Компьютерные системы бронирования в индустрии гостеприимства.
Как известно, туристский продукт представляет собой комплекс различных услуг путешественнику, и турфирма-реализатор является лишь одним из звеньев большой цепочки партнеров по организации тура. Скорость информации, оперативная связь приобретает между ними первостепенное значение, поэтому информационным технологиям и компьютерным системам бронирования в туризме отводится огромная роль.
Системы бронирования авиабилетов стали появляться за рубежом в конце 50-х годов. В начале 90-х началось крупномасштабное внедрение электронных технологий в гостиничное хозяйство, чуть позднее – в туристские фирмы. В последние годы компьютерные системы бронирования в связи с ростом масштабов применения получили новое название – Глобальные системы резервирования.
Существует 3 основных вида бронирвания:
1) INTERNET ≈ 30% продаж. Бронир-е ч/з Интернет зависит от компании-провайдера, его цен и условий. Схема бронир-я идентична продаже гостиничных услуг.
Преимущества:
· Доступность.
· Проведение рекламных кампаний.
· Проведение маркетинговых исследований.
· Возможность самостоятельного формирования тура.
· Страноведческая информация.
· Создание виртуального путешествия.
· Возможность неподтверждённого бронирования.
2) GDS ≈ 40-60% (Global Distribution System). Появление компьютерных программ началось в 60х гг. в Европе, в связи с растущим потоком клиентов. GDS возникла в 67-69гг. при создании альянсов авиакомпаний. Она предназначена для проф-х ТА и требует обучение персонала (min 5 дней). Существуетт «золотая четверка GDS»:
§ Amadeus/System One = 175 сегментов в месяц (сегмент - услуга)
§ Galileo/Apollo = 200-240 сег/мес
§ Sabre/Fantasia
§ World/Span/Abacus = 340-390 сег/мес
Только с их помощью ежегодно продается не менее 30 млн. авиабилетов и гостиничных мест. В США терминалами бронирования пользуются 96% всех тур агентств. В России в настоящее время существуют системы бронирования авиабилетов «Габриэль», «Гетс» и отечественная «Сирена-2». Технический уровень зарубежных систем бронирования значительно выше. Они более мобильны, многофункциональны, надежны, просты в управлении, интегрированы в глобальные сети Интернет.
Функциональные возможности некоторых зарубежных систем бронирования.
1.Amadeus- это многофункциональная система бронирования, в которую входят:
- более 38000туристских компаний посредством 108000 терминалов;
- 460 авиакомпаний с 60000 терминалов;
- 40000 отелей и др. средств размещения;
- 60 фирм по аренде автомобилей.
Система Amadeus является самой молодой из всех современных систем бронирования авиаперевозок, и была разработана в 1987 году. Учредителями компании стали крупнейшие авиакомпании Европы Air France, Iberia, Lufthansa и SAS (больше не является совладельцем компании).
· В 1989 году система Amadeus впервые достигла отметки в 1 млн забронированных билетов. Все основные гостиницы и специализированные системы бронирования гостиниц подписали договор с Amadeus о продвижении своих услуг через систему Amadeus.
· В 1990 году был открыт центр обработки данных в Эрдинге, недалеко от Мюнхена.
· В 1992 году Amadeus выпускает свои продукты Amadeus Cars и Amadeus Hotels.
· В том же году система Amadeus становится доступной для всех авиакомпаний.
· В 1993 – 1995 годах Amadeus открывает свои представительства в Южной Америке и Азии.
· В 1995 году Amadeus объединяется с американской системой бронирования System One. Авиакомпания Continental Airlines становится совладельцем компании Amadeus.
· В том же году Amadeus формирует стратегический альянс с немецкой компанией START по ведению международного бизнеса.
· В 1998 году окончательно завершается самой большой в туристическом бизнесе процесс объединения систем - Amadeus и System One. Система Amadeus в 6 раз подряд объявляется лучшей глобальной распределительной системой.
o Amadeus в России и странах СНГ
· Amadeus в России и странах СНГ впервые появился в 1993г. при посредстве компаний START, SMART и AMADEUS Финляндия.
· В 1997 г. AMADEUS принял на себя непосредственное руководство своей деятельностью.
· В мае 1997г. было подписано Соглашение о Партнерстве с Аэрофлотом.
· В феврале 1998г. был подписан Протокол о намерениях с тройственным союзом Полет-Сирены, ГАВС и ТКП.
