Курс лекций по психологии 2 страница

Наряду с гуманистическим направлением в психологии неу­довлетворенность попытками построить психологию на миро­воззренческой базе естественно-научного материализма высказы­вает и трансперсональная психология, которая провозглашает не­обходимость перехода к новой парадигме мышления.

Первым представителем трансперсональной ориентации в пси­хологии считают швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875—1961), хотя сам Юнг называл свою психологию не трансперсональной, а аналитической. Отнесение К.Г. Юнга к предтечам трансперсо­нальной психологии проводится на том основании, что он счи­тал возможным для человека и преодолеть узкие границы своего «Я» и личного бессознательного, и соединиться с высшим «Я», выс­шим разумом, соразмерным всему человечеству и космосу.

Юнг разделял взгляды 3. Фрейда вплоть до 1913 г., когда он опубликовал программную статью, в которой показал, что Фрейд совершенно неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело сим­волическую природу. К.Г. Юнг не игнорировал бессознательное, а уделяя большое внимание его динамике, дал новую трактовку, суть которой в том, что бессознательное — это не психобиологи­ческая свалка отторгнутых инстинктивных тенденций, вытеснен­ных воспоминаний и подсознательных запретов, а творческий, ра­зумный принцип, связывающий человека со всем человечеством, с природой и космосом. Наряду с индивидуальным бессознатель­ным, существует и коллективное бессознательное, которое, буду­чи по своей природе сверхличным, трансперсональным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека. Именно эта идея Юнга была развита в трансперсональной психологии.

Основоположник трансперсональной психологии американ­ский психолог С. Гроф констатирует, что мировоззрение, осно­ванное на естественно-научном материализме, уже давно устарев­шее и ставшее анахронизмом для теоретической физики XX в., все еще продолжает считаться научным в психологии, в ущерб ее бу­дущему развитию. «Научная» психология не может объяснить ду­ховной практики целительства, ясновидения, наличия паранор­мальных способностей у индивидов и целых социальных групп, сознательный контроль внутренних состояний и т.д.

Атеистический, механистический и материалистический под­ход к миру и существованию, считает С. Гроф, отражает глубокое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного пони­мания себя и психологическое подавление трансперсональных сфер собственной психики. Это означает, согласно взглядам сто­ронников трансперсональной психологии, что человек идентифи­цирует себя лишь с одним частичным аспектом своей природы — с телесным «Я» и хилотропным (т.е. связанным с материальной структурой мозга) сознанием.

Такое усеченное отношение к самому себе и к собственно­му существованию чревато в конечном счете ощущением тщет­ности жизни, отчужденностью от космического процесса, а так­же ненасытными потребностями, состязательностью, тщеслави­ем, которые не в состоянии удовлетворить никакое достижение. В коллективном масштабе такое человеческое состояние при­водит к отчуждению от природы, к ориентации на «безгранич­ный рост» и зацикливанию на объектных и количественных параметрах существования. Как показывает опыт, такой способ бытия в мире предельно деструктивен и на личном, и на кол­лективном уровне.

Трансперсональная психология рассматривает человека как кос­мическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем че­ловечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.

В последнее десятилетие опубликовано множество работ по трансперсональной психологии, а в учебниках и в учебных посо­биях это направление преподносится как новейшее достижение в области развития психологической мысли без какого-либо анализа последствий применяемых при исследовании психики методов. Методы трансперсональной психологии, претендующей на позна­ние космического измерения человека, между тем не связаны с понятиями нравственности. Эти методы направлены на форми­рование и трансформацию особых, измененных состояний чело­века с помощью дозированного применения наркотиков, различ­ных вариантов гипноза, гипервентиляции легких и т.п.

Несомненно, что исследования и практика трансперсональной психологии обнаружили связь человека с космосом, выход созна­ния человека за обычные барьеры, преодоление во время транс­персональных переживаний ограничений пространства и време­ни, доказали само наличие сферы духовного и многое другое.

Но в целом этот путь исследования психики человека представ­ляется весьма пагубным и опасным. Методы трансперсональной психологии рассчитаны на то, чтобы, сломив естественные защит­ные силы, проникнуть в духовное пространство личности. Транс­персональные переживания наступают в состоянии одурманенно-сти человека наркотиком, гипнозом или усиленным дыханием и не приводят к духовному очищению и духовному росту.

