Расчет червячной передачи по напряжениям изгиба
Для прямозубых зубчатых колёс условие прочности по изгибным напряжениям
Для червячного колеса (рис. 10.6)
гдеи- учитывают наличие перекрытия и реальную длину линии контакта;
.
Тогда условие прочности для червячного колеса запишется
,
где Yb=cos2gw – коэффициент, учитывающий отличия в работе биэквивалентного прямозубого колеса и реального червячного колеса, или
Для средних приведенных значений d=500;ea=1,6; ku= 0,75 получим
Для проектировочного расчета модуль определяют по зависимости m=d2/z2.
Здесь d2 принимают из проектировочного расчета на контактную выносливость, а z2= z1U, где z1 – число заходов.
Тепловой расчет червячного редуктора
Механическая энергия, затрачиваемая на преодоление сил трения в червячном редукторе, превращается в тепло. Повышение температуры приводит к снижению вязкости в смазке и её защитных свойств, что приводит к вероятности задиров. Условие теплового расчета tm £ [tm], где [tm] = 80…95 0C, для авиационных масел [tm] =110 0C – допускаемая температура масла.
Мощность теплового потока выделяемого в результате работы сил трения
.
Мощность, отводимая в результате охлаждения определяется по зависимости
.
Здесь kT=12…19 Вт/м2·С0– коэффициент теплоотдачи от поверхности корпуса редуктора; А – поверхность охлаждения, [м2]; (tm-t0) – разность температур масла и окружающего воздуха [0C] , где t0=20 0С.
Таким образом, в связи с наличием трения тепло подводится, а из-за теплоотдачи отводится. С течением времени установится постоянная температура вследствие теплового баланса, т.к. Pr=Pотв . Следовательно можно записать
1000P1(1-h)=kTA(tm-t0).
Из последнего уравнения находят
.
Если оказалось, что tm> [tm], то используют следующие мероприятия:
- Снижают потери на трение;
- Увеличивают поверхность охлаждения за счет оребрения;
- Применяют искусственное охлаждение – обдув, водяное охлаждение масляной ванны, циркуляционная смазка. За счет этого kT можно увеличить в 10 и более раз.