ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Специального рассмотрения требует вопрос о государственных функциях, их характере и наборе, распределении между органами и по уровням управления. Формирование функций происходит в процессе становления, укрепления и развития государства. После­довательность возникновения функций зависит от очередности за­дач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а

также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий: потребностей и интересов населения, экономических воз­можностей общества, нравственного и культурного уровня общества, профессионализма государственных структур и др. Функции феде­ральных органов исполнительной власти РФ представлены в табл. 38.1.

В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели, задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести пе­реносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государ­ства ключевое место занимает экономическая функция; на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реали­зации собственно государственных функций и т.д. Каждая функ­ция государства имеет определенное содержание, поскольку пред­полагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает цели и задачи государства: чем занимаются его органы и какие вопросы они решают. Содержа­ние функций не остается неизменным. Большим своеобразием от­личаются функции государства в периоды радикальных соци­альных перемен и переходных состояний.

Проведенный в 2004 г. в России анализ обоснованности и це­лесообразности выполнения всего набора государственных фун­кций на федеральном уровне показал, что каждая пятая функция государства избыточна, порядка 8% дублируются, около 15% тре­буют уточнения. Каждая вторая функция подлежит упразднению или пересмотру, для чего потребуется внести изменения более чем в 400 нормативно-правовых актов, в их числе в 160 федеральных законов и 13 кодексов.

Система органов государственной власти формируется с целью организованного и скоординированного выполнения функций, классификация которых приводится ниже. К внутренним от­носят следующие функции: политическую, экономическую, соци­альную, экологическую, налогообложения и финансового контро­ля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и пра­вопорядка. В н е ш н и е функции включают интеграцию в мировую экономику, оборону страны, поддержку мирового поряд­ка, сотрудничество с другими государствами в решении глобаль­ных проблем (экологической, сырьевой, энергетической, демо­графической и др.). По уровням федеративного устройства функ­ции государственного управления распределяются следующим образом (табл. 8.1).

Теорией и практикой управления выработаны определенные принципы образования органов исполнительной власти и

Таблица 8.1