1.7. Становление и развитие отечественной психологии

Пионером психологии как науки, предметом которой являет­ся не душа и даже не сознание, а психически регулируемое пове­дение, можно по праву считать И.М. Сеченова (1829—1905), а не американца Дж. Уотсона, поскольку первый еще в 1863 г. в трак­тате «Рефлексы головного мозга» пришел к выводу о том, что само­регуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Позднее И.М. Сече­нов стал определять психологию как науку о происхождении пси­хической деятельности, к которой относил восприятие, память, мышление. Он считал, что психическая деятельность строится по типу рефлекса и включает в себя вслед за восприятием среды и его переработкой в головном мозгу ответную работу двигательного

аппарата. В работах Сеченова впервые в истории психологии пред­мет этой науки стал охватывать не только явления и процессы сознания и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодей­ствия организма с миром, включая его внешние телесные дей­ствия. Поэтому для психологии, по мысли И.М. Сеченова, един­ственно надежным является объективный, а не субъективный (ин­троспективный) метод.

Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но в ос­новном они получили развитие в России в учениях И.П. Павлова (1849-1936) и В.М. Бехтерева (1857-1927), трудами которых был утвержден приоритет рефлексологического подхода.

В советский период российской истории в первые 15—20 лет со­ветской власти обнаружился необъяснимый, на первый взгляд, фе­номен — невиданный взлет в целом ряде научных областей — физи­ке, математике, биологии, лингвистике, в том числе и в психологии. Например, только в 1929 г. в стране вышло около 600 названий книг по психологии. Возникают новые направления: в области психоло­гии обучения — педология, в области психологии трудовой деятель­ности — психотехника, проводились блестящие работы по дефекто­логии, судебной психологии, зоопсихологии.

В 30-е гг. по психологии были нанесены сокрушительные уда­ры постановлениями ЦК ВКП(б) и почти все основные психоло­гические концепции и психологические исследования вне рамок марксистских установок были запрещены. Исторически психоло­гия сама способствовала подобному отношению к исследованиям в области психики. Психологи — сначала в теоретических иссле­дованиях и стенах лабораторий — как бы отодвигали на второй план, а затем и вовсе отрицали у человека право на бессмертную душу и духовную жизнь. Затем на смену теоретикам пришли прак­тики и стали обращаться с людьми как с бездушными объектами. Этот приход был не случайным, а подготовленным предыдущим развитием, в котором свою роль сыграла и психология.

К концу 50-х — началу 60-х гг. сложилась ситуация, когда психо­логии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной дея­тельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ле­нинской философии. Психология понималась как наука, изучающая психику, закономерности ее появления и развития. Понимание пси­хики базировалось на ленинской теории отражения. Психика опре­делялась как свойство высокоорганизованной материи — мозга отражать действительность в форме психических образов. Психиче­ское отражение рассматривалось как идеальная форма существова­ния материального. Единственно возможной мировоззренческой ос­новой психологии был диалектический материализм. Реальность ду­ховного как самостоятельной сущности не признавалась.

Даже в этих условиях советскими психологами, такими, как СЛ. Рубинштейн (1889-1960), Л.С Выготский (1896-1934), А.Н. Леонтьев (1903-1979), Д.Н. Узнадзе (1886-1950), А.Р. Лурия (1902—1977), был сделан немалый вклад в мировую психологию.

В постсоветскую эпоху перед отечественной психологией откры­лись новые возможности и встали новые проблемы. Развитие оте­чественной психологии в современных условиях уже не соответ­ствовало жестким догмам диалектико-материалистической фило­софии, что, безусловно, предоставляет свободу творческого поиска.

В настоящее время в отечественной психологии существует несколько ориентации.

Марксистски-ориентированная психология. Хотя эта ориентация перестала быть доминирующей, единственной и обязательной, однако долгие годы сформировали парадигмы мышления, кото­рые определяют психологические исследования.

Западнически ориентированная психология представляет собой ассимиляцию, адаптацию, подражание западным течениям в пси­хологии, которые были отторгаемы предыдущим режимом. Обыч­но на путях подражания продуктивные идеи не возникают. К тому же основные течения западной психологии отражают психику запад­ноевропейского человека, а не русского, китайца, индуса и т.д. По­скольку универсальной психики не существует, теоретические схе­мы и модели западной психологии универсальностью не обладают.

