Лекция № 4. НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ ДЕНЕЖНЫЕ ОБОРОТЫ

Налично-денежный оборот

Налично-денежный оборот представляет собой процесс движения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Наличные деньги являются универсальным платежным средством, легко конвертируемы в безналичные денежные средства, при их обращении отсутствует фиксация платежей по счетам.

Налично-денежный оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения.

Налично-денежный оборот начинается в РКЦ ЦБ РФ. Наличные деньги переводятся из резервных фондов в оборотные кассы. Таким образом, они поступают в обращение. Из оборотной кассы РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков. Часть этих денег банки могут передавать друг другу на платной основе, но большая часть наличных денег выдается клиентам.

Наличные денежные знаки поступают либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций. Используется для расчетов между предприятиями и выдаются в виде различных видов денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов).

Население использует наличные деньги для взаиморасчетов, оплаты налогов, сборов, страховых и арендных платежей, погашения кредитов, покупки товаров, уплаты штрафов и пени.

В соответствии с Положением ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П для каждого предприятия устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков оно по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После этого предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, где ему открыты соответствующие счета. Если предприятие не представило расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность ¾ сверхлимитной. Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки), а также в соответствии с договором банковского счета.

Для коммерческих банков Положением ЦБ РФ от 25 марта 1997 г. № 56 «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ» устанавливаются минимально допустимые остатки наличных денег в операционных кассах на конец дня. Фактический остаток в кассе не должен быть ниже установленного. Сумму сверх этого остатка кредитные организации сдают в РКЦ. Остаток наличных денег в операционной кассе банка устанавливается учреждениями ЦБ РФ исходя из объема оборота наличных денег, графика поступления наличных денег от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации наличного денежного оборота и кассовой работы.

Для РКЦ Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях БР устанавливается лимит остатка оборотных касс. Сумма денежных знаков превышающая лимит, переводится в резервный фонд, то есть изымается из обращения.

Налично-денежный оборот организуется на основе ряда принципов:

1. Все предприятия и организации должны сдавать наличные деньги (за исключением части установленной лимитом) в банки для последующего зачисления их на счета. Банки устанавливают лимит остатка денежной наличности в кассе предприятий всех форм собственности (за исключением частных предпринимателей).

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы банков или на договорных условиях через инкассаторские службы банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию БР.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими банками каждому предприятию по согласованию с руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков.

2. Обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования. Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска и изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по РФ составляется прогноз кассовых оборотов на квартал. Последовательность разработки данного прогноза рассматривалась в разделе «Современные деньги».

3. Управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке. Территориальные учреждения БР ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются при разработке и при осуществлении практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии в городах и районах. При необходимости предложения по совершенствованию денежного оборота выносятся на рассмотрение представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

4. Организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения.

Безналичный оборот

Безналичный оборот характеризует движение денег в качестве средства платежа, так как предполагает разрыв во времени движения товаров и денежных средств.

Безналичный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, путем зачетов взаимных требований и передачи расчетных документов.

Типы счетов, используемых для расчетных операций, самые разнообразные. Среди них выделяются счета до востребования для обслуживания текущей (основной) деятельности. В разных странах такие счета называются по-разному: В Каире и Франции ¾ текущие, в США ¾ чековые, в Германии ¾ жиросчета, в России ¾ расчетные.

Операции по расчетному счету предприятия характеризуют изменения его долговых требований и обязательств. На расчетные счета предприятий поступает выручка от реализации продукции, с него удовлетворяются долговые требования по выплате заработной платы, производятся отчисления налогов, взносы во внебюджетные фонды, страховые платежи, оплата сырья, погашение ссуд.

