Потерпевшие кораблекрушение.
Цель: в этом упражнении исследуются процессы принятия решения группой. Оно учит эффективному поведению в процессе поисков консенсуса в группах. Кроме того, это упражнение позволяет получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководительства, а также может способствовать сплочению ее участников.
Необходимое время: 1,5 часа. Материалы: копии инструкции, листы бумаги и карандаши.
Подготовка: руководитель должен иметь навыки исследования групповых процессов.
Процедура. Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание в соответствии со следующими ниже инструкциями: Вы дрейфуете на некоей частной яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожена. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.
Ниже приведен список пятнадцати предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех выживших в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот
Ваша задача - расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий - номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.
- Секстант. - Зеркальце для бритья. - Пятилитровый бочонок воды. - Противомоскитная сетка. - Одна коробка с армейским рационом питания. - Карты Тихого океана. - Подушка сиденья (одобрена как плав.средство службой спасения на водах). | - Двадцать квадратных футов светонепроницаемого пластика. - Одна кварта пуэрто-риканского рома. - Пятнадцать футов нейлоновой веревки. - Две коробки шоколада. - Набор рыболовных принадлежностей. - Двухлитровый баллон дизельного топлива. - Транзисторный приемник. - Репеллент для отпугивания акул. |
После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 45 минут для выполнения следующей задачи. Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке. Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Будучи единой группой, постарайтесь, чтобы с каждой оценкой все согласились хотя бы отчасти. Ниже даны некоторые подсказки по достижению консенсуса:
1. Не ставьте свое мнение превыше всего. Подходите к каждому вопросу с позиций логики.
2. Не отказывайтесь от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.
3. Избегайте таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение или торг.
4. Относитесь к расхождениям во мнениях как к фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.
После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите в Приложении, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом. Можно потратить некоторое время на обсуждение процесса принятия решения. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия? Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения? Кто участвовал в выработке консенсуса, а кто нет? Кто оказывал на этот процесс наибольшее влияние? Почему? Какой была атмосфера в группе во время обсуждения? Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом? Какие скрытые формы давления применяли члены группы, чтобы проталкивать свое мнение? Как можно улучшить процесс принятия общего решения?
В качестве варианта можно предложить одному или нескольким членам группы, чтобы они не принимали участия в самом упражнении, а вместо этого наблюдали за тем, как его выполняют другие, комментировали их действия и таким образом осуществляли обратную связь.