Новые технологии в России 19 страница

 

При разработке рекламной идеи необходимо учитывать не только интересы местных избирателей, но и отношение кандидата к проблемам государства в целом. Речь идет о целесообразности присутствия в выступлениях кандидата так называемой «национальной идеи». По мнению Александра Ослона, директора Фонда Общественное мнение, «беззубый интернационализм и космополитизм сейчас не в моде — национальная упаковка нужна всем. Предвыборным речам — просто обязательно. Предприниматели такую идеологическую крышу себе уже придумали, назвавшись "национально ориентированным капиталом". Никто, конечно, после 17 августа в это уже не верит, но притворяются активно. Говорят о национально ориентированной экономике, но это опять хитрость — в паспорте можно национальность не писать, но национальность все же есть — в мире все экономики национальные, других просто нет».

 

Политический слоган

 

Рекламная идея должна найти свое выражение в слогане, девизе, лозунге кандидата, под которым он вступает в конкурентную борьбу, а также в символике. Слоган и символика должны более или менее отражать философию, политическую концепцию или основные цели партии или движения. Они должны давать возможность избирателю легко дифференцировать кандидатов и стоящие за ним политические силы.

 

Все, что было сказано о слогане в коммерческой рекламе, в полной мере относится и к слогану в политической рекламе. Но в политической рекламе слоган играет, пожалуй, даже большую роль, нежели в рекламе коммерческой. Поэтому его выработке необходимо уделить особое внимание.

 

Обычно популярны слоганы, делающие упор на платформы кандидатов: «Реформы для народа», «Москвичи заслужили право на достойную жизнь», «Вместе к возрождению России», «Я хочу того же, что и вы: благосостояния, стабильности, порядка», «Вся власть закону!», «Нужны новые люди» и т. п.

 

Весьма выигрышным в свое время мне показался слоган Демократической партии России. Его эффектность определялась месторасположением рекламного ролика этой партии в ряду других рекламных видеоклипов. После нагромождения не очень интересных, более того — однообразных, хвастливых клипов различных кандидатов, на экране появлялся ролик, где Николай Травкин позировал рядом с российским флагом, Станислав Говорухин, с неизменной трубкой — атрибутом его имиджа — на фоне церковных колоколов, экономист Олег Богомолов — за письменным столом, где ему и положено быть. И появлялся слоган: «Лучше — с нами!».

 

В политической рекламе часто применяется принцип: «Мы лучше, потому, что другие — хуже». Кстати, этот принцип был использован в кампании 1993 года ДПР, провозгласившей такой слоган: «Пока другие только говорят, мы уже делаем».

 

Приведу примеры слоганов, которые мне запомнились. Слоган Выбора России в кампании 1993 года: «Свобода, собственность, законность». Слоган Яблока — «Реформы — без шока, политика — без баррикад». Слоганы Бориса Федорова на выборах-95: «Земля — крестьянам, тюрьма — бандитам!» и «Мы — не коммунисты, мы — не радикалы. Мы — такие, как вы». А вот слоган российских социал-демократов на выборах-95: «Хотите жить, как в Европе — голосуйте за социал-демократов!». Дело в том, что тогда в Европе у власти были в основном социал-демократы. И еще: «Константин Боровой — выбор свободного человека». Слоганы А. Лебедя: «Могу — значит должен», «Правда, закон, порядок», «Есть такой человек, и ты его знаешь». Впечатляющ политический слоган русских патриотических, а точнее — националистических движений: «Прости, распятая Россия!». На каких-то местных выборах в слоган была встроена фамилия кандидата: «Журавлев в Думе не хуже синицы в руках». Популярны как на Западе, так и у нас предвыборные слоганы, сокращенные до букв. Так, в свое время, кандидат в президенты Украины Л. Кравчук шел на выборы под девизом «Пять "Д"», которые расшифровывались таким образом: «державность, демократия, духовность, достаток, доверие». Организация Демократический Выбор России провозглашает «Три "С"» — «собственность, стабильность, свобода». Впечатляющие слоганы были выдвинуты тоталитарными силами. Вспомним нацистский слоган: «Одна страна, один народ, один фюрер». А вот и наш, недавний: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Слоган не помог. Не соединились. И вот еще слоган итальянских неонацистов: «С нами, пока не поздно!». Видел в ФРГ плакат с изображением позеленевшего бронзового бюста Карла Маркса и подписью: «Коммунизм — никогда!» А в Австрии на выборах президента канцлер Вроницкий шел под таким лозунгом: «Больше будущего, меньше социализма!».

