Чувственное и рациональное познание.

В процессе поз-я достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рацион-е поз-е. До последнего времени эти стороны обычно обозначали как ступени поз-я (чувственное - исходное), хотя это и не точно, поскольку чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Что же касается ступеней или, точнее, уровней познания, то это скорее эмпирич. и теорет. уровни,. Процесс поз-я, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Чувственное отражение выступает в трех основных формах – в виде ощущений, восприятий и представлений. Ощущения - это чувственные образы отд. свойств предметов. Ощущения, как отмечал Л.Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие - целостный чувств. образ объекта, непоср-но воздействующего на органы чувств, отраж-щих различные стороны, свойства этого объекта. Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление. - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. При этом на уровне представлений обнаруживает воображение - способность соединять чувствен. материал иначе, не так, как он соединен в действительности. Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувствен. отражением и абстракт. мышлением.

Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает чел-ка с внеш. миром, и без органов чувств человек не способен ни к поз-ю, ни к мышлению. Они дают тот минимум первич. информации, кот. необходим и достаточен для поз-я того или иного объекта. Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, кот. дают нам органы чувств.

Мышление - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внеш. мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Это отражение опосредованное в отличие от чувственного отражения, поскольку оно опосредуется чувственностью, ее образами. Основные форм мышления - понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это такая форма мышления, в кот. отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Пон-я обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные пон-я. Пон-я - это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Умозаключение - форма движения мысли, при кот. из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводитсяновое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса - индуктивные, пред-щие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при кот. из некот. общего положения выводятся частные, менее общие. Итак, познав. процесс включает в себя две стороны –чувст. отражение и рац-е познание.

Лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины.