Метод расстояний
В данном методе, помимо информации о показателях (х), коэффициентах сравнительной значимости показателей и характеристик направления действия показателей , требуется определить по имеющейся информации подразделение-эталон. Это реально не существующее подразделение характеризуется наилучшими значениями по каждому показателю среди всех имеющихся. Показатели подразделения-эталона строятся следующим образом:
= max при sj = +1;
= min при sj = -1.
В каждом столбце матрицы Х находится наилучшее значение показателя; найденные значения образуют дополнительную строку чисел - показателей подразделения-эталона.
Оценка Ri каждого i-ого подразделения вычисляется как квадрат расстояний между двумя точками в m-мерном пространстве, координаты первой – это значения показателей подразделения-эталона, а координаты второй – показатели подразделений i.
Ri вычисляется по формуле:
(4)
Для вычисления «действительного» расстояния между точками m-мерного пространства необходимо извлечь квадратный корень из всех величин , но, как правило, это действие не производится, поскольку оно не влияет на упорядоченность оценок.
Коэффициенты сравнительной значимости kj необходимы для придания веса различным показателям в соответствии с их важностью. Чем больше kj, тем более значим показатель j, тем в большей степени отклонение от эталона будет влиять на общую суммарную оценку Ri.
Критерий оценки наилучшего подразделения: min Ri (1im).
Метод расстояний наиболее формализованный из рассмотренных выше. Он легко позволяет учитывать значимость показателей, и его идея определения оценок как расстояний между точками-подразделениями и точкой-эталоном весьма убедительна.
Вместе с тем и этот методом имеет ряд недостатков:
1. Процедура вычислений сложна, а результаты не столь наглядны.
2. Сама по себе процедура оценки нуждается в совершенствовании: вариации различных показателей могут существенно отличаться, а это означает, что показатели с большей вариацией будут иметь больший вес в суммарной оценке, и, следовательно, неявно они получают преимущество по сравнению с другими показателями.
Сложность и не наглядность метода, возможно, и могут служить препятствием для его широкого применения, но в научных исследованиях на первый план выдвигаются требования обоснованности и логической непротиворечивости метода.