ЛЕКЦИЯ 3. Казачество в составе Российской империи.

 

В развитии взаимоотношений Российского государства и донского казачества выделяют несколько этапов.

Первый этап (сер. XVI в. - 1613 г.) - период автономного существования, отношения равноправного эпизодического сотрудничества.

К середине XVI века завершился процесс формирования общественно-политической организации Войско Донское, объединяющей самоуправляющиеся вольные общины, по форме правления напоминающую военную республику. Войско состояло из территориального ополчения всех мужчин. Каждая община самостоятельно решала свои вопросы, а в случае опасности готова была выделить воинов для главного войска.

В XVI веке столица находилась в городке Раздоры (на острове между рукавом Дона и главным руслом). Там находился аппарат управления края: войсковой атаман с канцелярией и есаулы; собирались народные собрания - круги.

  становая изба

 

 

Казаки стремились воплотить в жизнь принципы свободы, равенства и братства. Положение каждого казака определялось лишь мерой его врожденных способностей и действительных заслуг перед станицей и Войском. Никаких монополий в правах, никаких наследственных привилегий.

Казак - вольный человек, равноправный член единой братской казачьей семьи.

Первым признал независимость Дона Иван IV Грозный. Отношения строились как с равным партнером на международной арене имеющих общих врагов. Дела войска рассматривал посольский приказ. Уже с 60-70-х гг. XVI века Московское государство начало проявлять инициативу по фиксированию добрососедских отношений с казачеством. Московское правительство различными способами стремилось подчинить себе казачьи общины, чтобы использовать их как в военных и пограничных целях, так и в дипломатических и торговых сношениях с турецкой империей. За оказание услуг московское правительство предлагало выплачивать жалованье.

Экономическая неразвитость вынуждала казаков идти на союз с московским государством. Имелись и другие причины вынуждавшие дорожить дружбой могучего северного соседа. Это и враждебное окружение, и необходимость пользоваться услугами московского рынка, и возможность ездить на богомолье в православные монастыри, и родственные связи.

Отношения с Москвой оставались неизменными до прихода к власти Бориса Годунова. Будучи еще правителем государства, при слабовольном царе Федоре Ивановиче (сыне Иоанна Грозного), Годунов начал ограничивать права казаков и их свободное передвижение на донском пограничье. Став царем (1598 г.), Борис перестал высылать на Дон обычное жалованье, объявил запрет не только прежней беспошлинной торговле, но и само посещение донскими казаками Московского царства. Эти мероприятия поколебали вошедшие в традицию связи Войска Донского с московскими царями и в значительной мере определили их поведение в годы Великой Смуты.

Россия длительное время почти не вмешивалась во внутреннюю жизнь донцов, но с усилением ее военной мощи и укрепления личной власти ее правителей Москва все более и более стала ограничивать их права и привилегии. Это выразилось в нарушении целого ряда старинных обычаев и ограничении прав Войска: исключительного пользования земельными и лесными угодьями, рыбными промыслами на своей территории; свободы торговли; надежного укрытия всех беглых и вольных людей; вольного выбора службы; беспрепятственных внешних сношений и самостоятельности во внутреннем управлении. Такое вмешательство привело к восстанию казаков под предводительством К.А. Булавина. После подавления, которого верховное правительство повело решительное наступление на суверенитет войска и уничтожение его демократических институтов. На Войско были обрушены репрессии. После завершения ожесточенных боев каратели казнили 7 тыс. казаков, 44 казачьих городка были уничтожены, территория почти в 1 миллион десятин отнята у казачества и передана русским и украинским помещикам. Однако правительство Петра I не ставило задачу полного этнического и политического уничтожения казачества. Это был лишь важный шаг на пути окончательного «огосударствления» и регламентации его образа жизни, превращения в военно-служилое сословие Российской империи.

Территория Войска Донского в 1708 г. была включена в состав Азовской губернии. В апреле 1709 г., когда на Дон прибыл царь, по его приказу были казнены некоторые старшины, замеченные в восстании Булавина. Нового войскового атамана Петра Рамазанова (Емельянова) назначил сам Петр I, без избрания его на войсковом кругу. По указу от 1723 г. войсковые атаманы назначались только верховной властью. С этого времени их стали именовать наказными, потому что они не избирались всем Войском, а управляли им по высочайшему наказу. В 1732 г. войсковой круг лишился полномочий избирать походных атаманов, а позже в 1754 г. - войсковых старшин. Дольше всех оставались выборными гражданские должности (войсковые есаулы, подписные старики, дьяки, писари). Однако, пользуясь своим влиянием, атаман и старшины на войсковом круге проводили на эти должности, как правило, угодных им кандидатов, чаще всего из числа своих же родственников. Наиболее важные дела с 1716 г., преимущественно гражданские, выносились на заседания Сената. Казачьи общины были преобразованы в иррегулярные (нерегулярные) казачьи войска и в 1721 г. перешли в ведение Военной коллегии. Войсковой круг собирался главным образом для выслушивания царских указов, распределения жалованья и решения текущих дел. Сужение компетенции круга приводило к тому, что на круг созывали лишь казаков черкасских городских станиц, а жители дальних станиц часто даже не знали и его созыве.

