Примерная диагностика исполнительской (песенной) деятельности младших школьников
Цель: изучить особенности исполнительской (песенной) деятельности детей младшего школьного возраста.
Используемые методы диагностики: беседа, наблюдение, диагностическая ситуация, анализ продуктов детской деятельности.
Беседа направлена на выявление отношения ребенка к песенному исполнительству и привлекательной для школьника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следующие вопросы.
1. У тебя есть любимые песни? Про кого они?
2. Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?
3. Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?
4. Какую песню ты бы подарил маме, если бы увидел, что она грустит?
5. Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие?
6. Ты любишь петь один или вместе с другими детьми? Слушают ли дети, как ты поешь?
7. Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь: дома или в детском саду?
В ходе беседы необходимо выявить следующее:
· какие песни предпочитают дети;
· кто чаще всего является героем детских песен;
· отношение детей к пению;
· песенный репертуар, характерный для детей данной группы.
Целенаправленное наблюдение за детьми во время их свободной деятельности проводится с целью определения частоты использования песен в повседневной жизни школы и их разнообразия. Результаты наблюдения рассматриваются по таким показателям:
· музыка звучит в повседневной жизни школы;
· дети поют по своему желанию;
· занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью;
· сочиняют песни по собственному желанию;
· проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства;
· привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства.
Игровая педагогическая ситуация используется с целью выяснения эстрадных предпочтений детей. Для этого проводится музыкальный досуг «Песня года», где детям предлагается перевоплотиться в звезд современной эстрады и исполнить знаменитый хит любимого певца.
В ходе исполнения детьми песен определяются:
· характер исполнения песни (хорошо или плохо копирует исполнителя);
· способность детей к перевоплощению;
· обоснованность выбора образа исполняемой песни;
· влияние социокультурной среды на предпочитаемую ребенком песню.
Метод изучения продуктов детской деятельности проводится с целью выяснения желания детей заниматься песенным творчеством, развития у них способностей и необходимых умений.
Для этого проводится беседа с каждым ребенком. Например: «Представь, что ты юный композитор и выступаешь перед зрителями со своей собственной песней. Подумай, какую песню ты будешь петь, объяви ее название и спой».
Материал: ноты, пианино, микрофон.
Анализируя исполнение песни, выявляем:
1. наличие творческих способностей:
· ребенок поет уже известную ему песню;
· ребенок поет совершенно новую песню;
· ребенок поет песню на известные слова, используя свой мотив;
· ребенок поет песню на известный мотив, используя свои слова;
2. наличие музыкальных способностей:
· мелодия заканчивается тоникой;
· мелодия имеет определенный ритмический рисунок;
3. оригинальность исполнения — наличие сюжета, связанности.