Духовно ориентированная психология, направленная на восста­новление «вертикали человеческой души», представлена именами психологов Б.С. Братуся, Б. Ничипорова, Ф.Е. Василюка, В.И. Слободчикова, В.П. Зинченко и В.Д. Шадрикова. Духовно ориенти­рованная психология опирается на традиционные духовные цен­ности и признание реальности духовного бытия.

 

2. Предмет и структура психологии

 

2.1. Предмет психологии

Изучение каждой науки начинается с определения ее предме­та, т.е. выявления тех специфических явлений, которые изучает данная наука.

Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного познания? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, нужно обратиться к истории психологии и ее современному со­стоянию и посмотреть, как на каждом этапе ее развития изменя­лись представления о предмете психологического исследования.

Само название психологии означает, что психология — это на­ука о душе. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определилась как наука о душе. Но исследовать душу научными методами оказалось достаточно сложно. В ходе исторического развития, ориентируясь на естественнонаучные методы исследо­вания и общенаучный идеал объективности, психологи отказались от понятия души и стали разрабатывать программы построения психологии как единой научной дисциплины на базе материали­стического мировоззрения. На этом пути психология достигла значительных успехов в изучении явлений психики человека: были выявлены основные компоненты психики, изучены закономерно­сти формирования ощущения и восприятия, выявлены виды па­мяти, виды и особенности мышления, изучены психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности и т.д.

Однако, как констатируют многие психологи, путь отказа от понятия души и замена ее понятием психики в конечном итоге оказался для психологии тупиковым.

На протяжении XX в. и западная, и советская психология ис­ходили из мира наличного бытия, а духовная жизнь рассматрива­лась как продукт «особым образом организованной материи» — мозга и социальных взаимодействий. Результатом такого подхода стали, как отмечает Б.С. Братусь, не только мертвый, бездушный, душу отдавший человек как объект исследования, но и мертвая, бездушная психология.

Как бы психология ни претендовала на научную объективность, тем не менее в основе любой значимой психологической концеп­ции XX в., будь то бихевиоризм или марксистская психология, психоанализ или гуманистическая психология, исходным предста­ет образ человека, лишенного бессмертной души, подвластного инстинктам, блуждающего в поисках удовольствий, утех, деятель­ности, самореализации, самовозвеличивания и т.д.

В ходе попыток построения психологии как самостоятельной научной дисциплины на базе материалистического мировоззрения произошла утрата единства самой психологической науки. Пси­хология в XX в. представляет собой конгломерат фактов, школ, направлений и исследований, чаще всего почти никак не связан­ных друг с другом. Одно время надежды возлагались на общую психологию, призванную играть руководящую роль по отношению к конкретным психологическим исследованиям, но эти надежды не оправдались.

В настоящее время в рамках психологической науки выделя­ются общие психологические теории, ориентирующиеся на различ­ные научные идеалы, и психологическая практика, опирающаяся на те или иные психологические теории либо на целый ряд их и вырабатывающая специальные психотехники воздействия на со­знание и управление им.

Наличие несоизмеримых психологических теорий привело к про­блеме предмета психологии. Для бихевиориста предметом изучения является поведение, для сторонника теории деятельности — психи­чески управляемая деятельность, для христианского психолога — живое знание о генезисе греховных страстей и пастырское искусст­во врачевания их, для психоаналитика — бессознательное и т.д.

Закономерно встает вопрос: возможно ли говорить о психоло­гии как единой науке, имеющей общий предмет исследования, или же следует признать наличие множества психологии?

Одни ученые считают, что психология представляет собой еди­ную науку, которая, как и любая другая наука, имеет свой осо­бый предмет. Психология как наука занимается изучением фак­торов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными пу­тями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, осваивая свой предмет, как бы ни изменялись и ни обога­щались знания о нем, какими бы терминами его ни обозначали, можно выделить признаки, которые характеризуют собственно предмет психологии, отличающий ее от других наук.

Психология — это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.

Другие ученые склоняются к мысли, что психология — это на­ука и практика в единстве, а наука и практика в психологии по­нимаются по-разному. Но это означает, что психологии много: не меньше, чем реальных опытов построения психологической на­уки-практики.

Восстановление единого предмета психологии и синтез психо­логического знания возможен только путем возврата психологии к признанию реальности и главенствующей роли души. И хотя душа останется преимущественно вне рамок психологических исследо­ваний, ее постулирование, ее благоговейное признание, постоян­ная необходимость соотнесения с самим фактом и целями ее су­ществования неизбежно изменят, преобразят формы и суть пси­хологических исследований*.

