Расчет червячной передачи по напряжениям изгиба

 

Для прямозубых зубчатых колёс условие прочности по изгибным напряжениям

Для червячного колеса (рис. 10.6)

гдеи- учитывают наличие перекрытия и реальную длину линии контакта;

.

Тогда условие прочности для червячного колеса запишется

,

где Yb=cos2gw – коэффициент, учитывающий отличия в работе биэквивалентного прямозубого колеса и реального червячного колеса, или

Для средних приведенных значений d=500;ea=1,6; ku= 0,75 получим

Для проектировочного расчета модуль определяют по зависимости m=d2/z2.

Здесь d2 принимают из проектировочного расчета на контактную выносливость, а z2= z1U, где z1 – число заходов.

 

Тепловой расчет червячного редуктора

Механическая энергия, затрачиваемая на преодоление сил трения в червячном редукторе, превращается в тепло. Повышение температуры приводит к снижению вязкости в смазке и её защитных свойств, что приводит к вероятности задиров. Условие теплового расчета tm £ [tm], где [tm] = 80…95 0C, для авиационных масел [tm] =110 0C – допускаемая температура масла.

Мощность теплового потока выделяемого в результате работы сил трения

.

Мощность, отводимая в результате охлаждения определяется по зависимости

.

Здесь kT=12…19 Вт/м2·С0– коэффициент теплоотдачи от поверхности корпуса редуктора; А – поверхность охлаждения, [м2]; (tm-t0) – разность температур масла и окружающего воздуха [0C] , где t0=20 0С.

Таким образом, в связи с наличием трения тепло подводится, а из-за теплоотдачи отводится. С течением времени установится постоянная температура вследствие теплового баланса, т.к. Pr=Pотв . Следовательно можно записать

1000P1(1-h)=kTA(tm-t0).

Из последнего уравнения находят

.

Если оказалось, что tm> [tm], то используют следующие мероприятия:

  1. Снижают потери на трение;
  2. Увеличивают поверхность охлаждения за счет оребрения;
  3. Применяют искусственное охлаждение – обдув, водяное охлаждение масляной ванны, циркуляционная смазка. За счет этого kT можно увеличить в 10 и более раз.