Цифровые форматы

Цифровые технологии позволяют получать максимально высокое качество ТВ-сигнала, автоматизировать выпуск передач в эфир, транслировать по одному каналу несколько программ. Основное преимущество цифровой записи перед аналоговой заключается в том, что при перезаписи (во время монтажа) не накапливаются искажения. Разумеется, структурные и контактные шумы с магнитной ленты убрать невозможно, но поврежденную информацию можно сгруппировать и записать небольшими фрагментами, для этого применяется система коррекции ошибок.

В настоящее время на Betacam-форматах хранится огромное количество аналоговых видеоматериалов, поэтому дальнейшее развитие аппаратуры учитывает возможность воспроизведения архивных записей. Видеозапись в цифровом формате обладает «избыточностью» ТВ-сигнала, поэтому в 1993 г. в видеосистеме Digital Betacam впервые была применена компрессия. При этом на цифровом видеомагнитофоне для данного формата можно воспроизводить аналоговые записи. Digital Betacam использует полудюймовую видеоленту (как Betacam и Betacam SP), но производит запись в цифровом формате. Цифровой поток — 125,58 Мбит/ сек. Скорость движения ленты удалось снизить до 96,7 мм/сек, время записи увеличить до 124 мин.

Betacam SX позволяет писать компонентный цифровой сигнал. Оптимальное соотношение обработки сигналов яркости и цветности позволило улучшить цветовую информацию. Благодаря усовершенствованному алгоритму сжатия 10:1 (MPEG-2), время записи увеличилось до 184 мин.

Оборудование данного формата позволяет добиться высокого качества изображения, ускорить монтаж и, что немаловажно, применять кассеты формата классического Betacam. Учитывая, что в многочисленных студиях нашей страны имеется большое количество аналогового оборудования, данный формат позволяет завершить постепенный переход на цифровую технику.

В начале 90-х гг. появился первый формат профессиональной и полупрофессиональной цифровой записи D-1, в котором сигналы цвета и яркости записываются на ленту. Специалисты заметили удобство формата для монтажа и видеоэффектов. В дальнейших разработках формата (D2-D5) разработчики улучшили качество магнитной ленты, увеличили время записи до 245 мин и снизили стоимость аппаратуры.

Среди множества присутствующих на телерынке форматов следует упомянуть D6, созданный совместными усилиями Toshiba и BTS. Формат предназначен для телевидения высокой четкости, имеет широкую пропускную способность (более гигабайта в секунду) со встроенной системой коррекции ошибок. D6 рассчитан как на американский рынок — 1250 строк, 50 полей, так и на европейский — 1125 строк, 60 полей. Хотя, по мнению специалистов, формат неперспективен.

Довольно распространенным форматом фирмы Sony является DVCAM. Цифровой компонентный сигнал пишется на ленту шириной 6,25 мм, скорость цифрового потока 25 Мбит/сек. (то есть в пять раз меньше, чем у Digital Betacam). Впервые в ленточную кассету встроены микросхемы с метаданными (временной код, номера сцен, монтажные метки и т.д.) Благодаря служебным данным возможно оптимизировать операцию монтажа. Формат DVCAM сегодня является общим стандартом профессионального цифрового видеопроизводства.

Итак, пионером в области магнитной записи видеосигнала на магнитную ленту была фирма АМРЕХ. Руководитель фирмы А. М. Понятов, разумеется, осознавал проблемы ленточного носителя информации, и фирма приступила к разработке видеозаписи на алюминиевый диск покрытый магнитным слоем, хотя удалось записать всего 36 секунд движущегося изображения, но начало было положено. Для поиска необходимого фрагмента не надо было перематывать бобины с лентой, диск позволял немедленно проиграть нужное место, при перезаписи отсутствовали структурные и контактные шумы. Слабым местом диска долгое время оставался недостаточный объем хранения видеозаписи, и эту проблему компании преодолеть не удалось.

Справедливости ради следует отметить, что лента до сих пор остается самым дешевым носителем аналоговой и цифровой информации. Как уже отмечалось, именно на ленточных носителях хранятся основные архивы с видеоинформацией, но качество записи/воспроизведения у цифровых дисков выше. Дело в том, что информация на них хранится в виде логического нуля (отсутствие сигнала) или логической единицы (наличие сигнала), поэтому копировать информацию можно без большой потери качества.

Дальнейшие разработки записи видеосигнала сместились в область дисковых видеомагнитофонов и видеосерверов. Современный видеосервер на базе компьютера — это многоканальное устройство, позволяющее вести запись видеосигнала на стандартные жесткие диски. В отличие от видеомагнитофона, он позволяет одновременно записывать и воспроизводить запись по разным каналам. Потеря информации защищена технологией RAID, распространенные форматы компрессии — MPEG второго или третьего уровней (для спутникового вещания используется MPEG-2). Для доступа к большим массивам архивных данных на магнитной ленте видеосервер может быть доукомплектован стримером.

В 1995 г. на выставке в Лас-Вегасе был представлен цифровой камкодер CamCutter (фирма Avid), в котором запись велась не на традиционную магнитную ленту, а на встроенный жесткий диск. Качество записи было сравнимо с Betacam SP, продолжительность — 15 мин., но с этого момента стало ясно, что в журналистских видеокамерах лента может уступить место новым технологиям. Потом последовали разработки видеокамер с записью на DVD. 19 февраля 2002 г. девять крупнейших компаний, среди которых Sony, Samsung, Hitachi, Sharp и др., представили новый стандарт — Blu-Ray Disc (синий лазерный луч), существенно превосходящий DVD по объему информации (до 27 Гб), на него можно писать видео в течение 2 часов с профессиональным разрешением и 13 часов с бытовым качеством. Но сегодня практика тележурналистики показывает, что «безленточная» эра еще не наступила, DVD-устройства до сих пор не так удобны для внестудийной съемки: малейшая царапина — и записанную информацию невозможно воспроизвести, в то время как магнитная лента действительно позволяет работать в полевых условиях. Но все это дело времени. Не так давно профессиональные фотожурналисты смотрели свысока на цифровые «мыльницы», а сегодня фотопленка почти полностью вытеснена из СМИ. Правда, объемы электронной памяти для видеоинформации необходимы на порядок выше.