их организационно-правовых форм в соответствии с правилами, разработанными на основе федерального законодательства. В различные годы в стране действовали санитарные правила, которые изменялись и дополнялись с учетом складывающейся эпидемической обстановкой в мире и рекомендаций Международных медико-санитарных правил.
Изменившаяся в 90-е годы XX века политическая и социально-экономическая обстановка в стране, появление различных организационно-правовых форм собственности, создание новых границ свободных экономических зон, возросший объем международных транспортных перевозок как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях, увеличение миграционных потоков, в том числе из неблагополучных по целому ряду инфекционных заболеваний стран ближнего и дальнего зарубежья, значительно усложнили задачи государственной санитарно-эпидемиологической службы по санитарной охране территории. Поэтому в 1995 г. Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора России были подготовлены и утверждены санитарные правила и нормы «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СанПиН 3.4.035- 95, которые определили принципы обеспечения СОТ с учетом изменения структур государственной власти, форм собственности и реформирования санитарно-эпидемиологической службы в рамках федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1991 г. Произошедшие в 1999 г. изменения федерального законодательства, касающейся обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны (ФЗ 1999) потребовали очередного пересмотра ряда положений санитарных правил СанПиН 3.4.035.-95 в части касающейся правового регули-
17-6772 257
рования отношений между субъектами международного транспортного сообщения и пограничной политики. Значительно расширило задачи СКК принятие Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», 2000 г., включающая положения по обеспечению санитарной охраны от завоза на территорию страны потенциально опасных продуктов, товаров и грузов. В настоящее время постановлением Главного государственного врача РФ от 30 мая 2003 г. № 108 введены в действие и зарегистрированы в Минюсте РФ новые санитарные правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации СП 3.4.1328 - 03», которые определили права и обязанности должностных лиц ГСЭС (Роспотребнадзора), определили их задачи по проведению санитарно-карантинного контроля, конкретизировали требования к организации и обустройству транспортных предприятий, обеспечивающих международное сообщение, специальные требования к проведению противоэпидемических мероприятий на территории страны в случае завоза или выявления на территории страны опасных инфекционных заболеваний.
Следует отметить, что положения п.З статьи 1 Федерального Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ, 2001 и приказа Минздрава России № 228 «О порядке проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора» не ограничивают действий представителей государственной санитарно-эпидемиологической службы только при проведении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в то же время, требования закона являются обязательными при осуществлении других видов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе при организации ГСЭН за выполнением санитарного законодательства администрацией транспортных предприятий и владельцами транспортных средств, проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз ввозимых товаров и грузов. Условно порядок законодательного и нормативного регулирования санитарной охраны территории страны может быть представлен следующим образом (рис. 4).
Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, мероприятия по санитарной охране проводятся в отношении следующих заболеваний: карантинных (холера, чума, желтая лихорадка); геморрагических лихорадок - Хунин (Аргентинская геморрагическая лихорадка), Мачупо (Боливийская геморрагическая лихорадка), Ласса, Марбург, Эбола; малярии, вызванной Plasmodium falciparum, Plasmodium vivax, Plasmodium malanae, Plasmodium ovale, а также заболеваний не установленной этиологии, сопровождающихся проявлениями синдромов (острый респираторный, острый диарейный, неврологический, острый желтушный, острый геморрагический синдром).
Санитарная охрана территории страны обеспечивается проведением:
-санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в морских (речных) портах, аэропортах, автодорожных и железнодорожных переходах, открытых для международного сообщения в целях предотвращения завоза карантинных и других болезней, ввоза потенциально опасных товаров и грузов;
-комплекса организационных, санитарно-противоэпидеми-ческих (профилактических), лечебно-профилактических и других мероприятий по предупреждению распространения карантинных и других болезней на территории страны,
-комплекса организационных, санитарно-противоэпидеми-ческих (профилактических), лечебно-профилактических и других мероприятий в случае завоза или выявления карантинных и других болезней, в том числе в эндемичных природных очагах;
- введением, в случае угрозы распространения болезней, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, карантина или других ограничительных мероприятий.
Кроме того, представители государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют не только мероприятия по предупреждению завоза карантинных и других опасных инфекционных заболеваний, но и осуществляют контроль за ввозом на территорию страны потенциально опасных продуктов, товаров и грузов.
Направление деятельности органов и учреждений Роспот-ребнадзора, противочумных учреждений и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации четко определено в Приказе МЗ РФ от 05.02.2004 г. № 37 "О взаимодействии
по вопросам обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации и проведения мероприятий по профилактике карантинных и других особо опасных инфекций", где вменено в обязанность руководителям органов и учреждений Роспотребнадзора и Росздрава на всех уровнях:
• обеспечить взаимодействие при организации и проведении про
филактических, противоэпидемических мероприятий по обеспе
чению санитарной охраны территории и профилактики каран
тинных и других особо опасных инфекций;
• обмен информацией (оперативной, ежемесячной, годовой) о со
стоянии заболеваемости населения территории карантинными и
другими особо опасными и природно-очаговыми инфекциями,
результатах лабораторных исследований, обострении эпизооти
ческой ситуации по особо опасным и природно-очаговым ин
фекциям;
• участие в работе Санитарно-противоэпидемических комиссий и
Комиссий по чрезвычайным ситуациям, действующих при ад
министрациях субъектов Российской Федерации;
• проведение эпидемиологической (эпизоотологической) экспер
тизы территорий природных очагов инфекций предназначенных
для использования в хозяйственных, промышленных, строи
тельных и рекреационных целях;
• заключение договоров о взаимодействии по вопросам обеспече
ния санитарной охраны территории и профилактики карантин
ных и других особо опасных инфекций.
