Виды и обработка утилизованных материалов
На уроках технологии в начальной школе применяют материалы, называемые «бросовыми» или «утилизованными», — упаковочные коробки из бумага и картона, катушки, пробки и др.
При обработке утилизованного материала общие задачи трудового обучения остаются неизменными: формирование новых и закрепление уже усвоенных практических знаний и умений, расширение политехнического кругозора, развитие творческих и конструкторских способностей и умений. Производятся общетрудовые операции: разметка, резание (ножом или ножницами), монтирование (склеивание, сшивание, соединение деталей на штырях), отделка. В трудовом процессе закрепляются умения планировать свою работу, пользоваться чертежом, инструкционными таблицами и картами, совершенствуется культура труда во всех ее проявлениях. Занятия строятся так, чтобы дети могли развивать свои творческие способности, фантазию. Технологические особенности разных материалов таковы, что их можно применять при изготовлении поделок как в качестве основы, так и для отделки. Из мочала, например, создают законченные изделия, используя цветные нитки для крепления деталей и отделки. В работе с коробками или клубками мочало можно применять как вспомогательный материал (грива льва, волосы матрешки).
Исходя из местных условий, необходимо подбирать сведения и факты, обогащающие детей знаниями политехнического характера. На уроках технологии младшие школьники изучают и сравнивают физические, механические и технологические особенности разных материалов, проводят опыты и наблюдения, овладевают приемами оборки изделий и умениями пользоваться рабочим инструментом.
Говоря о решении общетрудовых задач, нельзя не остановиться на развитии творческих и конструкторских способностей детей. Творческая художественная направленность проявляется не только в желании и умении создавать красивые, аккуратно отделанные и нарядные изделия, но в предварительном продумывании создаваемого образа. Каждый персонаж, будь то сказочный герой или реальное существо, имеет свое лицо, свой конкретный облик. Проявляя самостояnельность и фантазию, учащиеся могут добавить новые детали, создать новый образ. Они вносят изменения в способы оформления, заменяют материалы, изыскивают возможности придать изделию прочность и долговечность. Все это, как ни в каких других видах работ, способствует развитию конструкторских способностей детей. Каждый материал придает изделию своеобразие и выразительность. Дети приобщаются к творческому поиску, что способствует развитию фантазии, вызывает чувства радости и удовлетворения. Что важно для обогащения внутреннего мира ребенка. Поэтому создание игрушек, сувениров и других изделий из утилизованных материалов приближается к художественному конструированию, способствует развитию эстетических чувств и художественных наклонностей ребенка.