МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Согласно данным Союза международных ассоциаций, к XХI в. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число выросло более чем вдвое.

Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.

1. Межгосударственные (межправительственные) организации. Они учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

2. Международные неправительственные организации. Они возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и (или) юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств.

Значение первой группы для регулирования международной жизни неизмеримо больше. Масштабы, характер и глубина воздействия межгосударственных организаций на международную политическую жизнь варьируются в довольно широких пределах. Деятельность некоторых из них имеет особое значение для современных международных отношений и заслуживает специального рассмотрения.

Поскольку об ООН подробно рассказано выше, рассмотрим другие наиболее значимые международные организации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ). Эта структура, на протяжении двух десятилетий называвшаяся СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе), начала функционировать в 1973 г. как дипломатический форум в составе 35 государств. В их число входили практически все страны Европы, а также США и Канада. Уникальность СБСЕ состояла в том, что государства, относившиеся к разным общественно-политическим системам, входившие в противостоящие друг другу военные союзы – НАТО и Организацию Варшавского договора, а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.

Результатом деятельности СБСЕ стал Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г. Он определил принципы взаимоотношений между странами (Хельсинкский декалог) и наметил конкретные шаги по развитию сотрудничества в ряде областей. Продолжением этой линии стали встречи представителей государств СБСЕ в Белграде (1977–1978), Мадриде (1980 – 1983), Вене (1986 – 1989), организация научного (Бонн, 1980) и культурного (Будапешт, 1985) форумов, проведение конференций по экономическому сотрудничеству и «человеческому измерению» СБСЕ (Копенгаген, Москва, 1990–1991), по Средиземноморью (Пальма-де-Майорка, 1990).

С 1995 г. организация стала называться ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Произошло значительное расширение круга участников ОБСЕ. В состав организации вошли все постсоветские государства, страны, возникшие на территории бывшей Югославии.

В результате в настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств. Это придало ОБСЕ более репрезентативный характер и вместе с тем стало фактором, способствовавшим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших

в Закавказье и Центральной Азии. Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы.

Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года. Центральный руководящий орган – Совет министров (в составе министров иностранных дел) – собирается ежегодно. Руководящий совет периодически созывается на уровне директоров политических департаментов внешнеполитических ведомств, этот же орган собирается в качестве Экономического форума. Основным органом для ведения политических консультаций и принятия текущих решений является Постоянный совет, дислоцированный в Вене и включающий постоянных представителей государств-участников; он может также созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Общее руководство оперативной деятельностью ОБСЕ осуществляется действующим председателем; эти функции выполняются поочередно министрами иностранных дел стран-членов на протяжении одного года. Действующий председатель опирается на помощь предшествующего и последующего председателей (вместе они образуют институт «тройки»), может назначать и направлять личных представителей, инициировать создание специальных целевых групп и т.д.

Главным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, избираемый на три года Советом министров и возглавляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене. Для оказания помощи Совету министров создан дислоцированный в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в рамках которого государства-члены проводят соответствующие консультации. Бюро по демократическим институтам и правам человека (размещенный в Варшаве) содействует расширению сотрудничества в области «человеческого измерения» и формированию гражданского общества в новых демократических странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена должность представителя по свободе СМИ. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим органом, занимается проведением новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.

Особо следует отметить обращение ОБСЕ к проблематике конфликтных ситуаций в зоне действия организации. В заявлениях, принимаемых на уровне глав государств и правительств или министров иностранных дел, неоднократно затрагивались конфликты в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии,

Приднестровье и других «горячих точках». Однако принимаемые декларации и призывы, по терминологии часто напоминающие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, оставались, как правило, без практических последствий.

Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы и Балтии присоединиться к НАТО и ЕС, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО) включает в настоящее время 19 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности.

Североатлантический договор был подписан в апреле 1949 г. в Вашингтоне представителями 12 государств; в Организацию Североатлантического договора НАТО вошли США, Канада, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Исландия, Дания, Норвегия, Португалия, Италия. В последующем к ним присоединились Греция и Турция (1952), ФРГ (1955), Испания (1982). В 1999 г. в связи с окончанием «холодной войны» в НАТО были приняты три бывших социалистических государства – Польша, Чехия и Венгрия. Вашингтонский договор 1949 г. – основной документ организации, закрепляющий ее основные цели и принципы. Его текст состоит из статей и преамбулы, где особо подчеркивается, что НАТО создана в соответствии с Уставом ООН, являющимся основополагающим при формировании целей и задач организации.