Многие непредубежденные психологи, как на Западе, так и в России, осознали глубокую пропасть, отделяющую современную научную психологию от великих религиозных систем. Накоплен­ные в этих системах за века и даже за тысячелетия богатства глу­бинного знания о человеческой душе и сознании не получили адекватного признания и до последнего времени не изучались.

В последние годы происходит сближение духовно-опытного и научно-теоретического способов познания мира.

Все более прослеживается стремление выйти за рамки пони­мания психологии как науки о психике — свойстве мозга. Мно­гие современные психологи рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как самой глубинной сущности человека. Понятия души и духовно­сти с позиций сегодняшнего дня уже не трактуются как чисто образные выражения. Духовность включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, высшие ин­тересы, идеи, верования. И хотя духовность не имеет прямых физических коррелятов, кроме энергетики, психологи считают, что духовность может изучаться в рамках психологии.

К концу XX в. осознается необходимость построения единой картины мира, в которой были бы синтезированы как результаты научного познания природы и человека, так и плоды тысячелет­него духовного опыта. Лидером в этом процессе, как и всегда было в истории научного познания, выступают физики. Вслед за фи­зикой в научной психологии также стало приходить осознание необходимости перестройки мировоззрения и выхода к многомер­ному пониманию человека.

С учетом всего изложенного психологи приходят к пониманию психологии как науки о человеке, его духовной сущности и психике в их развитии и во всем многообразии форм.

 

2.2. Структура психологии как науки

Психология на современном уровне развития представляет со­бой весьма разветвленную систему научных дисциплин, подраз­деляющихся на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявля­ющиеся у людей вне зависимости от того, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаменталь­ных отраслей психологии объединяют термином «общая психо­логия».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психи­ческие познавательные процессы и личность. Психология познава­тельных процессов изучает такие психические процессы, как ощу­щения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, на­ходящихся на разных ступенях формирования, связанных с раз­личными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии, изучающих психо­логические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую пси­хологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.

Психологические аспекты развития изучают возрастная психо­логия и психология аномального развития.

Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.

Теория и практика обучения и воспитания подрастающего по­коления тесно связана как с общей психологией, так и со специ­альными отраслями психологии.

Научной основой для понимания законов психического разви­тия ребенка являются генетическая, дифференциальная и возраст­ная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Для психически грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких, как семья, ученический и студенческий коллек­тивы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.

Психология аномального развития имеет дело с отклонения­ми от нормы в поведении и психике человека и крайне необхо­дима при педагогической работе с детьми, отстающими в психи­ческом развитии.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, свя­занную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической пси­хологии — психологические закономерности обучения и воспита­ния человека. Разделами педагогической психологии являются:

• психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);

• психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);

• психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми;

• психология учителя.

Для современной психологии характерен как процесс диффе­ренциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого про­исходит стыковка психологии с другими науками, например, че­рез педагогическую психологию с педагогикой.

 

 

Лекция – 1 час

Тема лекции: «ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ»

 

План лекции:

1. Природа психики.

2. Структура психики человека.

3. Сознание.

4. Душевное и духовное в психике человека.

5. Сознание и бессознательное.

6. Сознание и самосознание.

7. Состояния сознания.

Рекомендуемая литература:

1. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1, ч. 2 / Пер. с франц. — М.: Мир, 1996.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

3. Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Б.С. Братуся. — М.: Наука, 1995.

4. Невярович В. Терапия души. — М.: Русский Хронограф, 2000.

5. Немов Р. С. Психология: Учеб. пособие для вузов. В 3-х кн. Кн. 1. - М.: Владос, 1997.

6. Основы психофизиологии: Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова. — М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Ака­демия, 1998.

8. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Ме­щерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999.

9. Психология: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 1998.

10. Психология: Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000.

11. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ИНФРА-М, 1999.

12. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. — Минск: Харвест, 1998.

 

По каким бы дорогам ни шел,

не найдешь границ души, так глубок ее Логос.

Гераклит (ок. 544-483 до н.э.), древнегреческий философ

 

Психика общее понятие, обозначающее совокупность всех пси­хических явлений, изучаемых психологией. В советский период оте­чественными учеными определение психики опиралось на по­ложения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свой­ство мозга отражать объективную действительность; психическое — свойство физиологического; физиологическое — материально, психическое — идеально; психическое отражение — идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной ре­альностью. Под объективной реальностью понимается природный и социальный мир. Подчеркивалось, что человеческая психика формируется у индивидуума только в социуме. Несмотря на ряд достижений, такие исходные позиции по мере развития психоло­гии и накопления ею практического опыта привели к трудностям. Оказалось, что понимание психики вне обращения к ее духовной основе недостаточно для того, чтобы объяснить всю сложность психики человека и ее природу.