Посредником в осуществлении безналичных расчетов выступает коммерческий банк. В РФ предприятия открывают в коммерческих банках следующие основные счета:

· расчетный счет предназначен для осуществления текущих платежей по распоряжению предприятия и зачисления поступлений денежных средств. Расчетные счета открываются предприятиям различных форм собственности, которые являются юридическими лицами и находятся на самостоятельном балансе. Расчетные счета могут быть открыты структурным подразделениям и филиалам предприятий, имеющим отдельный баланс, арендным коллективам, фермерским (крестьянским) хозяйствам, а также предпринимателям без образования юридического лица. Количество расчетных счетов, открываемых предприятию различными коммерческими банками, законодательно не ограничено. Однако если предприятие является недоимщиком по платежам в бюджет, оно должно выбрать по своему усмотрению один счет (так называемый «счет недоимщика»), на котором будут аккумулироваться все денежные суммы, поступающие в адрес этого предприятия во все другие банки;

· текущий счет открывается бюджетным организациям и некоммерческим учреждениям, которые не являются юридическими лицами. Перечень операций по текущему счету ограничен, распоряжаться средствами на нем можно в строгом соответствии с утвержденной сметой;

· специальный счет применяется для хранения денежных средств строго целевого назначения;

· валютный счет предназначен для осуществления расчетов в иностранной валюте. Такой счет открывается в коммерческих банкам, имеющих лицензию ЦБ РФ на проведение валютных операций. Счета могут открываться в любой свободно конвертируемой валюте, при этом на каждый вид валюты необходим отдельный счет.

Для открытия расчетного счета в банк предоставляются следующие документы:

· заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

· документ о государственной регистрации предприятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);

· копия учредительного договора о создании предприятия (заверенная нотариально);

· копия устава (нотариально удостоверенная);

· документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или контракт);

· документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

· две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия и оттиском его печати (нотариально заверенные);

· свидетельство о постановке предприятия на учет в налоговых органах;

· справки о поставке предприятия на учет в государственных внебюджетных фондах;

· регистрационная карточка статистических органов.

После экспертизы документов банк открывает расчетный счет с присвоением номера и заключает с предприятием договор о расчетно-кассовом обслуживании. В договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них.

Расчеты, осуществляемые через кредитные организации и/или ЦБ РФ по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора кор. счета называются безналичными расчетами. К безналичным расчетам относится зачет взаимных требований и обязательств. Взаимные расчеты по сальдо встречных требований между предприятиями или вексельный оборот обычно осуществляются вне банков.

Безналичные расчеты осуществляются на основе ряда принципов.

Первый принцип ¾ правовой режим осуществления расчетов и платежей. Он обусловлен ролью платежной системы, как основного элемента любого современного общества. К главным законодательным актам регулирования расчетов в России относятся: ГК РФ (часть II, глава 45 статья 463), ГПК РФ, АПК РФ. Специальные законодательные и подзаконные акты: Федеральные законы «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», «О переводном и простом векселе» и другие.

Порядок безналичных расчетов определен в части I Положения ЦБ РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ».

Второй принцип ¾ осуществление расчетов по банковским счетам. Для проведения безналичных расчетов необходимо наличие счета, как у плательщика, так и у получателя средств.

Третий принцип ¾ поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Все участники денежного оборота должны планировать поступления и списания денег со своих счетов, а в случае необходимости прибегать к помощи кредитных инструментов с целью кредитования сделки. Выполнение обязательств по договорам является залогом успешной работы всех участников воспроизводственного процесса и защитой от неплатежей.

Четвертый принцип ¾ наличие акцепта плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения, аккредитива), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств; либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований).

Законодательством предусмотрены также случаи безакцептного списания средств (оплата задолженностей по налогам и другим обязательным платежам на основании исполнительных листов выданных судами, некоторых штрафов по распоряжению взыскателей). Списание денежных средств со счета также возможно без распоряжения владельца, если это предусмотрено договором между банком и клиентом.

Пятый принцип ¾ срочность платежа. Соблюдение этого принципа обеспечивает своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Сроки осуществления сделки или операции определяются либо договором, либо законом. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут рационально стоить свой денежный оборот, определять потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса.

Шестой принцип ¾ обеспеченность платежа, предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

В зависимости от характера ликвидных средств различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативная обеспеченность предполагает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств. Перспективная обеспеченность платежей подразумевает предоставление информации и на ее основе проведение оценки платежеспособности и кредитоспособности плательщика на стадии установления хозяйственных связей.

Седьмой принцип ¾ контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения и имущественная ответственность сторон за несоблюдение договорных условий. Нарушения договорных обязательств влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.