Управление качеством

 

Под качеством понимается совокупность свойств продукции (конструк­тивных, эстетических, социальных, экономических, психологических), позво­ляющих ей удовлетворять определенные потребности в соответствии с функ­циональным назначением. Качество всегда соотносится с нуждами и ожида­ниями потребителя, затратами на создание продукции (поэтому экономически должно быть оптимально).

Качество продукта формируется на всех стадиях жизненного цикла (иссле­дования, разработки, проектирование, производство), реализуется и оценивает­ся в потреблении (эксплуатации и утилизации). Его улучшение оказывает бла­готворное воздействие на многие стороны деятельности самого производителя.

Решение проблемы качества требует управления им в широком смысле слова – деятельности, осуществляемой в целях определения, поддержания и по­вышения его необходимого уровня при создании, эксплуатации, потреблении про­дукции, т. е. на допроизводственной, производственной и постпроизводственной стадиях ее жизненного цикла.

Иными словами, управление качеством нацелено как на его обеспечение, так и на улучшение.

Это предполагает ориентированность работы фирмы в целом и каждого сотрудника на поставщиков и потребителей.

Элементами системы управления качеством являются:

1. Планирование (определение цели, стратегии, стандартов и требований, разработка методов, программ качества, регламентирующих конкретные меры по его обеспечению).

2. Текущее управление, направленное на достижение установленных тре­бований к нему (контроль, испытания, выявление отклонений, принятие оператив­ных мер воздействия, проведение организационных и технических мероприя­тий, стимулирование).

3. Обеспечение качества – создание системы внутренних (у производите­ля) и внешних (у потребителя) его гарантий.

4. Стимулирование улучшения качества.

5. Борьба с нарушениями качества.

Конкретными целями управления качеством являются:

- максимальное удовлетворение запросов потребителя и защита его от де­фектной продукции;

- сохранение и повышение репутации фирмы;

- предупреждение брака и снижение непроизводительных затрат;

- достижение высокого технического уровня продукции;

- создание условий для освоения новых видов изделий.

Современными принципами управления качеством считаются:

1) системный подход, предполагающий, что эта проблема решается не только в техническом, но и в организационном, социальном, психологическом ас­пектах на всех стадиях жизненного цикла фирмы и ее продукта всеми подразде­лениями и работниками;

2) превращение управления качеством в ключевой элемент политики стра­тегии компании и формирование обязательных требований к нему на высшем уровне руководства ею;

3) постоянное (с учетом задач повышения качества) совершенствование технологий производства, перестройка организационных структур, в том числе созда­ние специальных служб, отвечающих за него;

4) ориентация на потребителей, тесное взаимодействие с ними и постав­щиками;

5) обеспечение высокого качества продукции при снижении затрат;

6) вовлечение всего персонала в работу по повышению качества, его не­прерывное обучение (в западных фирмах до 7 недель в год с отрывом от производства и обязательной аттестацией);

7) акцент на качестве не только результата, но и деятельности; не на кон­троле, а на устранении причин неудовлетворительного положения дел в этой об­ласти.