ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

Современная политическая система Российской Федерации возникла врезультате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 году. На сегодняшний день она обладает рядом отличительных особенностей. Прежде всего, в ее институциональной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных отношений в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных органов власти. Последние практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельность исполнительных органов, наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.

С точки зрения характера распределения власти и взаимоотношения политической системы и общества в России существует скорее авторитарная плюралистическая система. Авторитарная политическая система характеризуется сосредоточением власти в едином центре, каковым является президент и его администрация. Плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от центра к субъектам федерации.

Одной из особенностей российской политической системы так же является низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть и общество. Это свидетельствует о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Это связано с тем, что замена прежних политических институтов новыми осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества. Новые институты часто не находили поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствовали прежние политические нормы и ценности, стандарты политического поведения. Отказ от коммунистических ценностей автоматически не привел к утверждению в обществе либеральных ценностей. Поскольку наша политическая система еще не сформировала свое культурное основание в лице признанных в обществе демократических идеалов, ценностей, норм, ее возможности интегрировать общество, обеспечить единство и стабильность довольно ограничены.

Слабая интегрированность в политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений.

Недостатком политической системы России является ее слабая реактивная способность. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов.

Однако следует признать, что реформирование политической системы – процесс всегда сложный и длительный, сопряженный с временными неудачами и просчетами. Реформирование политической системы повлекло за собой реформу социально-экономической и культурной сфер. Этот процесс протекает достаточно трудно и также сопровождается определенными проблемами: сокращение объемов промышленного производства, отсутствие возможности обновления технологического парка, что приводит к увеличению числа аварий и катастроф, социальная структура деформирована до предела – 0.2% семей владеют 2/3 всего накопления, 25% населения проживает за чертой бедности.

Однако в последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической системы России. Это проявляется в незначительном увеличении «среднего класса», стабилизации властных отношений, демократизации президентского правления, снижении конфронтации между политическими группировками, улучшении взаимодействий между ветвями государственной власти, развитии федеративных отношений.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления (Гл. 1, ст.1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти (Гл. 1. ст.3).

Государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Суды РФ.

Высшим органом представительной и законодательной власти в РФ является парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты – Государственной Думы и верхней – Совета Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение председателя правительства и решает вопросы о доверии правительству.

Совет Федерации формируется путем делегирования двух представителей от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органа (это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов о использовании Вооруженных сил за пределами страны и др.

Главой государства является Президент. Он избирается прямым всенародным голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд.

Президент наделен правом участия в формировании правительства: он назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, а также назначает и освобождает от должности федеральных министров. Президент руководит деятельностью правительства и принимает решение об его отставке.

Президент возглавляет Совет Безопасности России, утверждает военную доктрину, является главнокомандующим Вооруженных сил страны.

Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и руководит внешней политикой.

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство России, состоящее из председателя правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство разрабатывает и обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализацию внешней политики. Правительство также осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

Конституционный Суд, состоящий из 19 судей, дает толкование Конституции, рассматривает дела о соответствии Конституции России федеральных законов, нормативных актов, а также законов и актов субъектов РФ.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров.

Анализ социально-экономической и политической ситуации показывает, что Россия обладает достаточными материально-техническими, финансовыми и духовными ресурсами, чтобы обеспечить своему народу достойный уровень и качество жизни.

Российская политическая система постепенно интегрируется и в мировую систему политических отношений, как самобытная евразийская целостность. Доказательством этого служит усиливающаяся активность России в рамках ООН, вступление в Совет Европы, сотрудничество со специальными международными организациями (ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.).