Лекция №1 Становление философии из мифологии. Характерные черты философии.

Философия в буквальном переводе с греческого означает

«любовь к мудрости» («филиа» — любовь, «софиа» — мудрость). Это

слово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый

Пифагор (580 — 500 до н.э.), но широкое применение оно

получило в V в. до н. э. В это время в Греции — богатом, процветающем

регионе с высокоразвитой культурой — были люди, которых

называли софистами, т.е. мудрецами. Они не только рассуждали, но

и обучали мудрости, и желающих находилось предостаточно.

Однако обучение мудрости сильно отличается от обучения

ремеслу, где можно проверить, научился человек чему-либо или нет.

Если он способен построить дом, стало быть, овладел

строительным мастерством. Самому учителю легко показать, что

ремеслом, которому он обучает, он владеет. Ни того ни другого

нет, когда речь идет об обучении мудрости. Как доказать, что

учитель мудр и действительно чему-то научил? А деньги за

обучение брали немалые. Как водится в таких случаях, находились

обманщики, желающие заработать на наивности людей. В

результате странствующие софисты становились объектами шуток.

Подлинно мудрые люди сторонились их и отказывались учить за деньги.

Они скромно называли себя философами. Мы только любим

мудрость, говорили они, а достигли ее или нет, нам не известно.

Один из первых философов — Сократ, иронизируя над

объявлявшими себя мудрыми софистами, часто повторял: «Я знаю,

что я ничего не знаю». Позже Диоген Лаэртский говорил о семи

мудрецах, которые жили в прошлом. Таким образом, философия

начинается с сомнения в собственной мудрости и любовного

стремления к ней.

Какая любовь и какая мудрость имеются в виду, когда

говорят о философии? Любовь — одно из важнейших понятий в жизни.

В греческом языке есть несколько слов для обозначения того, что

в русском языке называется одним словом, включающим в себя и

сексуальную любовь, и любовь к друзьям, детям, Родине. Говоря

о философии как любви к мудрости, следует иметь в виду, что

филиа означает прежде всего «дружеское влечение». Любовь в

данном смысле, как показано в диалоге Платона «Пир», есть

духовное стремление к высшему и совершенному, преодолевающее

индивидуальную ограниченность физического существования и

представляющее собой отказ от себя как обособленной

эгоистической личности.

Мудрость же, как писал другой выдающийся греческий

философ — Аристотель, «занимается первыми причинами и

началами»1, из которых все выводится, но которые нельзя вывести из

каких-то других, более общих положений. Такое знание, отмечал

Аристотель, «выше человеческих возможностей». Имея это в виду,

современный французский философ Г. Марсель пишет, что

мудрыми «не бывают, ими стремятся стать»2. Мудрость

«представляет собой не столько состояние, сколько цель». Она, по

Марселю, есть то, что стремится открыть и сберечь смысл жизни,

т.е. решить основной, с точки зрения другого современного

французского философа — А. Камю, вопрос «зачем жить?», без

решения которого жизнь не будет оправдана. Итак, мудрость

ориентирована на целостное бытие и смысл жизни.

Становление философии из мифологии

Любовь к мудрости послужила основой становления

философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали

древние греки) философию древу, то любовь к мудрости —

корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие

философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для

построения духовного древа философии послужила

предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры — мифология.

Мифология как система, уходящая своими корнями к

временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой,

состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от

искусства, и более глубокого — омыслового, который по мере

эволюции логического мышления и развития тенденции

рационализации становился все более важным. В определенное время в

определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный

уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность,

заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной

замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к

философии.

В процессе философской рационализации мифа образы

мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные

1 Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1. — С. 67.

2 Самосознание европейской культуры XX в. / Сост. P.A. Гальцева. — М., 1991. —

С. 362.

категории. Постепенное выхолащивание мифологических

представлений хорошо видно на примере перехода от образа

бабочки-Психеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии).