С ограничением роли Войскового круга значительно усилилось влияние старшин. Было создано правительство, которое называлось Канцелярия войсковых дел старшин, рассматривавшее все текущие дела. Со временем власть атамана в войске значительно усилилась, тогда, как роль старшин стала ослабевать. С 1760 г. на заседания правительства старшины призывались только «по назначению войскового атамана», в руках которого к тому времени сосредоточилась вся власть, и военная, и гражданская. При этом на собрания Канцелярии приглашались не все старшины, а только «наличные». Как правило, это были родственники атамана и его приближенные, самые знатные и богатые люди в войске. В их руках находилась вся власть на Дону, и все вопросы они решали только по своему усмотрению. Имперское правительство было не довольно таким положением и стремилось уменьшить привилегии казаков в сфере управления, ликвидировать все демократические институты и установить в крае правление по типу губернского. К тому же усиление гражданственности во всех сферах жизни казаков, значительные перемены в экономической жизни и социальной структуре войскового общества вызывали необходимость преобразований войсковых органов.

К реорганизации войсковых органов власти царское правительство смогло приступить только в 1775 г. Инициативу по преобразованиям в иррегулярных войсках взял на себя начальник легкой кавалерии и иррегулярных войск князь Г.А. Потемкин. Преобразования были направлены на подчинение царской власти казачьих органов власти. Формировалась четкая вертикаль власти необходимая для эффективного контроля над Войском и казачеством. Вместе с тем на Дону сохранялись особенности управления: в станицах - традиционное казачье самоуправление, выборная власть в виде сыскных начальств, выборные старшины в войсковой канцелярии. Только в 1775 году на территории Войска стали действовать общероссийские законы.

Система управления

Войском Донским в конце XVIII века

Войсковой атаман

(глава войсковой администрации)

Войсковая канцелярия

(Войсковое правительство)

Состояло из старшин Черкасска и других станиц

Сыскные начальства

(выборная окружная власть)

Ведала гражданским и военным управлением, финансами, вела поиск беглых и преступников, разбирала судебные тяжбы

Станичные управления

(Станичные сборы - распорядительная власть станиц, выборные станичный атаман и станичное правление были исполнительной властью, ответственной перед сбором.)

Ведало всеми делами станицы

В первой половине XIX века ставилась задача приблизить систему управления войском к губернской. С 1819 г. над проектом преобразований работал Комитет об устройстве Войска Донского, возглавлявшийся сначала войсковым атаманом А.К. Денисовым. Он предложил реформировать систему управления путем восстановления принципов традиционного казачьего самоуправления, что совершенно не соответствовало планам царской власти. С 1821 г. комитет возглавил генерал А. Чернышев - председатель правительства, впоследствии военный министр России, противник легализации помещичьей собственности на Дону.

Итогом многолетней работы комитета явилось «Положение об управлении войском Донским», утвержденное Николаем I в 1835 г. Оно регламентировало не только систему управления, но и все важнейшие сферы жизни Войска: землепользование станиц и казаков, дворянское частное землевладение и сословную организацию. Обозначило оно и официальный статус казаков как сословия Российской империи.

Система войскового управления по «Положению» 1835 г.

Войсковой наказной атаман

(глава военной и гражданской администрации)

 

Войсковое дежурство Войсковое правление

(ведало военными делами и (рассматривало все вопросы

службой казаков, состав его мирной жизни казаков и других

назначался военным сословий, было в основном из министром и атаманом) избираемых лиц)

 

Окружные дежурства Сыскные начальства

(выборное военное управление в округах) (не изменились с XVIII века)

 

Станичные управления

(не изменились с XVIII века)

Управление войском состояло из органов военного и гражданского управления, обособленных друг от друга. Структура и функции каждой из ветвей власти детально регламентировались. Военная и гражданская власти объединялись лишь на уровне войскового атамана.

Административно территория Войска была разделена в военном отношении на четыре округа, в гражданском - на семь сыскных начальств. Принцип занятия ряда должностей на основе выборов сохранялся. Донские дворяне каждые три года на своих собраниях избирали старших членов Войскового правления, Войскового уголовного и Гражданского судов, сыскных начальств, четырех окружных генералов и др. Всего в войсковые должности избиралось 150 человек.

Т.о. в 1835 году система управления Войском Донским была максимально приближена к губернской.