Цели компании Amadeus
AMADEUS GLOBAL TRAVEL DISTRIBUTION - это нейтральная и глобальная автоматизированная система продажи и бронирования, используемая как туристическими агентствами, так и авиакомпаниями по всему миру.
Основанная в 1987г., Amadeus создана для удовлетворения потребностей турфирм и определяет свои первоочередные цели следующим образом:
· предлагать поставщикам (провайдерам) туристических услуг (авиаперевозки, прокат автомобилей, отели, туроператоры, железная дорога и др.) надежную и эффективную общемировую сеть сбыта, предоставляющую им доступ к наибольшей в мире базе клиентуры, принадлежащей турагентствам и коммерческим бюро авиакомпаний;
· предлагать абонентам Amadeus (турагентствам) мощный инструмент управления и маркетинга, позволяющий им быть конкурентоспособными и прибыльными, иметь доступ как к местным, так и международным провайдерам, обеспечивать управление деятельностью и вести финансовый учет работы фирмы.
· предлагать авиакомпаниям возможность использования системы Amadeus в их коммерческих бюро таким образом, что и авиакомпании и турагентства могут работать через одну и ту же систему;
· обеспечивать глобальное обслуживание посредством технических связей и союзов с другими системами.
Продукты компании
Amadeus Авиа:
· расписание рейсов 739 авиакомпаний;
· информация о наличии свободных мест на рейсы 460 авиакомпаний;
· 160 авиакомпаний, имеющих доступ Amadeus Access;
· 235 авиакомпаний, работающих в режиме Last Seat Availability.
· Все транзакции осуществляются в режиме реального времени. К тому же, система Amadeus Fare Quote гарантирует, что любые тарифы по всему миру могут быть найдены и по ним может быть выписан билет.
Amadeus Гостиницы
· 291 гостиничных цепочек
· 41000+ гостиниц
Amadeus Авто
· 60 компаний по прокату автомобилей
· Так как и Amadeus Hotels и Amadeus Сar были разработаны параллельно, их можно бронировать со ссылкой на авиа-сегмент в PNR, который будет полностью интегрировать в себе все бронирования.
Новые продукты Amadeus:
· Amadeus Туры;
· Amadeus Железная дорога;
· Amadeus Паромы;
· Amadeus Круизы;
Продукты на рынке России и СНГ - это продукты Центральной системы, передовое компьютерное обеспечение, местная билетопечать (Аэрофлота, затем - нейтральная), описание маршрута и выписка счетов; новые продукты на новой платформе Amadeus - программа Pro Tempo, ZOOM, система учета ("BEWOTEC").
Причины лидерства «Амадеус» в России:
§ ранний приход на рос-й рынок – 1993г.
§ создание руссифицированных программ.
§ Мягкая ценовая политика » 175 сегментов в мес. (количество услуг). При выполнении сегментной нормы арендная плата сводится к 0.
return false">ссылка скрыта§ сильное м-говое продвиж-е на рынке
Создание подпрограмм:
Ø Отель
Ø Авиа
Ø Авто
§ Курсы по обучению кадров (начальный курс – 2-3 дня, продвинутый – 4-5 дней, курс билета печати – 1,5-2 дня, конфедициальные тарифы – 2-3 дня, базы данных клиентов – 2-3 дня; всего – 10 дней).
Около 650 рос-х туркомпаний входят в систему «Амадеус» через представительство в России или через дистрибьюторов из Германии, Финляндии, Швеции и др. стран. Через данную систему можно обратиться с запросом к сотням авиакомпаний, десяткам тысяч гостиниц (с немедленным подтверждением) и всем основным фирмам проката автомобилей по всему миру. «Амадеус» предлагает самый надежный спектр услуг сферы туризма, предоставляет полный инструментарий управления, доступный из любого места.
2.Galileo– 1 из ведущих компьютерных систем бронирования в мире. В Восточной Европе всего 120 агентств, т.к. нет представительства в России. В 1993г. к данной системе присоединилась американская система бронирования «Аполо», а в 1996 слилась с «Гетс», что автоматически добавило множество подписчиков.
· обслуживаемые страны – 57;
· агентства, использующие Галилео – 38000;
· количество терминалов в мире – 119400;
· бронируемые гостиничные цепи – 202;
· бронируемые гостиницы – 29500;
· бронируемые авиакомпании – 527.