Предпосылкой становления философии служит введение

отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда

эти сущности начинают рассматриваться как понятия,

формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета

мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало

философия, и они — гарант бессмертия человеческого духа.

Когда говорят, что философия — высшее достижение

человеческого разума, то под этим можно иметь в виду, что отличающее

человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное

мышление достигает в философии своего расцвета. В этом смысле

философия в наибольшей степени соответствует понятию Homo

sapiens — человек разумный. Этот вид, по современным

антропологическим данным, возник примерно 100000 лет назад, но

философию он создал только 2500 лет назад. Известный афоризм

французского философа Декарта «Я мыслю, следовательно, я

существую» можно интерпретировать таким образом: разумно

мысля, я существую как представитель человеческого рода.

С возникновением философии развитие духовной культуры

происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно

наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходит

смена одних представлений другими. «Философия — это попытка

заменить утраченную магическую веру рациональной верой»1.

Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и

мифология, но рассматривает их по-своему.

Философское творчество предполагает личные усилия, а

критическая направленность мышления заставляет подвергать

сомнению как общепринятые, так и собственные выводы. В обсуждение

фундаментальных проблем, стоящих перед человеком,

философия тем самым вносит личностную ноту и беспокойство. Это

служит стимулом развития культуры в целом.

Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его

спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в

нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально

проверенного опыта против мифа... и вызванная этическим

возмущением борьба против ложных образов бога»2. В результате целостность

мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего

сознания. Новое вопрошание, обращенное к миру, привело к иным

ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник,

поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее

осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.

Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. — М., 1992. — Т. 1. — С. 234.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. — М., 1991. — С. 31.

Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции.

Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие

свободные государства, взаимодействующие друг с другом.

Индийская и китайская культуры подготовили появление философии,

но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в

Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология

оказалась благотворной почвой, создав набор образов,

перешедших в понятия. На то были особые причины. Греция — страна

наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической

системы. По мере нарастания драматизма ситуаций в мифах боги

очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция

Эвгемера о том, что боги — это мифологизированные культурные

герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в

мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и

способствовало переходу к философии, который совершился, когда

мифология достигла апогея.

Необходимость систематизации мифов вела к формированию

логики и правил понятийного мышления и тем самым была

внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению

философии. Выход философии из мифа хорошо виден в «Диалогах»

Платона, например в «Пире», где миф, во-первых, выступает в

качестве отправной точки философствования, а во-вторых, в

качестве иллюстрации.

Миф широко использовался в период становления

философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в

которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например,

пишется', что для обеспечения возможности совместной жизни

людей боги решили «ввести среди людей "стыд и правду"», но

что это такое, определяется по-философски. Исследователи

отмечают, что довольно длительное время античная философия

была своеобразной рационалистически стилизованной

мифологией.

Корни философии — в обычных представлениях, прошедших

стадию мифологизирования. В одной из основных философских

категорий — материи, обозначающей объективную реальность,

данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в

мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как

бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной

протяженности, доходящей до бескачественности в философском

понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей —

отголоски представления об отце или, в мифологизированном

варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая

корни философии, можно уйти и глубже — в мистику.

Философия вышла из мифологии, но ее становление не было

безоблачным. За возможность развивать философию люди

платили своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа.

Смерть Сократа

До своего осуждения Сократ (469—399 до н.э.) — выдающийся

древнегреческий философ — дважды был в ситуации, когда его

мужественные поступки по велению совести грозили ему смертью.

«Я доказал не словами, а делом, что мне смерть, попросту

говоря, нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и

нечестивого — это для меня все»1, — говорил Сократ на суде.

Официальное обвинение Сократа состояло из трех пунктов.

Первый — «повинен в отрицании богов, признанных городом»

(надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетние

юноши давали при приеме в афинские граждане, были слова: «Я буду

чтить отеческие святыни»). Второй пункт — во «введении новых

божественных существ». Обвинители Сократа имели в виду его

внутренний голос. Из двух пунктов вытекал третий —

«совращение молодежи».

