Музейная аудитория
Таким образом, в данной, главе мы рассмотрели выставочную деятельность музеев и её технологию в процессе формирования социокультурной среды региона. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что в технологическом процессе выставочной деятельности выставка выступает как форма социально — культурной деятельности, используемая музеем, ограниченная временными рамками, основу которой составляют композиционно организованные, комментированные, технически и художественно оформленные экспонаты.
Выставочная деятельность в процессе своего исторического развития претерпела ряд изменений и в современной ситуации представляет собой одно из основных направлений музейной работы, включающее процесс планирования, и организации выставок.
Выставочная деятельность является сложной подсистемой музея, реализующей основную целевую функцию: обеспечение и обновление потока коммуникации, совершенствование всех направлений музейной деятельности в процессе целенаправленного и последовательного создания специфических форм временных экспозиций.
Выставочная деятельность музеев выступает фактором формирования социально-культурной среды региона, обеспечивающим сохранение и наращивание культурного потенциала и динамику социально-культурных процессов региона и выступает как среда социализации, инкультурации и индивидуализации личности. Педагогические детерминанты выставки обеспечивает её способность влиять одновременно на интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы человека.
Современная выставочная деятельность имеет в основе самостоятельную, отличную от других видов музейной деятельности технологию. Под технологией выставочной деятельности автор понимает специально организованную систему последовательных действий, обеспечивающую эффективность планирования и организации вы ставок в конкретных условиях функционирования музея.
Структурными компонентами технологии являются: подсистема управления и маркетинга, подсистема экспозиционной работы, подсистема образовательной деятельности. Каждая из подсистем имеет собственную целевую функцию.
Функцией подсистемы управления и маркетинга является сбор, систематизация информации, организация и регулирование деятельности компонентов технологического процесса с целью обеспечения максимальной эффективности выставочной деятельности музея в изменяющихся условиях социально-культурной среды.
Основной системоообразующей функцией подсистемы экспозиционной работы можно считать отбор экспонатов и создание художественной формы, обеспечивающей оптимальный процесс восприятия экспозиции посетителем.
Функциональное назначение подсистемы образовательно-развлекательной деятельности заключается в раскрытии содержания экспозиции средствами, формами и методами музейно-педагогической работы. В процессе выставочной деятельности функциональное назначение каждой подсистемы реализуется определённой системой действий.
Функции подсистем реализуются через определённую систему действий на конкретном этапе технологического процесса (табл. 2). Предложенная модель позволяет учитывать все составляющие технологии выставочной деятельности и обеспечивать эффективность музея в процессе формирования социально-культурной среды региона и может использоваться при разработке выставочных проектов и программ (см. приложение 1). В дальнейшем мы проведём апробацию данной модели на базе выставочной деятельности Государственного художественного музея Алтайского края и постараемся чётче выявить взаимосвязи между представленными подсистемами и конкретные факторы, влияющие на эффективность технологию выставочной деятельности.