 

 

Надо избегать банальных слоганов. Вот лозунг: «Защитим интересы трудящихся!». Возникают вопросы: кто такие «трудящиеся», и кто такие «нетрудящиеся»? И далее: от кого собираются защищать интересы трудящихся? От «нетрудящихся»? И как защищать? На заре нашего политического плюрализма Б. Ельцин шел на выборы под лозунгом «Возродим Россию!», уже использовавшийся рядом финансовых и кредитных структур в России. Может быть, поэтому он прошел незаметным.

 

Конечно, нельзя доводить слоган до абсурда, что случалось в нашей российской политической практике. Так, вскоре после смерти Ленина появилось множество лозунгов, внедряющих его культ, вроде «Ленин — всегда живой». Среди этих лозунгов был и такой: «Могила Ленина — колыбель человечества!».

 

Необходимо быть чрезвычайно осмотрительным при выборе рекламного слогана. Вот пример ошибки: в декабре 1997 года в ходе выборов президента Литвы его штаб выбрал такой слоган: «Для того, чтобы управлять автомобилем, нужен опыт... Для того, чтобы управлять страной, тоже нужен опыт». Штаб исходил из того факта, что Ландсбергис многие годы безупречно управлял автомобилем. И, надо же так случиться, что именно в это время Ладсбергис «не справился с управлением» и попал в крупную аварию. Оппозиция и карикатуристы не прошли, конечно, мимо этого факта... Выбранный слоган сыграл против кандидата в президенты.

 

в начало

 

Политическая символика

В политической рекламе большую роль играют символы, так же, как в коммерческой рекламе торговый знак, торговая марка, «брэнд-нейм», если хотите.

 

В США символом республиканской партии, как известно, является слон. Символом демократической — осел. Изображение слона или осла на плакате, листовке, значке и т. д. лаконично сообщает, от имени какой партии обращаются к избирателю. Предвыборные кампании республиканской партии в США, сопровождаемые пестрыми шествиями-демонстрациями, редко обходятся без живого слона, которого берут напрокат в зоопарке. Демократы, правда, ослов на улицу не выводят.

 

Говоря о роли символики в политической борьбе, сошлюсь на исследования специалистов, анализировавших нацистскую политическую рекламу. Гитлер признавал преимущества устного слова перед печатным, тренируясь и совершенствуясь в технике своих выступлений. Он сам создал нацистскую символику, взяв из трехцветного флага империи только красный цвет, как выражающий социальную суть его движения. Далее шел белый круг, символизирующий национальную идею, и свастика.

 

Свастику сегодня исследователи считают очень выгодной графически в том плане, что она легко может воспроизводиться даже на пыльных машинах и окнах. Свастика — действительно великолепный символ, пришедший к нам из древности и обозначавший вечность. Впрочем, об этом написано и так немало. И то, что у нас порою во дворе можно найти нарисованную мальчишками свастику, совсем не значит, что они — фашисты. Просто свастика — запретный плод, и потому мальчишки ради самоутверждения его рисуют. Был бы этот символ сложнее в исполнении — мы вряд ли его увидели бы сегодня.

 

Другое дело — стилизованная свастика в символике Национал-патриотической партии. В предвыборном рекламном клипе, показанном по телевидению много раз, дается расшифровка этого символа: остроконечный крест — символ защиты отечества от внешних врагов, круг, наложенный на крест — символ объединения этих сил. С точки зрения графики — это отличный и выразительный символ. Другое дело, что стоит за ним.