Эти обвинения нельзя назвать справедливыми, несмотря на их

оправданность с позиций господствующей отрасли культуры —

мифологии. Сократ ни в чем не провинился перед родным

городом. Он был патриотом афинского полиса и хотел лишь заменить

одну отрасль культуры другой. Он был мучеником за философию,

и философия после его казни победила, как позже распятие

Христа привело к победе религии над философией.

Сократ умер не только за конкретную идею, но за идею как

таковую, и с его идей-понятий начинается философия. Сократ

поплатился жизнью за превращение богов в понятия,

мифологической истины в философскую.

Это первое философское жертвоприношение не выходило за

рамки общекультурной схемы жертвоприношений: сами рамки

раздвинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное

отличие. На стадии философии культура поднялась до понимания

жертвы как самопожертвования. Случилось это в «осевое время»

(термин немецкого философа К.Ясперса), основными

характеристиками которого были становление личности, резкое,

скачкообразное развитие самосознания под влиянием тенденции

рационализации.

Сократ не только был готов умереть, но и в какой-то степени

стремился к этому. Ницше недалек от истины, полагая, что

приговора «к смерти, а не к изгнанию... по-видимому, добился сам

Сократ»2. Апофеоз философии — в словах Сократа, что только для

истинного философа смерть означает конец мукам и начало

вечной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение до-

1 Цит. по: Платон. Апология Сократа // Соч.: В 4 т. — М., 1968. — Т. 1. — С. 32.

2 Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Соч.: В 2 т. —

М, 1996. -Т. 1.-С. 108.

ступного смертному человеку бессмертия. За такие обещания

философия стала на пять веков в Греции и Риме главной отраслью

культуры.

Особо следует сказать о сократовской иронии, которая могла

привлекать к нему людей, но в какой-то степени послужила

причиной его осуждения, когда в последнем слове он предложил

вместо наказания устроить ему бесплатный обед в Пританее,

после чего за казнь было подано больше голосов, чем до этого.

Можно сказать, что Сократ подтолкнул сограждан к такому

решению.

Единственная просьба, с которой Сократ обратился к судьям,

касалась детей: «Если, афиняне, вам будет казаться, что мои

сыновья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем-

нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая

их тем же, чем я вас донимал»1.

Сократ мог бежать из тюрьмы, но не захотел этого сделать. Он

отвечал, что всю жизнь подчинялся законам Афин и до конца

останется этому верен. В назначенный час он выпил чашу с ядом.

В добровольной, по сути, смерти Сократа проявилось его

понимание законов как не подлежащих нарушению, поскольку они

приняты всеми. Сократ рассуждал, что если он следовал законам,

когда они защищали его, то должен исполнять их и когда они

наказывают его. Если закон плох, его надо менять, но, пока он

существует в таком виде, ему надо подчиняться. Здесь проявилось

понимание Сократом государства как «республики», т.е. общего

достояния.

Всегда босой, в старом плаще, Сократ шагнул с улиц и

площадей Афин в историю культуры.

Как случилось, что в небольшом городе, в котором

насчитывалось около 20 тыс. граждан, родились Сократ, Платон, и к ним

стекались сотни учеников со всей Греции, а философия росла

наподобие снежного кома? Отправной точкой стала казнь

Сократа. Платон стал Платоном, каким мы его знаем, наблюдая за

осуждением и смертью Сократа (его первый знаменитый диалог —

«Апология Сократа»), а дальше начался процесс, который, то

затухая, то снова воспламеняясь, продолжается по сию пору.

Сократ — «одна из поворотных точек и осей так называемой

всемирной истории»2. Если бы вся пробужденная Сократом сумма

сил была обращена не на познание, а на эгоистические цели

индивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщая

губительная борьба народов.