Это одна из самых передовых систем в техническом отношении. Одна из первых предоставила агентствам Windows-версию системы резервации. В России с 1993г., но имеет слабую рекламу. Работает в основном с субъектами СНГ и с рос-ми авиаперевозчиками.
Услуги предоставляемые пользователям системы GALILEO.
Система GALILEO - мировой лидер в автоматизации технологических процессов в индустрии путешествий и превосходит аналогичные GDS по всем перечисленным выше параметрам.
Система GALILEO это целый комплекс встроеных подсистем, каждая из которых предназначена для выполнения задачи получения полной информации и обеспечения простого доступа к ресурсам 527 авиакомпаний, 202 гостиничных цепочек, прокату автомобилей в 14500 городах,а также для бронирования круизов, туров, билетов в театры и просмотра сведений о тарифах, погоде, визах, прививках, кредитных картах и многое другое.
Система GALILEO обеспечивает доступ к наибольшему, по сравнению с другими GDS, числу владельцев услуг: авиакомпаний, гостиниц, туроператоров, круизных компаний и др.
Системой GALILEO уже пользуются в 38 тысячах агентствах Европы,Америки, Азии и Африки, так как рабочее место, оборудованное системой GALILEO, обеспечивает возможность использования широкого спектора подсистем GALILEO (Applications), пакетов специальных прикладных программ автоматизации трудоемких операций на базе современной операционной системы WINDOWS'95.
Установив в своем офисе систему GALILEO, Вы получаете возможность использовать весь комплекс следующих подсистем:
· GALILEO AVAILABILITY - обеспечивает доступ к информации о наличии свободных мест на рейсы более чем 500 авиакомпаний, при этом имеется возможность обращаться непосредственно к базам данных большинства авиакомпаний, а по отдельным авиакомпаниям выбирать свободные места вплоть до последнего на момент запроса(см. таблицу 1);
· GALILEO SELL - позволяет бронировать места из экрана наличия мест, при этом агент может за один запрос осуществить бронирование мест на рейсы любых типов (прямые, стыковочные и с любым набором промежуточных посадок) по необходимому маршруту;
· GALILEO Advance Seat Reservation - позволяет осуществлять резервирование конкретного места (с номером) в салоне самолета (см. таблицу 1);
· GALILEO Enhanced Booking File Servicing - позволяет формировать запросы в системы бронирования авиакомпаний в едином формате;
· GlobalFares - предоставляет широкие возможности использования всей информации о тарифах по маршруту, в том числе по отдельным авиакомпаниям, осуществляет автоматический расчет стоимости авиаперевозки по произведенному бронированию;
· PrivateFares - позволяет создавать и хранить в системе данные с Вашими собственными договорными тарифами и использовать их в автоматизированном режиме при расчете самой дешевой стоимости перевозки, в том числе в комбинации с опубликованными и льготными тарифами;
· GALILEO Ticketing Products - позволяет производить печать авиабилетов на всех видах бланков авиакомпаний, с которыми заключены агентские соглашения;
RoomMaster - предоставляет возможность быстрого поиска и простого бронирования гостиничных номеров более чем в 39000 гостиницах в различных городах мира, а так же получать агентское вознаграждение от владельцев гостиничных цепочек (таблица CarMaster - предоставляет возможность бронирования автомобилей в прокат более чем в 14000 населенных пунктах мира в прокатных компаниях
LeisureShopper - обеспечивает стыковку с компьютерами крупнейших туроператоров и круизных компаний (таблица 4)
GALILEO Product Directory - обеспечивает доступ к информации и позволяет бронировать широкий спектр сопутствующих туристических услуг (театральные билеты, лимузин сервис, парковка и т.п.) у операторов:
· ABBEY EURO TICKETS
· CAREY LIMOUSINES
· HALLMARK CHAUFFEURS
· INTERNATIONAL TICKET SERVICE
· THEATRE AMERICANA
GALILEO Enhanced Itinerary & Invoice - позволяет печатать маршрутные листы в удобной для Ваших пассажиров форме и готовить счета клиентам;
GALILEO Client File - электронный метод хранения и сопровождения информации об обслуженных в Вашем агентстве клиентах и фирмах, которая может быть использована при создании последующих бронирований.
Дополнительные возможности предоставляемые GALILEO
GALILEO располагает различными возможностями, которые позволят ее пользователям снять со своих плеч ряд трудоемких задач, а именно:
GALILEO Past Date Quick - позволяет агенту со своего экрана запросить и распечатать бронирования сделанные до 13 месяцев назад;
Computer Assisted Instructions (C.A.I.) - встроенная система самообучения процедурам работы с системой GALILEO.