 

В свое время большие споры вызвала символика объединения Наш дом — Россия, где «дом Россия» прикрывается крышей из ладоней В. Черномырдина. Дело в том, что слово «крыша» в наше время вошло в обиход как некое прикрытие, защита бизнеса, осуществляемые криминальными структурами. Тем не менее, эта символика мне показалась выигрышной: все-таки дом, все-таки крыша. Должен же кто-то нас защитить в этом ураганно бушующем мире!

 

Громоздкие символы, в частности Демократического выбора России, да и ряда других политических объединений не только маловыразительны, но плохо запоминаются. Зачем тогда символ? Он должен быть прост, как советская пятиконечная звезда. Кстати, прекрасный, с точки зрения восприятия масс символ.

 

Схема организации рекламных мероприятий

 

Готовится политическое рекламное обращение в разных объемах и разных вариантах в зависимости от той или иной социальной группы, к которой обратится кандидат. Оно будет потом использоваться в листовках, плакатах и других формах политической рекламы.

 

Составляется план кампании, разрабатываются эскизы плакатов, составляются тексты листовок, определяются маршруты кандидата, где он будет встречаться с избирателями, определяется круг доверенных лиц и т. п.

 

Разрабатывается план проведения рекламных мероприятий. Это могут быть традиционные встречи с избирателями, посещение агитаторами квартир. Это могут быть адресованные конкретным избирателям письма от имени кандидата или его доверенных лиц. Это могут быть бесплатные концерты, раздача сувениров, участие в благотворительных акциях и т. д.

 

Параллельно решаются организационные вопросы: создается штаб, составляется смета расходов, определяется тактика и стратегия презентации кандидата, выбираются соответствующие средства массовой информации, которые будут использованы в ходе рекламной кампании.

 

Выбирая средства массовой информации и методы работы с массовой аудиторией, небесполезно учесть американский опыт. Американские специалисты по политической рекламе давно переключились с агитации массовой аудитории на работу с лидерами мнений. Они полагают, что обработка 10 % элиты обеспечивает воздействие на всю страну. Американцы считают, что им лучше сагитировать одного журналиста, чем десять домохозяек или пять врачей. Человек при этом рассматривается как канал, а не адресат информации.

 

в начало

 

СМИ кому — они принадлежат?

О важной, если не решающей, роли СМИ в предвыборных кампаниях свидетельствует, в частности, ожесточенная борьба депутатов Госдумы за контроль над СМИ. Борьба ведется под лозунгом контроля за «нравственностью» программ, которые показывает телевидение. Однако вся эта «аргументация» шита «белыми нитками». Основная цель борьбы — контроль за политической ангажированностью — очевидна для каждого.

 

Выбирая тот или иной канал для политической рекламы, необходимо учитывать характер и направление канала, которые прямо или косвенно определяются его владельцем или спонсором. Так, Газпром помогает газете «Труд», у него — доля в ОРТ и ряде других СМИ. У Вагита Алекперова (ЛУК'ойл) — акции ТВ-6 и 40 % акций газеты «Известия». У Владимира Потанина — «Известия», «Комсомольская правда», всего более полусотни изданий. Другой олигарх — Михаил Фридман (Альфа-груп) в начале 1999 года приобрел блокирующий пакет акций компании Сеть телевизионных станций (СТС). Сегодня эта компания уже вещает в 220 городах России и по некоторым оценкам, контролирует до 7 % телеаудитории страны. Настоящий медиа-магнат — Владимир Русинский (Мост-банк) — издательский концерн Медиа-Мост, НТВ, доля в ОРТ, газета «Сегодня», журналы «Итоги», «Семь дней», радиостанция Эхо Москвы (привожу данные из еженедельника «Аргументы и факты», № 16 за 1999 год).

 

Конечно, это не «статус-кво». Ситуация меняется если не ежедневно, то ежемесячно. Но принципы раздела СМИ между властвующими и пока невластвующими «элитами» остаются неизменными. О характере тех или иных СМИ в разных регионах России необходимо судить в данное время и в данном месте, прежде чем размещать в них политическую рекламу своего кандидата.