Сократ создал определенное мировоззрение и собственными

жизнью и смертью подтвердил верность своим взглядам. И если

Цит. по: Платон. Апология Сократа. — 41, е.

Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. — С. 115.

поверим современному философу Г. Марселю, что истина есть то,

за что человек может умереть, то Сократ истину нашел. Сам

Сократ самокритично сказал в своей речи, что дельфийский

оракул, признавший его мудрейшим из всех людей, воспользовался

его именем ради примера, все равно как если бы он сказал: «Из

вас, люди, всего мудрее тот, кто, подобно Сократу, знает, что

ничего поистине не стоит его мудрость»'. Но мудрость Сократа

стоила торжества философии. «Страстный философский порыв

Сократа к полям блаженным на том свете обернулся духовным

бессмертием на этом свете»2.

Рациональность философии

Становление философии из мифологии позволяет определить

ее как первую рациональную отрасль в истории духовной

культуры. В буквальном переводе с латинского «рацио» означает «разум».

Но эти два слова не тождественны. Все люди относятся к виду

Homo sapiens и в этом смысле все разумны. Но не каждого можно

назвать рационально мыслящим человеком. По степени

рациональности люди делятся так же, как по расовым, национальным,

половым и возрастным признакам.

Что включает в себя рациональность? Ее можно выразить

формулой Р = П + Л + Д, где Р — рациональность, П — понятий-

ность, Л — логичность, Д — дискурсивность. Определим

составные части рациональности. Понятийность означает умение

мыслить с помощью понятий, т.е. слов и терминов, определенных по

соответствующим правилам. Эти правила таковы: 1)

существенность определения, т.е. представимость в нем наиболее важных

обобщенных свойств предметов; 2) всеобщность определения,

т. е. принадлежность описанных в нем признаков любому

конкретному объекту, принадлежащему к определяемому классу; 3)

однозначность определения, т.е. признание его правильным всеми

людьми; 4) положительность определения, т.е. включение в

определение имеющихся, а не отсутствующих свойств.

Что собой представляет все это на практике, можно проверить

с помощью любого понятия, например понятия стола.

Определение стола как вида мебели неудачно, так как к мебели относятся

не только столы (здесь не выполняется свойство однозначности).

Определение стола как предмета на четырех ножках также

неудачно, так как существуют столы, не имеющие четырех ножек, да и

ножек вообще (здесь не выполняется свойство всеобщности).

Определение стола как предмета, за которым можно есть, гладить и

т.п., неудачно по причине несоответствия требованию существен-

Цит. по: Платон. Апология Сократа. — 23, в.

Нерсесянц B.C. Сократ. — М., 1977. — С. 31.

ности определения (по этой причине неудачны определения,

состоящие из перечисления). Определение стола как не стула не

отвечает принципу положительности определения. Из этого

простого примера видно, что определение понятий далеко не

тривиальная задача, необходимость которой была вполне осознана на заре

философии Сократом. «Хорошо определить понятие, — писал

С.Н.Поварнин, — дело обычно трудное, иногда же, особенно в

споре, очень трудное, требующее больших знаний, навыка,

труда, затраты времени»1.

Значение понятий в философии столь велико, что Гегель

определил философию как «познание посредством понятий»2.

Понятие, по Гегелю, обладает свойством саморазвития, и именно с

саморазвития понятий начинается философия.

Второй составной частью рациональности является логичность,

т.е. мышление в соответствии с законами формальной логики,

возникшей, кстати сказать, в недрах философии и являвшейся на

протяжении двух с половиной тысячелетий истории философии

одним из важнейших ее разделов. Отметим, что речь идет о

формальной логике, а не о какой-то другой. Требование логичности

можно проиллюстрировать на таком примере. Рассмотрим

умозаключение, состоящее из двух исходных утверждений —

посылок и одного вывода. 1. Все люди должны отвечать за свои

поступки. 2. Годовалый ребенок — человек. 3. Годовалый ребенок должен

отвечать за свои поступки. Ложный вывод из двух верных посылок

следует из-за логической ошибки, а именно потому, что понятие

«человек» используется в разных значениях: в первом случае под

человеком понимается сознательное правовое существо, а во

втором — представитель вида Homo sapiens. Такое использование

понятий в разных значениях противоречит первому закону логики —

закону тождества, о котором речь пойдет ниже.