Высшей политической инстанцией союза является Североатлантический совет, который венчает собой «гражданскую» часть институциональной структуры НАТО. Сессии Совета проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел

(иногда с министрами обороны), а в некоторых случаях и на уровне глав государств и правительств.

Что касается военной организации союза, то ее сердцевиной является интегрированная командная структура, обеспечивающая взаимодействие вооруженных сил стран-членов и их подготовку для участия в коллективной обороне в случае возникновения вооруженного конфликта. Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных компонентов – командований, комитетов, агентств, различных элементов общей военной инфраструктуры и т.п. Основная часть вооруженных сил стран-членов находится под их управлением и передается союзу только в случае войны, но некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. Новые стратегические концепции НАТО:

1. Происходит определенное снижение военной активности в рамках НАТО.

2. Прилагаются усилия для укрепления роли альянса как инструмента стратегического вовлечения США в Европу с одновременным обеспечением большей самостоятельности европейским участникам союза.

3. Взят курс на установление широких контактов и активное развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО.

4. Начиная с 1993 г., центральное место в дискуссиях относительно НАТО занял вопрос о расширении альянса и вступлении в него бывших соцстран и стран Балтии. Россия ведет активную политическую кампанию против расширения НАТО на восток, апеллируя к необходимости не допустить возникновения новых линий раздела в Европе.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС), включающий в себя 25 государств, занимает уникальное место среди международных организаций. В рамках этой структуры осуществляется интеграция участвующих в ней стран – их постепенное сближение через передачу все более широких полномочий в регулирование общественной жизни на уровень всего объединения (сообщества), которое в возрастающей степени обретает черты целостности и способность к самостоятельному регулированию.

Первоначально «шестерка» участников сообщества включала Францию, ФРГ, Италию и страны Бенилюкса (Бельгию, Нидерланды, Люксембург). Первое расширение произошло в начале 1970-х гг. В союз вошли Великобритания, Дания, Исландия. В 1980-х объединение пополнилось Испанией, Португалией, Грецией, а в 90-х гг. ХХ в. в сообщество были приняты Австрия, Швеция и Португалия. Актуален вопрос о принятии в Евросоюз некоторых стран бывшего социалистического лагеря, но относятся старые участники к новым претендентам очень осторожно.

Объективной основой роста ЕС является усиливающаяся интернационализация экономики. Реально союз сориентирован на формирование некоего наднационального (надгосударственного) образования, которое в принципе могло бы «заменить» существующие государственные структуры.

Главной сферой интеграционного развития в рамках ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная задача состоит в формировании унифицированного экономического пространства, в котором все существующие лица как физические, так и юридические, были бы поставлены в рамках ЕС в равные условия независимо от своей национально- государственной принадлежности. В начале 2000-х гг. введена единая валюта для участников Евросоюза – евро.

Это традиционное направление интеграционного развития постепенно дополняется предоставлением сообществу компетенций в новых областях (здравоохранение, транспорт, телекоммуникации, энергоснабжение, индустриальная политика, образование, культура, охрана окружающей среды, научные исследования, развитие технологий, социальная политика). Подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) Договор о ЕС установил, что ЕС будет иметь еще две «опоры» – сотрудничество и взаимодействие в области судебной практики и внутренних дел, а также в области внешней политики и политики безопасности.

Совет принимает решения на основе «диалога» с Комиссией – главным исполнительным органом ЕС, играющим большую роль в организации его повседневной деятельности (и имеющим для этого многочисленный аппарат – свыше 15 тыс. человек). Члены комиссии (20 человек) назначаются национальными правительствами, но не имеют от них императивного мандата и обязаны руководствоваться только интересами сообщества в целом.

Другой особенностью ЕС является существование Европейского парламента, депутаты которого избираются прямым голосованием. По объему полномочий он не может считаться аналогом национальных законодательных органов, однако роль Европарламента в разработке интеграционной политики растет, причем он рассматривается как выразитель сообщества в целом, а не стран-членов.

Важнейшим событием в развитии Европейского Союза стала разработка конституции. Работа по созданию договора, учреждающего конституцию для Европы, началась после создания Европейским Советом в декабре 2001 г. Конвента будущей Европы во главе с бывшим премьер-министром Франции В. Жискар д′Эстеном. Кроме того, в его состав вошли представители Европейского парламента и Европейской комиссии, а также национальных парламентов и правительств государств-членов и государств-кандидатов на вступление в Союз. В общей сложности в работе Конвента приняли участие 107 делегатов, такое же количество заместителей и 13 наблюдателей. Конвент приступил к работе в январе 2002 г.