Руководителям противочумных учреждений обеспечить:
• оказание методической, консультативной и при необходимости
практической помощи центрам Госсанэпиднадзора, органам и
учреждениям здравоохранения;
• санитарно-эпидемиологический контрольна выполнением сани
тарных правил "Безопасность работы с микроорганизмами I-II
групп патогенности" (СП 1.3.1285-03) в центрах Госсанэпиднад
зора, выполняющих работы с биологическим материалом II
группы патогенности;
• выборочный контроль противоэпидемической готовности учре
ждений, предназначенных для перепрофилирования в госпи
тальные и лабораторные базы в случае выявления больных
(умерших), подозрительных на карантинные инфекции.
Основными направлениями взаимодействия противочумных учреждений, органов и учреждений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, ФГУЗ центров гигиены и эпидемиологии в регионах на транспорте (водном и воздушном) и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации при обеспечении санитарной охраны территории и проведении мероприятий по профилактике карантинных и других особо опасных инфекций являются:
• организация и обеспечение мероприятий по предупреждению
завоза и распространения на территорию Российской Федерации
инфекций, на которые распространяются санитарно-
эпидемиологические правила "Санитарная охрана территории
Российской Федерации" (СП 3.4.1328-03);
• разработка и корректировка комплексных планов по санитарной
охране территории республик, краев, областей, городов и рай
онов от заноса и распространения карантинных инфекций, а
также оказание помощи учреждениям здравоохранения в разра
ботке оперативных планов по проведению мероприятий в случае
завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиоз
ных вирусных геморрагических лихорадок и других инфекци
онных заболеваний, представляющих опасность для населения
Российской Федерации и региона;
• контроль противоэпидемической готовности всех медицинских
учреждений на случай возникновения очагов карантинных ин
фекций и контагиозных вирусных геморрагических лихорадок;
• проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов
карантинных и других особо опасных инфекций;
• участие в обеспечении противоэпидемических мероприятий при
угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций техногенно
го или природного характера, при угрозе или совершении тер
рористических актов с применением биологических агентов;
• проведение анализа заболеваемости населения болезнями, вы
зываемыми возбудителями 1-П групп патогенности, результатов
исследования поверхностных водоемов на холеру, а также оцен
ка состояния и прогнозирование эпидемиологической и эпизо-
отологической ситуации в природных очагах инфекций;
• подготовка специалистов лечебно-профилактических учрежде
ний и центров Госсанэпиднадзора по вопросам эпидемиологии,
клиники, диагностики, профилактики, обеспечения противоэпи-
демической готовности и выполнения санитарно-эпидемиологических правил "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности" (СП 1.3.1285-03);
• организация и проведение тренировочных учений и занятий по
проведению первичных мероприятий при выявлении больных
(умерших) карантинными инфекциями.
Основными задачами противочумных учреждений являются:
• оказание консультативной, методической и практической по
мощи центрам Госсанэпиднадзора, органам и учреждениям
здравоохранения по вопросам организации и проведения про
филактических и противоэпидемических мероприятий по каран
тинным и другим особо опасным болезням, их лабораторной ди
агностики, соблюдения санитарно-эпидемиологических правил
"Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патоген
ности" (СП 11.3.1285-03), при необходимости с выездом специа
листов. Предложения противочумных учреждений по данным
вопросам являются обязательными для выполнения центрами
Госсанэпиднадзора и учреждениями здравоохранения;
• проведение идентификации микроорганизмов П группы пато
генности, направляемых субъектами Российской Федерации, а
также диагностика инфекций не установленной этиологии;
• обеспечение оперативных выездов специалистов противочум
ных учреждений в субъекты Российской Федерации по распо
ряжению Ро'спотребнадзора для оказания практической помощи
в локализации и ликвидации эпидемических очагов карантин
ных и других особо опасных инфекций;
• оказание на договорной основе практической помощи учрежде
ниям Госсанэпиднадзора и здравоохранения по профилактике,
диагностике, проведению противоэпидемических мероприятий
при инфекционных болезнях, имеющих значение в краевой па
тологии субъектов Российской Федерации.
Инфекционные болезни, требующие взаимодействия противочумных учреждений, ТУ и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, органов и учреждений здравоохранения в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий, необходимо осуществлять в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами "Санитарная охрана территории" (СП 3.4.1328-03) и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2003 г. № 145 "Об отмене постановления Главного государственного сани-
тарного врача Российской Федерации от 04.04.2003 г. № 26 "О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения синдрома острого респираторного заболевания (SARS)".
Инфекционные болезни неустановленной этиологии, имеющие тенденцию к широкому (межгосударственному) эпидемическому распространению.
Особо опасные и природно-очаговые инфекции, вызываемые возбудителями II группы патогенности, включая тяжелый острый респираторный синдром.
Другие инфекционные болезни в условиях угрозы, реализации, развития чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также угрозы или совершения террористического акта с применением биологических агентов.