Методики психодиагностики личности. Личностные опросники, их достоинства и недостатки.

Психодиагностика личности осуществляется с помощью различных личностных тестов.

«Личностные тесты – методики для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида, а также характеристик мнений, установок, интересов и ценностей» [14, С.21].

Существуют следующие виды личностных тестов[14]:

1) личностные опросники (класс методов – стандартизированные самоотчеты);

2) опросники интересов, мнений, установок и ценностей (класс методов – стандартизированные самоотчеты);

3) проективные методики (класс – методов – проективные техники);

4) репертуарные решетки (класс методов – идеографические техники).

Число имеющихся личностных тестов приближается к нескольким сотням. Наиболее многочисленными являются личностные опросники и проективные методики.

«Личностные опросники – совокупность методических средств для изучения и оценки различных свойств и проявлений личности» [14, С.22]. Личностные опросники предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит направленность и частота ответов на пункты опросника [3, с.122.].

Классификация по диагностической направленности [44]:

· Опросники черт личности (например, опросники Р.Кеттелла);

· Опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);

· Опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);

· Опросники интересов (например, опросник Г. Кюдера);

· Опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);

· Опросники установок (например, опросник Л. Терстоуна).

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования:

· Опросники факторные (при создании используется факторный анализ);

· Опросники эмпирические (создаются на основе критериально - ключевого принципа. Это принцип конструирования тестов на основе эмпирического обнаружения некоторых психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных).

Наряду с одномерными личностными опросниками, диагностирующими какую-либо одну характеристику, существуют многомерные опросники, дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности.

Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал. Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графиков.

Достоинства и недостатки личностных опросников.

Достоинства Недостатки
Простота применения Зависимость проявления черты от определенных условий
Легкость обработки Изменчивость ответов при повторном тестировании
Наглядность представления результатов Существование риска субъективных искажений, возможности фальсификации ответов. Влияние факторов, имеющих установочную природу. Влияние различий в понимании вопросов обследуемыми

Факторы, искажающие достоверность ответов, имеют установочную природу. Например:

- Тенденция к выбору «социально-положительного» ответа. (Появление таких ответов обусловлено неосознанным желанием выглядеть не хуже других).

- Установка на «крайние» ответы при использовании многоэлементной рейтинговой шкалы.

- Установка на необычные ответы.

Эти установки стали рассматриваться как индикаторы личностных особенностей.