Через полтора года предварительный вариант конституции был опубликован. После широкого и всестороннего обсуждения, носившего порой весьма острый характер, был разработан окончательный проект, одобренный в июне 2004 г. главами государств и правительств ЕС. 29 октября 2004 г. главы государств-членов Европейского Союза подписали в Риме договор о Конституции ЕС. Конституционный договор передан на рассмотрение и одобрение государствам-членам, которые осуществляют ратификацию на основе своих национальных конституционных процедур. Предполагалось, что конституция вступит в силу в 2007 г.

Она основывается на двух основополагающих документах ЕС: Римском договоре (об образовании Европейского экономического сообщества, 1957) и Маастрихтском договоре. В настоящий момент сложилась своеобразная ситуация.

Конституция носит двойственный характер, что отражает сложную природу Европейского Союза: с одной стороны, объединение государств, с другой – союз народов Европы, обладающий собственным гражданством и многими другими атрибутами государственности.

Конституция ЕС содержит 448 статей, сгруппированных в четыре раздела: институты ЕС, компетенция институтов ЕС и ее осуществление, политика ЕС в различных областях, порядок пересмотра основного закона. В преамбуле конституции закреплено, что она явилась результатом «культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, давшего развитие универсальным ценностям нерушимых и неотъемлемых прав личности, свободы, демократии, равенства и правового государства».

Конституция меняет структуру и функции институтов Европейского Союза. В ЕС появится должность президента.

Появится также министр иностранных дел ЕС, который будет представлять единую европейскую внешнюю политику. При этом страны-члены по-прежнему будут вырабатывать собственную позицию по любому вопросу, а министр ЕС сможет выступать от его имени только при наличии консенсуса по тому или иному вопросу.

Факт появления таких постов переводит ЕС на качественно иной уровень развития интеграционных процессов. Теперь можно рассматривать ЕС не просто как интеграционное объединение, а как конфедерацию, а возможно, даже как федерацию

с единой внешней и внутренней политикой. Хотя полномочия президента и министра иностранных дел ограничены, это не умаляет значимости нововведения.

Однако начало ратификационного процесса в странах-членах ЕС смешал все карты сторонников углубления интеграционного процесса. Попытки утвердить евроконституцию на референдумах во Франции и Нидерландах, а также в парламенте Греции оказались неудачными. Стало очевидно, что общественное мнение европейских стран не готово к отказу от национальной государственности и превращению Евросоюза в федерацию, к чему его пыталась подвести европейская политическая элита. Политики и политологи заговорили о системном кризисе ЕС.

На состоявшемся в Брюсселе в июне 2006 г. двухдневном саммите стран-членов ЕС, целью которого являлась попытка реанимировать европейскую конституцию, решение о судьбе конституции было отложено еще на год. Дело в том, что Германия заявила о намерении в период своего председательства в ЕС (с января 2007 г.) выдвинуть ряд предложений, нацеленных на выход из конституционного кризиса.

СОЮЗ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ) возник как непосредственный результат распада СССР. Участниками этого объединения являются 12 государств – все бывшие союзные республики, за исключением прибалтийских. Такой состав в принципе позволяет СНГ обращаться к многочисленным проблемам, которые являются общими для всех стран-членов по причине их недавней принадлежности к единому государству. Однако превращение СНГ в нечто большее, чем инструмент «цивилизованного развода», все еще остается проблематичным.

В принятом в 1993 г. Уставе СНГ зафиксированы широко сформулированные цели организации – осуществление сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях; создание общего экономического пространства; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Хотя СНГ формально обладает весьма развитой организационной структурой, принимает большое количество решений, результаты практической деятельности этой организации разочаровывающе низки. В СНГ предусмотрено существование Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел (с рабочими и вспомогательными органами), Совета министров обороны, Координационно- консультативного комитета, Экономического суда, различных органов отраслевого сотрудничества, Межпарламентской ассамблеи и т.п.

СНГ не стало ни механизмом прямого или косвенного восстановления унитарного государства, ни инструментом интеграции как процесса формирования некоторой целостности (подобного тому, что происходит в рамках ЕС). Но не оправдались и скептические прогнозы, по которым само существование СНГ лишено смысла по причине расходящихся интересов государств-членов. Никто из них не выражает чрезмерного энтузиазма в отношении практических возможностей СНГ, но никто и не ставит вопроса о прекращении его существования. При всех расхождениях между участниками общим в их подходе к СНГ, по-видимому, является осознание того, что оно могло бы играть полезную, хотя и ограниченную, роль в организации их взаимоотношений.