 

в начало

 

Телевидение и манипулирование

Парасоциальный характер телевидения, обеспечивающий иллюзию «присутствия» при каком-либо событии, дает возможность эффективно манипулировать сознанием зрителей. Одно и то же событие может быть показано по-разному: с симпатией или антипатией.

 

Возьмем демонстрацию. Если ей нужно придать позитивный имидж, то показывают ее первые, наиболее организованные шеренги, крупным планом воспроизводят плакаты и транспаранты, созвучные ожиданиям определенной аудитории, для крупного плана выбирают волевые, мужественные лица и т. д. Если же задача противоположная, то после общего плана показывают «хвост» демонстрации, который, как правило, неорганизован. Здесь могут оказаться люди, случайно примкнувшие к шествию. Фиксируются лозунги, которые, будучи вырванными из контекста демонстрации, могут вызвать возмущение телезрителей, для крупного плана выбирают малосимпатичные лица.

 

То же относится и к митингу. Ракурс, план, монтаж (в том числе и во время «прямого эфира») — все это, как хорошо известно теле- и кинооператорам, кинорежиссерам, фотографам, может по-разному представлять события миллионам телезрителей. А они, телезрители, обычно верят в то, что событие было именно таким, а не иным, они же сами почти «участвовали» в этом событии, они же все «сами видели». Но видели они лишь то, что им показывали.

 

Вспомните, как нам в свое время показывали заседания Государственной думы: неполный кворум (показывают пустые места), невнимание депутатов (показывают депутатов, читающих газеты, разговаривающих, дремлющих, а то и спящих). После протестов Депутатов характер репортажей из Госдумы изменился. Иначе имидж Госдумы в массовом сознании оказался бы на самом низком уровне.

 

Побывавший у нас летом 1998 года сотрудник знаменитой компании ВВС Ричард Эйр в интервью газете «Известия» сказал: «Все мы знаем: то, что выхватывает телекамера, это еще не есть реальность. Это — только один срез действительности. Всего один ракурс, зависящий от того, как вы это увидели». Все так, только «все ли мы знаем» об этом? Рядовой телезритель воспринимает увиденное не как «только один срез действительности», а как единственное и верное отображение реальности.

 

Эту тайную мощь психологического воздействия телевидения необходимо учитывать рекламистам, разрабатывающим имидж кандидата, которому предстоит появляться на экранах телевизоров. Телевидение может среднюю личность «поднять на пьедестал» и унизить, уничтожить личность неординарную. Поэтому рекламисту надо предвидеть самые, казалось бы, «мелочи», когда готовится выступление кандидата.

 

Приведу пример из давнишней истории американской предвыборной борьбы — дебаты кандидатов на пост президента США Ричарда Никсона и Джона Кеннеди. Победил Кеннеди. Никсон проиграл, потому что не обращал внимание на «мелочи». Его посадили под софиты, источающие жар. Через несколько минут Никсон стал потеть и вытирать лоб. Реакция телезрителей: волнуется. У Никсона — тонкая кожа. Яркий свет софитов «пробивает» ее, и Никсон кажется небритым. Реакция зрителей: Никсон не уважает зрителей. Перед Никсоном поставили семь телекамер, не предупредив, какая из них главная. Никсон смотрел то в одну, то в другую. Реакция зрителей: глаза у Никсона бегают, совесть, видимо, нечиста. Позднее в своей книге «Шесть кризисов» Никсон, вспоминая эту неудачу, признается: «Мне кажется, я потратил слишком много времени в той кампании на существо и слишком мало — на внешность: я придавал больше значения тому, что я собираюсь сказать, чем тому, как я выгляжу». Поучительная история!

 

«В свете рампы»

 

Политик жив, пока о нем говорят. Если он не на слуху, он погибает. А что о нем говорят — хорошо или плохо, это вопрос второстепенный. Отечественная практика показывает, что политический деятель, если он «выпал из обоймы» либо по каким-то другим причинам исчез с политического горизонта, не маячит на ТВ, не интересует газеты и журналы в течение года, может считаться «политическим трупом».