GALILEO Machinable Interface Record- позволяет Вам выбирать из бронирования необходимую для анализа, расчетов и отчетности информацию и пересылать ее в автоматическом режиме из системы бронирования в собственную бухгалтерскую систему агентства;
GALILEO Custom Check - предоставляет инструмент для автоматического контроля соответствия созданных Вами броней стандартам Вашего агентства.
GALILEO Information Services- встроенная система получения текстовой информации, которая включает три элемента:
· тексты и программа обращения к ним с оперативной информацией по условиям перевозки, правилам общения с системой и т.п.;
· функции кодирования и декодирования информации получаемой от системы; *программа помощи в работе с системой и поддержки оператора при общении с системой;
GALILEO Travelpoint - уникальная возможность предоставления Вашим корпоративным клиентам права самостоятельного выбора необходимого им набора услуг с последующим их бронированием и автоматической постановкой данного бронирования в очередь Вашего агентства для выписки билетов, ваучеров и т.п. Данная программа позволяет создавать и автоматически использовать при макетном создании бронирования систему приоритетов выбора варианта заказа обслуживания (указать приоритетную авиакомпанию, гостиничную цепочку, компанию по прокату автомобиля, класс обслуживания и т.п.).
3.“Worldspan” .
Система WS считается самой молодой компьютерной системой бронирования.
WS в России появилась в 1994 году. Представительства были открыты в Москве и Санкт-Петербурге. Это дало возможность бронировать не только авиабилеты на рейсы 327 авиакомпаний мира, в том числе «Аэрофлот» и «Трансаэро», а также места в гостиницах, арендовать автомобили.
WS даёт возможность 18 тыс. агенств по всему миру осуществлять бронирование в 487 авиакомпаниях, 45 компаниях по аренде автомобилей, у 25 ТО и 191 гостиничной компании (представляющих около 35 тыс. гостиниц).
Все зарубежные авиакомпании, входящие в WS, делятся на 2 класса, определяющие разные виды бронирования:
1. «Аксесс плас» (первый класс), куда входят такие авиакомпании, как «Дельта», «КЛМ», «ТВА», «Континентал аэролайнс», не требует других видов подтверждения, кроме компбютерного бронирования, и высвечивает до 24 полей информации о полёте.
2. «Стандарт Аксесс» (второй класс) требует дополнительного подтверждения бронирования по телефону (или факсу) и предоставляется пользователям значительно меньший объём данных о рейсе
Российские авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» входят в третий уровень доступа («директ аксесс»).
Для обеспечения полной и точной информации по тарифам система WS использует 2 тарифные базы данных, а именно:
1. оригинальную – наиболее полно перекрывающую американский контингент.
2. SITA air fare – традиционно используемую перевозчиками во всём мире.
4.Sabre -распространена более, чем в 70 странах и имеет около 30 тыс. пользователей. Отличительная черта – предлагает своим клиентам прямые продажи. Суть – открытие доступа к системе для всех желающих. Любой турист или бизнесмен может самостоятельно забронировать авиабилеты или гостиничный номер со своего домашнего или рабочего персонального компьютера. В России не представлена, способствовала модификации инвенторной системы «Сирена – 2,3»
Трудности продвижения GDS на рос-й рынок:
ü сложность подключения и использования
ü выс-е накладные расходы: обяз-я закупка компьютерного оборуд-я у опред-го поставщика, арендная плата за работу в системе, выс-е комиссионные за низкий объем продаж, необходимость обновления компьютерного обесп-я
ü низкий охват рос-го рынка
ü ограниченная связб м/у разрозненными адм-ми центрами
ü нет четкого взаимод-я м/у инвенторными системами и GDS
ü инвенторные системы не имеют возм-ти выхода в мировое пространство
3) Локальные системы (инвенторные программы ≈ 2-10%). Приняты в опред-м регионе и не явл-ся глобальными:
§ GVS.
§ Gabriel
§ Sahara (Сахара).
Впервые в СССР прообразом компьютерных систем была система «Экран», которая располагалась в гост-це «Ярославская» в г. Москва. В 1975г. АСУ появляется в Украине. К 1988г. системы компьютерного обеспечения планировались только в 12 гост-цах Москвы.