Примером может служить обращение СНГ к проблематике обеспечения безопасности. В рамках этой организации не только принят ряд концептуальных документов (например, Концепция коллективной безопасности), но и заключены некоторые конкретные многосторонние соглашения (по вопросам создания объединенной системы противовоздушной обороны или по вопросам сотрудничества по охране внешних границ СНГ). Немало решений было принято и в контексте действий по поддержанию мира внутри постсоветского пространства: в частности, от имени СНГ осуществлены

миротворческие операции в Абхазии и Таджикистане.

С другой стороны, даже в отношении этих операций мандат СНГ носит, по существу, формальный характер; фактически они проводятся только силами российских миротворцев, тогда как другие страны никакого реального участия в этой деятельности не принимают. В более общем плане СНГ можно охарактеризовать как институциональную инфраструктуру многостороннего взаимодействия между независимыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР. На современное состояние СНГ и его роль в международно-политическом развитии в постсоветском пространстве накладывают отпечаток несколько обстоятельств, которые оказывают крайне противоречивое воздействие на дальнейшее развитие этой организации.

1. Объективно существующая взаимозависимость между странами, возникшими на территории бывшего СССР, создает весомые предпосылки для их сотрудничества по линии СНГ. Но одновременно такое сотрудничество может рассматриваться и как фактор, сдерживающий диверсификацию их взаимодействия с внешним миром. Поскольку такая диверсификация рассматривается в качестве важной задачи практически всеми постсоветскими государствами, это в определенной степени снижает приоритетность СНГ в их внешнеполитическом мышлении и поведении.

2. Превалирующее положение в этой организации, безусловно, занимает Россия, что обусловливает ее интерес к СНГ и одновременно делает ее единственно возможным лидером в рамках данного объединения, способным инициировать его поступательное развитие. Но для целого ряда других стран именно указанное обстоятельство является причиной осторожного подхода к СНГ как к образованию, которое является политически и экономически несбалансированным и способно увековечить доминирование одного участника и периферийное положение других.

3. Заинтересованность разных стран в налаживании многостороннего развития в рамках СНГ неодинакова, что привело к формированию ряда структур ограниченного состава внутри этой организации («союз двух» – России и Беларуси; «союз четырех» – России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана и др.). Такая меняющаяся «геометрия» сотрудничества стран позволяет им быть более гибкими в налаживании связей друг с другом, но одновременно еще более размывает перспективы консолидации СНГ как

единого целого.

4. Для большинства государств-участников преимущества консолидированного выступления на международной арене пока еще далеко не очевидны. В результате, пока СНГ с формальной точки зрения и обладает международной правосубъектностью, оно практически никак не присутствует на международной арене в качестве самостоятельно

действующего лица. Это радикальным образом отличает СНГ от рассмотренных выше структур (например, ЕС или НАТО) в плане возможного воздействия на организацию политического порядка в Европе. В целом можно сказать, что СНГ выполнило функцию минимизации негативных издержек процесса становления независимых государств на территории бывшего СССР и имеет шанс превратиться в межгосударственное объединение с устойчивой авторитетной позицией. Но пока оно в большей степени представляет собой поле выявления различных (и часто несовпадающих) интересов стран-членов, нежели эффективный механизм их сплочения. Реальная роль этой организации даже в международно-политическом развитии внутри постсоветского пространства остается маргинальной. Выявление и

реализация возможностей СНГ в плане воздействия на современные международные отношения – это еще дело будущего.

ДРУГИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ. Если рассматривать международные организации в целом, то следует отметить, что им присущ определенный «евроцентризм», проявляющийся как в их генезисе, так и в составе участников. Внеевропейские же организации таковы.

ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА (ОАЕ). Создана в 1963 г. и насчитывает свыше 50 государств-членов. Ее институциональная система включает ежегодную Ассамблею глав государств и правительств, собирающийся два раза в год Совет министров (на уровне министров иностранных дел), базирующийся в Аддис-Абебе _____(Эфиопия), Генеральный секретариат, специализированные комиссии (по социально-экономическим вопросам, образованию, науке, культуре, здравоохранению; по беженцам; по посредничеству, примирению и арбитражу). Есть также автономные

специализированные агентства ОАЕ: Общеафриканский союз телекоммуникаций, Общеафриканский Почтовый союз,

Общеафриканское агентство новостей, Союз африканских железных дорог, Организация африканского профсоюзного единства и др.

