Потерпевшие кораблекрушение.

Цель: в этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доми­нирования и руководительства, а также может способствовать сплочению ее участников.

Необходимое время: 1,5 часа. Материалы: копии инструкции, листы бумаги и карандаши.

Подготовка: руководитель должен иметь навыки исследования групповых процессов.

Процедура. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии со следующими ниже инструкциями: Вы дрейфуете на некоей частной яхте в южной части Тихого океана. В ре­зультате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.

Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот

Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

- Секстант. - Зеркальце для бритья. - Пятилитровый бочонок воды. - Противомоскитная сетка. - Одна коробка с армейским рационом питания. - Карты Тихого океана. - Подушка сиденья (одобрена как плав.средство службой спасения на водах). - Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика. - Одна кварта пуэрто-риканского рома. - Пятнадцать футов нейлоновой веревки. - Две коробки шоколада. - Набор рыболовных принадлежностей. - Двухлитровый баллон дизельного топлива. - Транзисторный приемник. - Репеллент для отпугивания акул.

После того как каждый закончил работу над своим списком, группа полу­чает 45 минут для выполнения следующей задачи. Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специ­альным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение со­гласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:

1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.

2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усред­нение или торг.

4. Относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способ­ствует принятию решения, а не препятствует ему.

После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите в Приложении, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить ре­зультаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Можно потратить некоторое время на обсуждение процесса принятия решения. Какие стили поведения способствовали или препятствова­ли достижению согласия? Какие отношения лидерства и подчинения выяви­лись в процессе принятия общего решения? Кто участвовал в выработке кон­сенсуса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Почему? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какие скрытые фор­мы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать свое мнение? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

В качестве варианта можно предложить одному или нескольким членам группы, чтобы они не принимали участия в самом упражнении, а вместо этого наблюдали за тем, как его выполняют другие, комментировали их действия и таким образом осуществляли обратную связь.