БОГОСЛУЖЕНИЕ ПО IV гл. АПОКАЛИПСИСА

IV глава Апокалипсиса содержит очень важное в литургическом отношении видение, из которого явствует, что богослужение, совершаемое на земле есть лишь прорыв сквозь время к тому единственному и вневременному богослужению, которое Вселенская Церковь (в том числе и все силы бесплотные!) совершает на небе:

"И тотчас я был в духе (т. е. в состоянии духовного экстаза) и вот престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий...". Сидящий не назван по имени и никак не описан, т.к. это Первое Лицо Св. Троицы, Личность всецело трансцендентная, которая может только указываться бессловесным мистическим жестом апофатического богословия. Или обозначаться сравнением с драгоценными камнями: "И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду." Камни эти в иудео-христианской символике - всё те же "Урим и Туммим"(Исх. XXVIII, 30); буквально - "Свет и Совершенство", а радуга является знамением милости Божией, как это было после Потопа при заключении общего Завета с Ноем.

"И вокруг Престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы". Несомненно, что белые одежды есть знак чистоты и святости, а венцы - знак победы над искушениями. Сами же 24старца в контексте иудео-христианских представлений могут быть только образами всего прославленного человечества, как В-Заветного (по числу 12-ти колен израилевых), так и Н-Заветного (по числу 12-ти апостолов). Но в контексте самого Апокалипсиса эти старцы в коронах суть ещё и "Царственное священство" (Ср. Апок. I, 6: "И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу...").

А так как земная Церковь рассматривается отныне в качестве иконы небесной Церкви, то мы обязаны спросить:

Кто соответствует в земной Церкви конца Апостольской эпохи небесным священнодействующим старцам?

Само слово "старец" по-гречески читается "пресвитер". Прот.Николай Афанасьев так и пишет: Троны старцев - пресвитеров Апокалипсиса соответствуют седалищам пресвитеров, как предстоятелей Евхаристического собрания... В Евхаристическом собрании престолы старцев занимали пресвитеры, а престол Сидящего занимал старейший или первый пресвитер".("Церковь Духа Святого" стр. 182; 235).

Этот первый пресвитер очень скоро станет епископом. Но, как мы знаем, в I веке епископов ещё нет. Нет и священников (они появятся только в IV веке). Нет вообще антитезы"священники" и "миряне", ибо все члены народа Божиего обладают царственно-священническим достоинством. Это достоинство они получают в таинстве крещения и особенно в таинстве миропомазания. Но не забудем,что таинства Священства ещё нет! А что же есть? Есть особое служение предстоятельства. И только.

Давайте вспомним, кто по апостолу Павлу совершает богослужение (1 Кор. XII, 28,30; Еф. IV, 11)?

Совершителями богослужения являются:


- Апостолы, но главная функция их служения - основание Церквей. Кроме того после гонения Нерона (†67) большинство из них погибло. Остались:
- Пророки, т. е. "говорящие в Духе", имеющие особый дар откровения. ("Дидахи" прямо пишет: "Пророки суть ваши архиереи").
- Учители, т. е. имеющие харизму благодатного учительства (ср. с последующими "старцами"). Ещё Ориген ставит их наравне с пресвитерами. И вполне вероятно, что пресвитеры, как таковые произошли именно от учителей.

Они имели дар слова, они учительствовали во время синаксиса (Литургии оглашенных) и вполне логично, что они же возглавляли народ Божий приносящий благодарение. Ибо в Апостольский век благодарение приносил весь Народ Божий, как имеющий священническое достоинство. Преломлял же хлеб и подавал чашу старейший -пресвитер.

Итак, мы можем воочию представить себе теперь Евхаристическое собрание конца века:

Агапа уже завершилась.

Первенствует старейший пресвитер, который сидит на тронном возвышении (и с него же учительствует). Справа и слева от него "седалища", т. е. места сослужащих пресвитеров, которые располагаются полукругом. Перед ним уже оформившийся "Жертвенный престол" и семисвечник:

"И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих" (указание на третью ипостась св. Троицы и семь даров Духа. Ср. Ис. XI, 2).

"И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу..." так преобразилась в небесах небес Ветхозаветная по происхождению умывальница для священников (и сейчас ещё православный архиерей и католический священник умывают руки перед Евхаристическим служением).

Далее описаны ангельские животные в виде шестикрылых серафимов"исполненных очей", которые являются также эмблемами 4-х евангелистов(Телец - Луки; Лев - Марка; Орёл - Иоанна; Человек Матфея). И животные и старцы"Воздают благодарение", т. е. совершают Евхаристию. Но самое замечательное, что они при этом поют:

"Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель...". Вот вам и будущая Трисвятая песнь или как говорят католики Sanctus. Около 120 г.шестой папа римский Сикст I введёт эту песнь в состав Евхаристической молитвы. И ныне она существует во всех чинах литургии, отделяя т. н. Префацию(благодарение) от Анамнесиса (Воспоминания).

Таким образом к концу I века уже начинает складываться т. н.Евхаристический канон.