 

Так, в частности, произошло с А. Лебедем. Он был одной из самых харизматических фигур в период выбора президента России в 1996 году. Однако после своей отставки с поста секретаря Совета безопасности он перестал интересовать СМИ. Его случайные появления на ТВ ни в коей мере не помогли поддержать его былую популярность. Впрочем, даже косвенные напоминания о его существовании помогают А. Лебедю сохранить, особенно в рядах его «экстатического» электората, память о нем.

 

Вступивший на путь политической борьбы кандидат должен ясно понимать, что, становясь «публичным политиком», он предстает перед публикой, «входит в свет рампы» общественного интереса, аудитория разглядывает его со всех сторон, стараясь поначалу критически оценить его, и если он »понравится, то и восхищаться им. Создавая позитивную или негативную психологическую установку, имидж фильтрует оценку избирателем любой новой информации о кандидате. Если установка позитивная, то негативная информация отвергается, смягчается или оправдывается. Позитивная же воспринимается с удвоенным удовлетворением. Если установка негативная, — происходит обратный процесс. Итак, кандидат — у всех на виду.

 

 

Великолепный публицист и экономист Василий Селюнин, не так давно ушедший от нас, на заре становления нашей демократии предупреждал политиков, нестройными шеренгами штурмовавших властные посты: «Человек, вступающий на политическую стезю, по молчаливому уговору с обществом более или менее добровольно лишает себя некоторых естественных прав. Его личные качества, привычки, манеры, даже приватная жизнь, отныне подлежат публичному пересуду. Государственный деятель живет, по слову поэта, на «сквозняке зеркал». Мой скверный характер, ограниченность моего интеллекта посторонних не касается — в конце концов мои родители не брали соцобязательства произвести на свет гения с ангельским норовом. Политику же всякое лыко в строку. И поделом — общество имеет право знать, кому оно вверило свою судьбу».

 

Так что кандидату на политический пост, да и любому политику не стоит сетовать, что журналисты «лезут в личную жизнь», «путаются под ногами», «заглядывают в замочную скважину». Это — правила игры. Не хочешь играть по этим правилам — не лезь в политику.

 

Информационный повод

 

Принцесса Диана, как утверждают практически все средства массовой информации во всем мире, погибла по причине своей чрезвычайной популярности и чрезмерного внимания к ней журналистов, и в частности пресловутых «папарацци», работающих порою с риском для жизни, чтобы удовлетворить наше с вами любопытство по поводу того, как живут, чем дышат и чем занимаются знаменитые люди. Думаю, что принцесса Диана не возражала против того, чтобы стать популярной личностью. А популярность ее была создана средствами массовой информации.

 

Парадокс в том, что многие люди, возможно, и не стали бы знаменитыми, если бы не средства массовой информации, в том числе и трижды проклятые, и трижды благословенные «папарацци», которые и создавали легенду, миф, сказку о той или иной личности и лепили ее имидж.

 

Миф о Золушке из Букингемского дворца был создан средствами массовой информации отнюдь не без личного и активного участия самой Золушки. Принцесса Диана не могла не знать, что она живет за стеклянными стенами и что каждый ее шаг, влево ли, вправо ли, в объятия того или иного плейбоя предназначен для массового тиражирования как очередной вклад в противоречивую и поэтому наиболее интересную для масс легенду о ней самой.

 

Такова сила имиджа — образа, создаваемого средствами массовой информации. Запоздалые причитания о назойливости проклятых СМИ выглядят по меньшей мере лукавством. Личности рвутся в свет рампы, под софиты, под объективы видеокамер, порою ценой скандала и лицемерно возмущаются «всеобщим вниманием».

 

Все это имеет непосредственное отношение и к политической рекламе. Политический кандидат тоже должен стремиться попасть под вспышки фотоаппаратов, в свет софитов. Как минимум — он должен быть известен. А лучше — популярен.

 

Всевозможные программы типа «Герой дня», «Один на один», «Двойной портрет», «Герой без галстука», «Совершенно секретно» — блоки политической рекламы. И это не упрек программам, они делают полезное дело — знакомят нас с политическими деятелями. Само появление на телеэкране — важный элемент рекламы. Разве в свое время ежедневная рубрика в «Известиях» — «Теле­фон доверия президенту работает» — не была политической рекламой? Я уже не говорю о так называемой «косвенной рекламе, которой полны практически все статьи и выступления, посвященные и выборам и просто «жизнедеятельности» политиков.