Третья составная часть рациональности — дискурсивность. Слово

«дискурсия» не надо путать со словом «дискуссия», означающим

«обсуждение чего-либо». Дискурсия характеризует способность

обосновывать выдвигаемые суждения. Предположим, вы

говорите, что вам нравится какой-то человек. Если вы можете

объяснить, за что именно он вам нравится (умный, добрый, веселый и

т.д.), вы мыслите дискурсивно, и чем более обоснованным

окажется ваше суждение, тем выше дискурсивность.

Одна из важных задач рационализации — прояснение мыслей.

По этому поводу Поварнин справедливо пишет: «Иллюзия

ясности мысли — самая большая опасность для человеческого ума.

Типичные примеры ее находим в беседах Сократа, насколько они

1 Хрестоматия по философии / Сост. П. В.Алексеев, А. В. Панин. — М., 1997. —

С. 378.

2 Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975. — Т. 1. — С. 341.

переданы в диалогах Ксенофонта и Платона. Подходит к нему

какой-нибудь юноша или муж, которому «все ясно» в той или иной

мысли. Сократ начинает ставить вопросы. В конце концов

оказывается, что у собеседника иллюзия ясности мысли прикрывает тьму

и непроходимые туманы, в которых гнездятся и кроются самые

грубые ошибки»1.

Три составные части рациональности развиты в каждом

человеке неодинаково, но все они необходимы для

философствования, и их наличие определяет рациональность философии как

отрасли культуры. Имея в виду общую тенденцию рационализации,

проявляющуюся в эволюции природы (включая сюда и

возникновение человека как разумного существа), мышления и общества,

можно сказать, что становление философии как рациональной

отрасли культуры является закономерным результатом эволюции,

подтверждающим наличие этой тенденции.

В философии имеет место и иррационализм, но он возможен

именно на фоне общей рациональной основы философии.

Разницу между рациональным и иррациональным хорошо выражает

сравнение между геометрической теоремой и сном. В

доказательстве теоремы каждое последующее положение вытекает из

предыдущего, и в результате получаем цепочку логичных ходов мысли.

Совсем не то сон, где каждый образ бывает порой

нагромождением вещей, никогда не могущих оказаться вместе в реальности, и

потом вдруг сменяется совершенно другим, никак не следующим

из предыдущего. Сон и теорема — две крайности по отношению к

рациональности, которые располагаются на разных полюсах

сознания.

Рациональность — основное свойство философии. Но имеют

значение и те, на основе которых возникла философия как отрасль

культуры. Это интуиция, пришедшая из мистики; стиль

изложения, чувство и воображение — главные для искусства; синтез и

смысл — присущие мифологии. У разных философов эти

составные части философствования развиты в большей или меньшей

степени. А вот что для философа не столь важно — это присущие

позже возникшим отраслям культуры религиозная вера, научная

проверка и идеологический интерес.

О процессе изучения философии А.Бергсон пишет: «На

первых порах философская система встает перед нами как

законченное здание, с очень искусной архитектурой, и устроенное так,

чтобы в нем удобно могли разместиться все проблемы. Созерцая

ее в таком виде, мы испытываем эстетическое удовольствие,

усиливаемое профессиональным удовлетворением... и под конец

начинаем ясно различать в системе то, что мы в ней искали: более

или менее оригинальный синтез тех идей, в обстановке которых

Хрестоматия по философии / Сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин. — С. 381.

жил философ»1. Но потом мы понимаем, продолжает Бергсон,

что в основе сложной философской системы лежит простота

изначальной интуиции автора. Понятие интуиции как важного

элемента философского познания Бергсон обосновал в работе

«Философская интуиция». Он говорил о двух способах познания,

но затем русский философ Н.О.Лосский объединил их,

утверждая, что в основе рационального познания лежит познание

интуитивное. «В философии следует отмечать ядро ее, философскую

интуицию, питающуюся у источника нашего интимного Я, и ее

оболочку, философскую надстройку познавательного типа,

призванную выявить и оправдать эту интуицию»2. Рационализация

интуиции — вещь не тривиальная, и недаром Н.А.Бердяев пишет даже

так: «Убийственным для мистического опыта... оказывается

понятие»3. Философия идет от интуиции, которые подтверждаются

рациональностью разума.

Предмет философии

Предметом называют то, что изучает данная дисциплина.

Относительно философии можно сказать, что ее предметом

являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и

функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность

тех проблем, которые частично упоминались выше: каково

происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает

мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т.п.

Аристотель, один из первых философов, четко определивших

ее предмет, писал, что «философия исследует самостоятельно

существующее и неподвижное»4. Здесь Аристотель имеет в виду,

что философия должна исследовать сущность вещей (в его

понимании сущности), а не сами вещи, представляющие собой

подвижное единство формы и материи и изучаемые физикой и

математикой. «Что исследование начал умозаключения также есть дело

философа, то есть того, кто изучает всякую сущность вообще,

какова она от природы, — это ясно. А тот, кто в какой-либо

области располагает наибольшим знанием... должен быть в состоянии

указать эти наиболее достоверные начала для всего. А это и есть

философ»5.

Внимательный читатель заметит, что предметом философии в

этом разделе называется то, что, как выше было сказано,

относится к мудрости. Это действительно так, поскольку философия —

любовь к мудрости.

1 Хрестоматия по философии / Сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин. — С. 103.

2 Там же.-С. 151.

3 Там же. — С. 281.

4 Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — Т. 1. — С. 181.

5 Там же. — С. 125.

Определение философии

Итак, теперь можно более четко определить понятие

философии, отличающее ее от всех других отраслей культуры. Философия —

это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль

духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные

вопросы человеческого существования, перечисленные выше.

Строгое понимание философии как отрасли культуры следует

отличать от образного употребления этого слова, когда, скажем,

говорят о «философии успеха» и т. п. Это делается и по

отношению к другим отраслям культуры («искусство делать деньги»,

«наука побеждать» и т.п.). Такое произвольное словоупотребление

имеет место, но оно очень далеко от того содержания

философии, которое присуще ей как общеобразовательной дисциплине.

Философия имеет культурную специфику. Рациональный

характер философии отличает ее от всех отраслей культуры, кроме науки,

с которой ее именно по причине данного сходства часто

смешивают, говоря о философии как науке (к вопросу о соотношении

философии и науки мы еще вернемся). По предмету своих исследований

философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией

и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные

вопросы, ответ преимущественно не рациональный. Соотношение между

философией и другими отраслями культуры станет более ясным после

ознакомления с основными философскими системами.

Контрольные вопросы

1. Что такое философия?

2. От каких слов происходит название этой дисциплины?

3. Как они определяются?

4. В чем причины и каковы обстоятельства смерти Сократа?

5. Каков предмет философии?

6. Что такое рациональность, из чего она складывается?

7. Каковы требования к определению понятий?

8. Из какой отрасли культуры и каким образом произошла философия?

Рекомендуемая литература

Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975— 1977.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых

философов. — М., 1986.

Ксенофонт Афинский. Воспоминания о Сократе. — М., 1935.

Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание

европейской культуры XX века / Сост. Р.А.Гальцева. — М., 1991.

Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Соч.:

В2т.-М., 1996.-Т. 1.

Платон. Апология Сократа // Соч.: В 3 т. — М., 1968. — Т. 1.