ОАЕ сыграла немаловажную роль в завершении деколонизации континента, а также в борьбе против апартеида в ЮАР.

В 1996 г. государства-члены ОАЕ подписали договор о создании в Африке зоны, свободной от ядерного оружия.

ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ (ЛАГ). Создана в 1945 г. и насчитывает 22 государства (в 1976 г. в ЛАГ принята Организация освобождения Палестины). Единственным неарабским членом ЛАГ является Сомали, утратившее дееспособность в результате внутреннего распада. Высший орган Лиги – собирающийся два раза в год Совет, в котором каждое государство-участник имеет один голос. Решения Совета, принятые единогласно, обязательны для всех стран; принятые большинством – только для тех, кто проголосовал «за». Примечательно, что в 1979 г. членство в ЛАГ Египта было приостановлено из-за подписания им мирного договора с Израилем. Египет был вновь допущен в ЛАГ в 1989 г. В рамках ЛАГ существует свыше 20 различных структур – Экономический совет, Совет совместной обороны, Административный трибунал, специализированные организации. На протяжении длительного времени эта организация была главным инструментом выявления «арабской солидарности» и противостояния с Израилем и одновременно полем столкновения подходов разных арабских стран к проблеме ближневосточного урегулирования. Лига также проявила активность во время войны в Персидском заливе (1990– 1991 гг.) и кризиса, связанного с проблемой инспекций на территории Ирака, заподозренного в производстве оружия

массового уничтожения, и угрозами США произвести воздушные бомбардировки (1997–1998). По поводу ликвидации в Ираке режима Саддама Хусейна организация четкой позиции не выработала.

ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОАГ). Включает в себя 35 стран Западного полушария. Устав принят в 1948 г. Ежегодно проводится Генеральная ассамблея, консультативные совещания министров иностранных дел, генеральный секретариат для ведения административных дел и ряд других органов.

АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН). Одна из наиболее динамично развивающихся региональных организаций. Возникла в 1967 г. Объединяет девять стран – Сингапур, Малайзию, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму (бывшая Бирма). Характерная особенность АСЕАН – широкая система консультаций с другими участниками международной жизни (США, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Южной Кореей, Китаем, Индией, Россией). Развивается партнерство с ЕС. По существу, АСЕАН превращается в центральный элемент системы

многостороннего взаимодействия в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (ОИК). Создана в 1969 г. с целью содействовать солидарности исламских стран. Отражает возросшую роль мусульманского фактора в развитии современных международных отношений.

В настоящее время данная структура включает в себя 55 государств из разных регионов мира.

Примечательным фактором является вступление в ОИК постсоветских республик с мусульманским населением (Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), которые связывают с присоединением к этой структуре надежды на расширение своих внешнеполитических возможностей.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. К наиболее известным международным неправительственным организациям (МНПО) в настоящее время относятся:

• Гринпис;

• Международная амнистия;

• Международный комитет Красного Креста (МККК);

• Международная ассоциация политических наук;

• Международная организация криминальной полиции (Интерпол);

• Международный олимпийский комитет (МОК);

• Международная конфедерация аккордеонистов;

• Всемирный совет церквей;

• «Врачи без границ»;

• Европейский союз телерадиовещания;

• Международная конфедерация свободных профсоюзов и др.

Некоторые организации нельзя однозначно отнести к международным правительственным или неправительственным.

Например, Международная организация труда (МОТ), входящая в систему ООН, представляет собой межправительственную организацию, но одновременно обеспечивает групповое представительство профсоюзов и предпринимателей из разных

стран; Международная организация криминальной полиции, которая реально представляет собой ассоциацию спецслужб из более чем 100 стран и создана с целью международной кооперации в борьбе с преступностью, юридически рассматривается

как неправительственная организация, хотя ее членами являются государственные структуры.

Одно из главных условий воздействия МНПО на мировые процессы – их связь с межправительственными организациями. В настоящее время многие межправительственные организации привлекают к своей работе МНПО, что позволяет им собирать информацию, мнения квалифицированных экспертов, опираться на общественное мнение при принятии тех или иных решений. В свою очередь, МНПО получают возможность в определенной степени влиять на процесс принятия постановлений межправительственных организаций, высказывая свое мнение по интересующим их проблемам.