 

Однако частое появление кандидата на экране телевизора в закупленное им или его партией время, обилие статей о нем в прессе могут привести к «эффекту бумеранга», к «эффекту демьяновой ухи», к неприятию аудиторией навязываемого имиджа кандидата. Менее назойливым и менее прямолинейным методом формирования имиджа политического деятеля выступает метод появления этого политика на экране ТВ и в других средствах массовой информации по так называемым «информационным поводам». Информационный повод — это обоснованное появление политика в разделе о новостях в связи с каким-либо действием, событием, даже скандалом, и т. д., в котором он принимает непосредственное участие. Причем действие или события должны быть общественно значимыми, представляющими интерес для всего электората или определенной его части.

 

Яркое предвыборное выступление, значимое заявление, выступление в Госдуме, участие в конференции, встреча с избирателями, выпуск книги политика, публикация его предвыборной платформы, участие в дебатах и дискуссиях — все это информационные поводы.

 

«Псевдо-события»

 

Информационный повод может основываться как на действительно важном событии, возникшем в ходе предвыборной кампании, так и на «организованном» для того, чтобы привлечь внимание средств массовой информации. В американской социологии такое событие именуется «псевдо-событием». Оно не обязательно является общественно значимым, но в силу тех или иных обстоятельств может вызвать интерес аудитории СМИ. Скажем, появление политика на каком-либо предприятии, как бы «спонтанный» »выход» политика «в народ», присутствие в театре, купание в проруби, участие в спортивном мероприятии и т. д.

 

Великий мастер организации псевдо-событий — В. Жириновский. Я полагаю, что он великолепно использует все жанры политической рекламы, начиная от выпуска водки с его именем и до издания тридцатимиллионным тиражом своей предвыборной листовки. И обратите внимание — его имя все время на слуху у избирателей. Примечательно письмо в газету «Известия» одной из жительниц Подмосковья, которая причину политической неразборчивости избирателей видит в «отсутствии знаний о кандидатах». Она пишет: «Так и говорили некоторые: "Буду голосовать за Жириновского, потому что больше никого не знаю"». Так что, как видите, использование псевдо-событий — дело выигрышное. Думаю, что у В. Жириновского очень неглупые консультанты по политической рекламе.

 

в начало

 

Выступление кандидата

 

Фон выступления

 

Начнем с того фона, на котором выступает кандидат. Если это происходит где-нибудь в полуподвале — его авторитет будет соответствующим, если в одном из главных залов города, авторитет будет совсем другим. Чрезвычайно важна и сама организация встречи с кандидатом. Если изначально возникают трудности с проникновением на эту встречу простых граждан, ее эффект значительно снижается: «Нас там не хотели видеть». Поэтому предпочтение отдается большим помещениям. В то же время помещения нужно выбирать соответственно прогнозируемым аудиториям: зал должен быть заполнен на плюс или минус 10 %. Полупустая аудитория, малочисленность пришедших на предвыборную встречу — дурной признак. Он свидетельствует о неадекватном расчете, произведенном местным штабом политического объединения, о плохой организации местной рекламной кампании.

 

Чрезвычайно важно оформление зала. Главный критерий — праздничное оформление: «Здесь будет выступать ПОБЕДИТЕЛЬ!». Не случайно в США подобные встречи оформляются как нечто карнавальное, с конфетти, воздушными шариками, серпантинами, хлопушками и прочими аксессуарами «рождественской» встречи.

 

У нас, конечно, все это должно быть скромнее. Но дух «торжества», «уверенности в победе» должен «править бал», иначе вся эта затея бессмысленна. Причем необходимо соблюдать пропорции. Такая встреча не должна выглядеть как «пир во время чумы», чтобы не вызвать раздражения самих присутствующих (что не так страшно), но более всего тех, кто будет воспринимать эту встречу взглядом ангажированного телеоператора или не менее ангажированного репортера газеты или радио.

