Государственные займы. Основные направления расходования государственных финансовых ресурсов.
Государственный заем –это отношения между государством в лице Правительства и юридическими и физическими лицами по поводу размещения, обращения и погашения государственных ценных бумаг, используемых для финансирования бюджетного дефицита.
Государственный заем является одним из источников доходов государства, но с ним затраты государства возрастают, так как нужно уплачивать проценты. Займы для финансирования государственных расходов приводят к значительным размерам государственного долга, хроническим дефицитам бюджетов, стимулируют развитие инфляционных процессов. Государство может прибегать к заимствованию денежных средств как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами, поэтому может возникать как внутренний государственный долг, так и внешний.
Отношения по поводу внутреннего государственного долга регулируются Банковским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. № 2328-XII (ред. от 24.09.1996) «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» и др. нормативными актами. Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Совета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. В соответствии со ст.4 Закона внутренний государственный долг может быть представлен в виде:
♦займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;
♦кредитов Национального банка Республики Беларусь;
♦других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.
Размер заимствования Правительства у Национального банка регулируется законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.
Государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными и долгосрочными.
В Республике Беларусь отношения по поводу внешнего государственного долга регулируются Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», нормами международного права, соглашениями Республики Беларусь с другими государствами и международными финансовыми организациями.
Внешний государственный долг формируется совокупностью ее финансовых обязательств иностранным кредиторам по займам, предоставленным Правительству либо под гарантию Правительства, подлежащим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных условиях. Обслуживание и погашение внешнего государственного долга осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета по кредитным линиям.
Расходы, имеющие общегосударственное значение, производятся из республиканского бюджета, а расходы, имеющие соответствующее местное значение – из местных бюджетов. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь можно выделить четыре основные группы расходов:
Первая группа составляет расходы на развитие народного хозяйства по следующим направлениям:
1) содержание, поддержка и расширение государственного сектора экономики;
2) государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной собственности;
3) внешнеэкономическая деятельность;
4) обслуживание государственного долга;
5) мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
6) природоохранные мероприятия;
7) прочие расходы экономического характера.
Вторая группа составляет расходы на образование, культуру, искусство, науку, здравоохранение, физкультуру и спорт и другие социальные программы.
Третья группа составляет расходы на содержание всего государственного аппарата:
1) содержание органов законодательной власти;
2) содержание исполнительных органов власти;
3) содержание судебной власти;
4) содержание правоохранительных органов и прокуратуры;
5) содержание на проведение выборов и референдумов.
Четвертая группа составляет расходы, обеспечивающие безопасность нашей страны:
1) национальная оборона страны;
2) таможенные и пограничные органы;
3) финансовые и налоговые органы;
4) затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов.