Краткая характеристика основных личностных опросников.
Название | Аннотация |
Психодиагностика конституциональных диспозиций | |
Тест-опросник Стреляу (Ян Стреляу – польский психолог) | Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – дифференциально – психофизиологическая концепция И.П. Павлова – Б.М. Теплова Предмет диагностики – основные характеристики типа ВНД Шкалы – 3: уровень процессов возбуждения (и сила по возбуждению); уровень процессов торможения; уровень подвижности Процедура обработки: 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики 2) сравнение сырого балла со статистическим нормативом Количество вопросов (заданий) – 134 Есть риск субъективных искажений. Генетически заданная конституция преломляется приобретёнными чертами эмоционально-волевой регуляции. Неадекватная самооценка может оказывать искажающее влияние на тестовый балл. |
Тест-опросник Айзенка | Существующие формы (модификации) – А, В (адаптированные) и С. А.Г. Шмелёв занимался адаптацией теста в России. Теоретическое основание – соединение теорий И.П. Павлова и К.Юнга Предмет диагностики – основные параметры индивидуальности Шкалы – 3: экстраверсия – интроверсия; нейротизм – эмоциональная стабильность; ложь Процедура обработки: 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики 2) сравнение сырого балла со статистическим нормативом Количество вопросов (заданий) – 57 |
Психодиагностика социально обусловленных диспозиций (характер) | |
Тест-опросник Кеттелла 16PF | Существующие формы (модификации) – А, В (предназначены для более детального изучения личности, для лиц с более высоким уровнем образования и культуры) и С Теоретическое основание – многофакторные теории личности Предмет диагностики – черты личности Шкалы (16): аффектотимия – сизотимия; интеллект, сила – слабость “Я”; доминантность – конформность; сургенсия – десургенсия; сила – слабость “сверх-Я”; пармия – тректия; премсия – харрия; протенсия – алаксия; аутия – праксерния; искусственность – безыскусственность; гипотимия – гипертимия; радикализм – консерватизм; самодостаточность – социабельность; контроль желаний – импульсивность; фрустрированность – нефрустрированность. Имеют место значимые статистические корреляции между этими факторами, т. е. они не являются статистически независимыми. 4 вторичных фактора. Процедура обработки: 1) получение сырых баллов 2) перевод сырых баллов в стены 3) сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий): в формах А и В – 187, в форме С – 105 |
MMPI Методика многостороннего исследования личности | Существующие формы (модификации) – ММИЛ (модификации Ф.Б. Березина), СМИЛ (модификация Л.Н. Собчик); Минимульт (Зайцев В.П.) Теоретическое основание – является реализацией типологического подхода к изучению личности Воздействует на испытуемого по типу «экспертизы психических нарушений» Предмет диагностики – профиль личности Шкалы клинические (10): ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность-женственность, параноидность, психастения, шизоидность, гипомания, социальная интраверсия Шкалы контрольные: ложь, аггравация, самооценка (лжи, достоверности, коррекции) Процедура обработки: 1) ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл 2) балльные оценки переводятся в стандартные 3) строится “профиль личности” Количество вопросов: MMPI – 550, ММИЛ – 377, СМИЛ – 566 |
Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО) Иванов Н.Я., 1976, 1981 | Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – теория акцентуированных типов К. Леонгарда, теория личности как системы отношений В.Н. Мясищева Предмет диагностики – типы акцентуации черт характера Шкалы (11) соответствуют эмпирически выделенным типам акцентуации характера: гипертимному, циклоидному, эмоционально-лабильному, астено-невротическому, сенситивному, психастеническому, шизоидному, эпилептоидному, истероидному, неустойчивому, конформному Процедура обработки: 1) подсчет балов в соответствии с ключом 2) полученные результаты оцениваются по двум основным шкалам оценок: объективной и субъективной оценок 3) рассчитываются предусмотренные в шкале объективной оценки дополнительные показатели (диссимуляции и откровенности), позволяющие оценить откровенность результатов Количество вопросов (заданий) – 25 |
Опросник акцентуированных черт личности Шмишека (ОАЧЛ) | Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – типология акцентуаций К. Леонгарда Предмет диагностики – типы акцентуаций Шкалы (10) соответствуют типам акцентуаций: гипертимическому, тревожному, дистимическому, педантичному, возбудимому, эмотивному, застревающему, демонстративному, циклотимическому, экзальтированному Процедура обработки: 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики; 2) сравнение сырого балла со статистическим нормативом 3) построение “профиля личностной акцентуации” Количество вопросов (заданий) – 88 |
Психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского (ПДТ) (Мельников В.М., Ямпольский Л.Т., 1985) | Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – интерпретация шкал связана со структурными моделями личности Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева Предмет диагностики – черты личности Шкалы – 10 шкал первого уровня: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость, общительность, эстетическая впечатлительность, женственность; 4 шкалы второго уровня: психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сенситивность Процедура обработки: 1) получение сырых баллов 2) перевод сырых баллов в стены 3) сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) – 174 |
Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности | |
Семантический дифференциал Осгуда | Теоретическое основание – ситуационная актуализация личностных конструктов, учет оценочного компонента Предмет диагностики – эмоциональное отношение личности к объектам, субъективно-личностный смысл и т.д. Для определения минимального количества измерений (шкал) семантического пространства объекта используется факторный анализ, обычно выделяют 7–8 факторов, соответствующих основным измерениям семантического пространства Процедура обработки – анализ профилей, построение так называемого семантического пространства: 1) определить удаленность точки семантического пространства от нейтральной позиции шкалы (качественная характеристики, поляризация признака) 2) определить удаленность от начала координат (количественная характеристика, интенсивность) 3) количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула) Суть методики: исследуемый объект (стимул) в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными прилагательными). Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный континиум градаций выраженности значений, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака Количество вопросов (заданий) – в зависимости от выделенных факторов |
Техника репертуарных решеток Келли | Теоретическое основание – изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый–черный и т.д.) Конструкт – это “личностное образование”, это истолкование, которое накладывается на реальность, Информативны прежде всего сами названия этих конструктов и их смысл Шкалы и количество вопросов (заданий) – в зависимости от целей обследования (исследования) Процедура обработки: 1) выявить объекты и конструкты 2) провести оценивание выявленных объектов по соответствующим конструктам 3) создать матрицы оценок, обработать их с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен. Особое внимание следует обратить на то, что целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, не похожих на групповые конструктов |