 

В то же время необходимо внимательно следить за всем антуражем, чтобы в него случайно не «врубился» кадр, компрометирующий выступающего. Тем более если это не зал, а площадь, на которой выступает кандидат. Вот пример. Один из корреспондентов журнала «Рекламное измерение» В. Сычев из Ростова-на-Дону рассказал: «Политические митинги в городе обычно происходят на площади перед зданием театра. Девятого мая 1998 года не догадались снять с театрального фасада афиши. И над головами важных персон красовалось огромное полотнище с надписью "БЕСЫ". Местное телевидение транслировало репортаж с парада на всю область»...

 

Как готовить выступление

 

Перейдем к решающему компоненту предвыборной борьбы — выступлениям кандидата перед избирателями. Еще древнегреческий оратор Деметрий Фалернский утверждал: «Тем могуществом, которым на войне обладает железо, в политической жизни обладает слово». Как готовится это выступление?

 

В штабе кандидата разрабатывается «базисный» текст, в котором формулируются главные положения его платформы, расставляются акценты, отрабатывается эмоциональность. При подготовке «базисного» текста необходимо учитывать такие советы психологов:

 

· Первый. Если новая информация превышает 30 % от всей предлагаемой информации, то выступление практически не воспринимается слушателями.

 

· Второй. На слух хорошо воспринимаются только жестко сконструированные тексты, выстроенные по схеме «проблема — аргумент — решение», а не просто перечень проблем.

 

· Третий. Если кандидат в своем выступлении поднимает более трех проблем, то актуальность каждой из них снижается.

 

· Четвертый. В выступлении должна быть одна главная мысль.

 

· Пятый. Необходимо предъявить не только конструктивную идею, но и решение или вариант решения проблемы.

 

· Шестой. Нужно строго контролировать свои эмоции. Следует избегать едких замечаний и не увлекаться иронизированием.

 

· Седьмой. Чем страшнее факты, которые вы приводите в своем выступлении, тем спокойнее должен звучать ваш голос.

 

· Восьмой. Необходимо учитывать и такую закономерность восприятия: чем больше пафоса в голосе выступающего, тем меньше ему верит аудитория.

 

· Девятый. Каким бы длинным или коротким не было выступление кандидата, оно обязательно должно завершаться выводами.

 

· Десятый. Аудитория оценивает позицию выступающего таким образом: кто он? «Учитель»? «Проповедник»? «Критик»? «Проситель»? Или же он выступает с позиции «на равных»? Последнее — предпочтительно.

 

Адаптация текстов выступления

 

Далее готовятся варианты текстов в зависимости от той аудитории, перед которой будет выступать кандидат. Скажем, один вариант готовится для выступления кандидата в большом зале, другой — для выступления на заводе, третий — на митинге, четвертый — по телевидению и т. д.

 

Характер выступления зависит от объема аудитории. Так, выступление на митинге, где много людей, должно быть коротким, а слова — понятными и доходчивыми. В небольшой аудитории выступление может стать более или менее долгим и более или менее глубоким — в зависимости от интереса, который слушатели проявляют к выступлению. Но следует не забывать мнение Талейрана: «Длинная речь так же не подвигает дело, как длинное платье не помогает ходьбе». И еще, на сей раз Шекспир: «Где мало слов, там вес они имеют».

 

О специфике выступления по телевидению мы уже говорили. Тем не менее хочу еще раз напомнить, что, по подсчетам специалистов-телевизионщиков 69 % информации передается вне слов. В связи с этим особое значение имеет визуальная организация события — «телевидение с выключенным звуком».

 

С другой стороны, если кандидат намерен сконцентрировать внимание на сути своей политической платформы, не следует пренебрегать радио. Западные специалисты утверждают: »Когда вы появитесь на телевидении, вы обнаружите, что люди легко запомнят, как вы выглядели, но в их памяти останется очень немногое из того, что именно вы сказали. Появитесь на радио — и то, что и как вы скажете, легко запомнится».