Социальные типы характера по Э. Фромму
Непродуктивные типы | Продуктивные типы |
Рецептивный тип Эксплуатирующий тип Накапливающий тип Рыночный тип | Продуктивный тип |
Частичное разрешение экзистенциальных дихотомии Э. Фромм связывает с раскрепощением внутренних способностей человека к любви, вере и размышлениям. Введенное Э. Фроммом понятие «социальный характер» является связующим звеном между психикой индивида и социальной структурой общества (табл. 17).
Билет № 24
1. Психологический возраст личности
2. Культурно-историческая концепция развития личности
1. Если зрелость индивида, соматическая или половая, определяется биологическими критериями, а паспортный возраст - количеством лет, которые существует организм, то с психологическим возрастом и зрелостью личности дело обстоит далеко не так просто. Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности.
Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности. Подходы к пониманию природы психологического возраста только намечаются. В частности, в исследованиях А. А. Кроника, Е. И. Головахи рассматриваются некоторые аспекты психологического возраста личности (А. А. Кроник, 1993).
Особенности психологического возраста:
•обратимость - личность в ходе своего развития не только не стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова;
• многомерность - в разных сферах деятельности личность взрослеет
неравномерно;
• «временная перспектива личности» (Б. В. Зейгарник) определяется особенностью направленности мотивов. Признаки наступления психологической старости связываются с ретроспективной направленностью мотивов.
Вопрос о психологической зрелости личности связан с изучением конкретно-исторической фазы развития общества и культуры, в которой происходит становление человека (поиск конкретно-исторических характеристик зрелости).
Собственно-психологические критерии зрелости личности:
• ответственность личности за свои поступки;
• умение разводить идеальные и реальные цели;
• осуществление личностью свободного личностного выбора. Какие бы критерии зрелости личности ни брались, в них подчеркивается мысль о действующей личности, ставящей новые задачи, стремящейся к различным целям и мотивам личности, словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее развития.
2.
1. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского.
2. Концепция единства социального и биологического в развитии дает понимание процесса формирования личности.
3. Развитие человека рассматривается в социальном контексте.
4. Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном закладываются методологические и теоретические основы психологии. Дается анализ проблемы сознания и самосознания, структура сознания.
5. В рамках отечественных концепций социализации даются различные модели структуры личности (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. С. Мерлин, Н. И. Рейнвальд, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, К. К. Платонов и др.).
Билет № 25
1. Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности
2. Основные принципы гуманистической психологии по К.Роджерсу.
1. Под периодизацией психического развития личности понимается принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадии). Во многих концепциях смена стадий основывается на имеющемся в основании некотором устойчивом признаке (или отношении признаков). В зависимости от своих теоретических установок сторонники периодизации психического развития подразделяют процесс психического развития на большее или меньшее число стадий, используя при этом разные критерии и выделяя различное психологическое число стадий.
У Ж. Пиаже основой периодизации является характеристика интеллекта. Согласно Ж. Пиаже:
• интеллект представляет собой частную форму адаптации организма,
• взаимодействие индивида и среды характеризуется единством процессов ассимиляции и аккомодации и продиктовано поисками равновесия между реалиями внешнего мира и вырабатываемыми интеллектом «формами» его освоения и понимания,
• по мере развития мышление постепенно претерпевает все более сложные системные и структурные изменения.
Задачей генетического исследования интеллекта является определение различных стадий, характеризующих этот постоянный поиск равновесия. В когнитивном развитии Ж. Пиаже было выделено четыре стадии:
• сенсомоторная (от 0 до 2 лет);
• интуитивная, или дооперациональная (от 2 до 7-8 лет):
• конкретных операций (от 7-8 лет до 11-12 лет);
• формальных операций (от 11-12 до 14-15 лет).
Стадия формальных операций представляет собой последний этап в развитии интеллекта (табл. 27).
От рождения и до подросткового возраста когнитивное развитие ребенка делится на два основных периода: моторный период: период мышления в представлениях (дооперациональная стадия и стадия конкретных операций).
В основе теории Ж. Пиаже лежит мысль о том, что в процессе развития ребенок действует активно, а не просто реагирует на воздействия внешней среды.
Таблица 27