Интуитивное мышление, или стадия дооперационального мышления, дологического мышления.
Феномены Пиаже (открылись экспериментальным путём).
Берём две полоски бумаги/карандаша, кладём их рядом. Спрашиваем у ребёнка: «Какая дорожка длиннее?» Он отвечает: «Одинаковые». Затем на глазах у ребёнка одну дорожку сдвигают в сторону.
— А теперь какая дорожка длиннее?
— Вторая.
— Почему?
— Потому что вы её сдвинули.
Наливаем в бутылки воду. Переворачиваем одну из них. Дети отвечают, что во второй бутылке воды больше.
Задачи Пиаже можно использовать для диагностики очагового поражения мозга.
Эксперимент с двумя шариками из пластилина.
— В каком шарике больше пластилина?
— Одинаково.
Один из шариков раскатывается в колбаску/делится на 4 шарика.
— Где теперь больше пластилина?
— Во втором больше, потому что на четыре шарика нужно больше пластилина, чем на один.
Примерно в возрасте семи лет ребёнок начинает понимать, что количество пластилина не менялось.
— Какой шарик тяжелее?
— Они одинаковы.
Затем шарик раскатывается в колбаску/разделяется на четыре маленьких шарика. Ребёнок уже понял, что количество пластилина не меняется, но говорит, что четыре шарика тяжелее. Только в районе 9 лет ребёнок понимает, что вес не меняется.
— Возьмём мензурку с водой, опустим этот же шарик в воду. Вода поднимется?
— Да.
— На какой уровень?
— Примерно вот на такой.
— А если опустим четыре маленьких шарика?
— Вода поднимется выше.
У ребёнка нет представления о сохранении объёма. Появляется примерно в 11 лет.
Феномен Пиаже: представления о сохранении разных свойств объекта не одновременно, Пиаже называл это декаляж (от фор. decalage — расхождение) — запаздывание в понимании сохранения разных свойств объекта.
Как так получается, что, уже поняв суть дела, ребёнок ещё нуждается во времени, чтобы перенести понимание на другие свойства. → Проблема соотношения развития во времени.
Стадия дооперационального мышления (интуитивного мышления) — это самая яркая стадия в развитии детского ума, здесь есть феномены Пиаже. Пока ещё ребёнок характеризует что-либо на основе впечатлений, ребёнок не разделяет то, что кажется, и то, что есть на самом деле.