Методики психодиагностики личности. Личностные опросники, их достоинства и недостатки.
Психодиагностика личности осуществляется с помощью различных личностных тестов.
«Личностные тесты – методики для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида, а также характеристик мнений, установок, интересов и ценностей» [14, С.21].
Существуют следующие виды личностных тестов[14]:
1) личностные опросники (класс методов – стандартизированные самоотчеты);
2) опросники интересов, мнений, установок и ценностей (класс методов – стандартизированные самоотчеты);
3) проективные методики (класс – методов – проективные техники);
4) репертуарные решетки (класс методов – идеографические техники).
Число имеющихся личностных тестов приближается к нескольким сотням. Наиболее многочисленными являются личностные опросники и проективные методики.
«Личностные опросники – совокупность методических средств для изучения и оценки различных свойств и проявлений личности» [14, С.22]. Личностные опросники предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит направленность и частота ответов на пункты опросника [3, с.122.].
Классификация по диагностической направленности [44]:
· Опросники черт личности (например, опросники Р.Кеттелла);
· Опросники типологические (например, опросники Г. Айзенка);
· Опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);
· Опросники интересов (например, опросник Г. Кюдера);
· Опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);
· Опросники установок (например, опросник Л. Терстоуна).
В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования:
· Опросники факторные (при создании используется факторный анализ);
· Опросники эмпирические (создаются на основе критериально - ключевого принципа. Это принцип конструирования тестов на основе эмпирического обнаружения некоторых психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных).
Наряду с одномерными личностными опросниками, диагностирующими какую-либо одну характеристику, существуют многомерные опросники, дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности.
Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал. Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графиков.
Достоинства и недостатки личностных опросников.
Достоинства | Недостатки |
Простота применения | Зависимость проявления черты от определенных условий |
Легкость обработки | Изменчивость ответов при повторном тестировании |
Наглядность представления результатов | Существование риска субъективных искажений, возможности фальсификации ответов. Влияние факторов, имеющих установочную природу. Влияние различий в понимании вопросов обследуемыми |
Факторы, искажающие достоверность ответов, имеют установочную природу. Например:
- Тенденция к выбору «социально-положительного» ответа. (Появление таких ответов обусловлено неосознанным желанием выглядеть не хуже других).
- Установка на «крайние» ответы при использовании многоэлементной рейтинговой шкалы.
- Установка на необычные ответы.
Эти установки стали рассматриваться как индикаторы личностных особенностей.