 

1. Природа психики

 

В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:

материалистический подход, основывающийся на эволюци­онной теории и признании решающей роли трудовой деятельно­сти в формировании человека;

трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий;

подход, исходящий из признания духовной основы психики.

Согласно научно-материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной жи­вой материи отражать действительность в форме психических об­разов.

В представлении материалистов психические явления возник­ли в результате длительной биологической эволюции живой ма­терии и в настоящее время представляют собой высший итог раз­вития, достигнутый ею.

Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свой­ствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорганизованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и готовность к научению.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых су­ществ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспро­изводством — нервная система. По мере ее усложнения и совер­шенствования шло развитие форм поведения и деятельности, появились более сложные формы психической регуляции жиз­недеятельности.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в про­цессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходи­мости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление и использование орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения, трансформировал природ­ные задатки и функции в высшие психические функции — спе­цифически человеческие, общественно и исторически обусловлен­ные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные при­менением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психиче­ских функций образует сознание человека.

Сторонники трансперсонального подхода опровергают основные постулаты, лежащие в основе материалистической психологии:

• о самопроизвольном зарождении жизни;

• о развитии различных форм жизни в результате спонтанных генетических мутаций и действия естественного отбора. Механизм этого чудесного события, иронично замечает С. Гроф, находится

в полном противоречии даже с наименее строгими научными рас­суждениями;

• о самопроизвольности возникновения сознания как один из ведущих мифов материалистической психологии;

• рассмотрение сознания как продукта деятельности высоко­организованной материи — мозга.

В материалистической психологии, базирующейся на этих постулатах, индивидуальные организмы являются, по сути, от­дельными системами, способными сообщаться с внешним миром и между собой только через органы чувств. Психические процес­сы объясняются с точки зрения реакции организма на окружаю­щую природную и социальную среду и творческой обработки сен­сорной информации, полученной раньше.

Десятилетиями, констатирует С. Гроф, материалистическая пси­хология упражнялась в защите своих систем и убеждений, назы­вая любое серьезное отклонение от них антинаучным, в результа­те чего материалистическая психология оказалась неспособной к пониманию души человека и объяснению целого ряда психиче­ских явлений.

В трансперсональной психологии делается попытка снять про­тивопоставление научности и духовности, навязанное материали­стическим мировоззрением, и отмечается, что многие великие уче­ные, осуществившие революцию в современной физике, — А. Эй­нштейн, Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер и Д. Бом — находили свое научное мышление вполне совмести­мым с духовностью и мистическим мировоззрением. Следует от­метить, что трансперсональные психологи духовность понимают весьма односторонне, сводя ее к восточным духовным традици­ям, таким, как различные формы йоги, тибетская ваджраяна, дзен-буддизм, даосизм, либо к оккультизму типа каббалы.

Научным основанием трансперсонального понимания психи­ки стали наработки в области голографии, лазерной технологии, квантово-релятивистской физики и нейрохирургических исследо­ваний мозга, которые привели к формированию новых принци­пов исследования психики. Эти принципы получили название холографических, или холограммных, так как их природа лучше все­го может быть продемонстрирована на примере голографии, ма­тематическая модель которой была разработана английским уче­ным Д. Гэбором в конце 40-х гг.

Голограмма — уникальное концептуальное средство, чрезвы­чайно полезное для понимания целостности психики и ее связи со Вселенной. Особенность голографического изображения зак­лючается в том, что в каждой его части воспроизводится весь об­раз: на сколько бы частей мы ни разделили голограмму, все рав­но на каждой из них будет изображен весь объект.

Нейрохирург К. Прибрам (р. 1919) выдвинул гипотезу, что голографический подход может быть чрезвычайно действенным в ней­ропсихологии и психологии. В книге «Языки мозга» и в серии ста­тей он сформулировал основные принципы голографической модели мозга. На основе преобразований Фурье он показал, что любой самый сложный образ может быть разложен в ряд регуляр­ных волн с определенной частотно-амплитудной структурой. При­менение обратного преобразования переводит волновые структу­ры снова в изображение.