ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ.

 

Идея реконструкции была введена в обиход исторической науки усилиями Л. Февра.

Понятие и приемы реконструкции отражают логику работы с документальными массивами и с конкретными предметами-периодами.

В отличие от интерпретационизма - тоже эмпирического действия с источниками определенного времени - реконструкция выдерживает стандарт «объективной» новой теории.

 

Термин «реконструкция» должен акцентировать:

 

1) систематичность и полноту использования источников, относящихся к изучаемому периоду;

 

2) прямое отсутствие объекта интерпретации, который должен возникнуть только в конце фактографического этапа;

 

3) зависимость теоретических обобщений от имеющихся источников.

 

Таким образом, реконструкция ужесточает рамки исследовательской работы в истории.

Реконструктивный подход был введен в историю для изучения человека. Как правило, самостоятельный реконструктивный уровень в процедуре исторического исследования не выделен. Но специфика исторического познания психики настолько велика, что требует подойти к вопросу иначе. Дело в том, что доступный нам исторический памятник так отдален механизмами культурной трансляции от породившей его человеческой активности, а последняя так плотно включена в объективированные структуры, что реально (по крайней мере на первом этапе исследования) восстанавливаются характеристики не личности и сознания, но порождающих их социокультурных систем. Выделение этапа реконструкции, материалы и методы которого непсихо-логичны, хотя и направляются психологическими гипотезами, кажется целесообразным. Психологические объяснения должны в этом случае относиться к исторической реконструкции как всякие теоретические обобщения к их опытно-эмпирической базе.

 

«...Сначала детально инвентаризовать, а затем воссоздать духовный багаж, которым располагали люди изучаемой эпохи; с помощью эрудиции, а также воображения восстановить во всей его целостности физический, интеллектуальный и моральный образ эпохи...» - пишет Л. Февр [1991, с. 107.

 

«От физиологического до духовного, от хлеба насущного до мистики - все в поведении людей должно быть пройдено в рассмотрении, затем соединено друг с другом» - так определяется объем реконструкции у Р. Мандру [Mandrou, 1961, р. XIII].

В работе Р. Мандру, наиболее последовательно воплотившей глобальные устремления Л. Февра, полнота человека воссоздается в несколько этапов:

 

1) условия материального существования («человек физический»);

 

2) средства познания, в том числе так называемый ментальный инструментарий («человек психический»);

 

3) социальная среда (классовые и семейно-групповые отношения);

 

4) повседневные занятия (включая профессиональную деятельность и развлечения);

 

5) духовная деятельность (искусство, наука, религия);

 

6) формы социального и духовного эскапизма (бродяжничество, мистика, самоубийство и т.д.).

 

Завершающим этапом реконструкции и синтезирующей характеристикой духовности эпохи выступает картина мира изучаемой эпохи.

 

Понятно, что при значительном размахе реконструкции роль вспомогательных дисциплин возрастает. В настоящее время успехи «новой истории» зависят от развития стимулированных ею истории питания, истории болезней, исторической демографии, так называемой истории повседневности и т.д.